Закон детального обсуждения мелочей

Коммуникативное согласие и законы речевого воздействия

Для современных гуманитарных наук важным становится представление о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества: человеческие отношения, да и сама социальная жизнь, невозможны без общения. Весьма актуальной в этом плане является теория коммуникативного действия современного немецкого социолога Юргена Хабермаса, в работах которого раскрываются такие важные понятия, как коммуникативность, коммуникативное пространство, коммуникативное действие и др. Важной является высказанная автором мысль: «Спираль насилия начинается со спирали нарушенной коммуникации». Особое место в его концепции занимает идея коммуникативного согласия, или консенсуса.

Ю. Хабермас разграничивает два типа человеческих действий: инструментальное и коммуникативное. Если инструментальное действие ориентировано па успех, то коммуникативное — на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. При этом важным элементом теории коммуникативного действия является положение о том, что подобное согласие относительно ситуации и ожидаемых следствий основано на убеждении, а не на принуждении. Коммуникативное согласие предполагает координацию именно тех усилий людей, которые направлены на взаимопонимание.

Суть коммуникативного действия, по Ю. Хабермасу, состоит в необходимости для собеседников самим находить и применять рациональные основания, способные убедить участников коммуникации и склонить их к согласию. Таким образом формируется новая задача современной философии (и гуманитарной мысли) — обнаружить и описать все многообразие различных коммуникативных аспектов и измерений в реальной коммуникации людей, помогая современному человеку находить и использовать механизмы согласия, консенсуса, убеждения, без которых не может быть нормального демократического процесса.

Главный постулат теории коммуникативного действия достижение согласия через преодоление разобщенности между индивидами. При этом, по мнению современных философов, достижение согласия следует отличать от простого единодушия, которое может иметь различную природу: от индифферентности до конформизма. Коммуникативное согласие для участников коммуникации должно стать самостоятельной важной и значимой целью, а не связываться с каким-либо внешним воздействием: консенсус не должен быть вынужденным — к нему собеседники должны прийти обоюдно и добровольно.

Среди множества разнообразных способов достижения коммуникативного согласия в межличностном общении можно назвать следующие: соблюдение речевого этикета, вербальные и невербальные сигналы понимания и согласия, фатические (контактоустанавливающие) средства, конкретизация сообщения собеседника, призыв к уточнению, развитие предложенной собеседником темы, поддакивание, речевой подхват, положительная эмоциональная оценка, языковая игра, поощрение речевых усилий собеседника, разнообразные повторы-подхваты реплик или элементов высказывания партнера и многое другое.

Идеальной формой коммуникативного согласия становится ситуация, когда один говорящий «угадывает» продолжение реплики другого, который, в свою очередь, принимает «версию» своего собеседника.

В качестве примера такого диалога, построенного на коммуникативном согласии, можно привести фрагмент задушевной беседы брата и сестры из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

— Бывает с тобой, — сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, — бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет — ничего; что все, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?

— Еще как! — сказал он. — У меня бывало, что все хороню, все веселы, а мне придет в голову, что все это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка. и так мне вдруг скучно стало.

— Ах, я это знаю. Знаю, знаю, — подхватила Наташа. -Я еще маленькая была, так со мной это было. Помнишь, раз меня за сливы наказали, и вы все танцевали, а я сидела в классной и рыдала. Так рыдала, никогда не забуду. Мне и грустно было, и жалко было всех, и себя, всех-всех жалко. И главное, я не виновата была, — сказала Наташа, — ты помнишь?

— Помню, — сказал Николай. — Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить, и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка-болванчик, и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?

— А помнишь ты, — сказала Наташа с задумчивой улыбкой, -как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, и темно было — мы пришли, и вдруг там стоит.

— Арап, — докончил Николай с радостной улыбкой, — как же не помнить. Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.

Такого рода беседы демонстрируют особый тип диалога — диалог-унисон, который характеризует речь доброжелательно настроенных друг к другу участников. Для этого типа свойственны следующие речевые особенности: подтверждение и дополнение реплик собеседника, подхватывание, завершение фразы партнера по коммуникации («досказывание»), включение реплики собеседника в собственную речевую партию. Диалог-унисон всегда отражает коммуникативное согласие собеседников.

Итак, можно утверждать, что для современной риторики такие заимствованные из философии и теории коммуникации понятия, как «коммуникативное согласие», «коммуникативное поведение», «коммуникативные тактики и стратегии», становятся как никогда важными и актуальными.

Многое сделал для современной науки о речевом воздействии американский психолог Дейл Карнеги, который впервые систематически описал некоторые правила и приемы эффективного общения. Из богатого вклада Д. Карнеги в современные представления о речевом воздействии можно выделить несколько главных положений.

1. В общении людей действуют определенные правила и законы.

2. Соблюдение достаточно простых правил делает общение более эффективным.

3. Успешность общения строится на фундаменте толерантности.

4. Любой человек в процессе обучения и размышления над собственным общением может повысить эффективность своих коммуникативных навыков и умений.

5. Наиболее действенный метод обучения взрослых правильному речевому воздействию — это обсуждение показательных случаев из жизни и выведение на их основе правил эффективного общения.

Важнейшее значение работ Д. Карнеги состоит в том, что он учит людей задумываться над процессом общения, совершенствовать коммуникативные навыки и умения, развивать навыки авторефлексии, строить общение на основе принципа толерантности и интереса к собеседнику. Эти простые способы приводят к успеху в делах и улучшению взаимоотношений с окружающими.

Для достижения коммуникативного согласия как в межличностном, так и в публичном общении культура и общество за длительную историю существования выработали своего рода правила ведения коммуникации. Часть этих правил может быть сформулирована в виде законов, подробно охарактеризованных, например, в работах И. А. Стерпина. Остановимся на некоторых из них.

Закон зеркального развития общения: собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего партнера. Интересно, что в большинстве случаев люди следуют этому закону бессознательно: если в доброжелательной беседе один собеседник поменяет позу или начнет говорить чуть тише, то и второй собеседник примет ту же позу и также начнет говорить тише.

Наиболее часто «отзеркаливаются» позы и жесты, эмоциональность, громкость и темп речи. Однако зеркальными могут быть и слова, и целые реплики (ср. «стандартный» финал детских ссор: «Дурак! — Сам дурак!»). Более того, повтор слова или предложения позволяет выразить согласие с собеседником, доброжелательное отношение к нему:

— Удивительное существо. странное существо, — прибавил Шубин после короткого молчания.

— Да, она удивительная девушка, — повторил за ним Берсенев (И. С. Тургенев. Накануне).

Правильное подражание манере говорить собеседника, его эмоциональности, а также аккуратный повтор сто слов и высказываний — действенный способ достичь коммуникативного согласия в беседе и добиться гармонизации общения.

Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий: чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем выше эффективность общения. Вежливость и соблюдение правил речевого этикета всегда предполагают развернутые формулы, ступенчатость оформления просьбы или пожелания. И наоборот: короткие просьбы и распоряжения зачастую выполняются неохотно, так как воспринимаются как приказы. Усилия, приложенные к тому, чтобы высказать мысль не только четко и ясно для собеседника, но и ярко, выразительно, как правило, ведут к успешности коммуникации. Усилия слушателей (проявленное внимание, доброжелательность, готовность к восприятию чужой позиции) также являются залогом эффективного общения.

Анализ разных форм межличностного общения в частной, деловой н публичной сферах убеждает, что эффективность коммуникации прямо пропорциональна коммуникативным усилиям участников общения.

Закон первичного отторжения новой идеи: новая, непривычная идея в первый момент собеседником обычно отвергается. Другими словами, если человек вдруг получает информацию, которая противоречит существующему в его сознании мнению или представлению, то первая мысль, возникающая у слушателя, следующая: эта информация ошибочна, говорящий не прав, эта идея вредна и принимать ее не надо.

Таким образом, для достижения коммуникативного согласия и гармонизации общения (особенно в публичных выступлениях) необходимо аккуратно вводить новые знания и факты, следуя одной из педагогических заповедей швейцарского педагога Песталоцци: «В обучении следует идти от известного к неизвестному».

Закон речевого самовоздействия: словесное воплощение идеи или эмоции способствует формированию этой идеи (эмоции) у самого говорящего. Современная психолингвистика утверждает, что мысль не только формируется в слове, но и формируется словом: иными словами, высказанная мысль становится более убедительной для обоих собеседников — как для слушающего, так и для говорящего. Словесное выражение некоторой мысли позволяет человеку укрепиться в ней и окончательно уяснить ее для себя. Если человек своими словами объясняет что-либо собеседнику, он сам лучше уясняет суть рассказываемого. Этот закон был известен еще древним риторам: крылатое латинское выражение (автор которого — знаменитый Сенека) означает «Обучая, мы учимся сами».

Кстати, на этот же закон опираются и многие религиозные (молитвы, мантры) и психологические (аутотренинга) практики.

Закон отторжения публичной критики: обычно человек отторгает публичную критику в свой адрес (оно может быть выражено словесно или остаться невыраженным). Ни один человек не хотел бы, чтобы кто-либо публично усомнился в его умственных способностях или моральных качествах. Именно поэтому любое поучение, критика или непрошенный совет в процессе общения воспринимаются как минимум настороженно, как покушение на самостоятельность, как демонстративное сомнение в компетентности и способности принимать самостоятельные решения. В условиях, когда персональная критика осуществляется в присутствии других людей, она отвергается практически всегда. Этот закон необходимо учитывать как в межличностном общении, избегая прямых и категоричных оценок личности собеседника, так и в публичном, особенно при ведении дебатов, дискуссии и т.п.

Закон доверия к простым словам (закон коммуникативной простоты): чем проще слова и выражения, используемые для вербализации мысли, тем лучше ее понимание и тем больше доверия вызывает говорящий. Особенностью, отличающей речевое поведение многих молодых дипломированных специалистов, является чрезмерное употребление терминологии, подчас весьма узко известной. Однако настоящий специалист может говорить о сложнейших научных проблемах простым языком. Эту мысль по отношению к научной деятельности выразил знаменитый британский физик Эрнест Резерфорд: «Если вы не можете объяснить полученный вами результат на простом, не отягощенном специальными терминами языке, это значит, что вы не понимаете его по-настоящему». Простота содержания и формы в общении — залог коммуникативного успеха и верный путь к коммуникативному согласию.

Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны и привычны. Многие из простых истин вечны, и поэтому апелляция к ним гарантирует интерес собеседников и их внимание. Кстати, этим законом речевого воздействия активно пользуются политики во всем мире: обращение к простым истинам — основа популизма.

Закон притяжения критики: чем больше говорящий выделяется на фоне окружающих, тем больше людей подвергает критике его действия. Неординарный в интеллектуальном или ином плане человек всегда становится объектом повышенного внимания и, подобно магниту, притягивает к себе критику. Человек, выступающий перед публикой (особенно незнакомой, безразличной или недоброжелательной), должен быть заранее готов к критическому отношению к себе.

Интересно отметить, что этот закон действует по отношению не только к интеллектуальной «выделенности» ритора, но и к его внешнему облику. Известно, например, что женщин, выступающих публично, аудитория оценивает в первую очередь по внешнему виду и только во вторую очередь — по ораторским способностям.

Кстати, именно на этом законе строится рождение и существование многих мультимедийных персонажей: «звезда», попадая в категорию выдающихся людей, становится объектом повышенного внимания жадной до сплетен публики — каждое действие «звезды» становится предметом обсуждения, критики и даже злословия. Публика получает от этого огромное удовольствие и не теряет интерес к «звезде». В свою очередь, средства массовой информации еще более подогревают нездоровый интерес к медийной персоне, используя скандалы и сплетни в беседах со «звездами».

Закон отклонения публичной критики: когда осуществляется публичная критика кого-либо но тому или иному вопросу и при этом присутствует человек, у которого есть аналогичные недостатки, но его лично в данный момент не критикуют, этот человек критику по отношению к себе (критику по аналогии) практически всегда отвергает, считая, что «у него — совсем другое».

Закон искажения информации при ее передаче (закон «испорченного телефона»): любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих ее лиц. Эта житейская истина не требует доказательств: чем большее число людей передает какую-либо информацию, тем больше вероятность ее искажения.

Закон детального обсуждения мелочей: большинство людей охотнее сосредоточивает свое внимание на обсуждении незначительных вопросов и готово уделять этому гораздо больше времени, нежели обсуждению важных проблем. Знание этого закона особенно ценно для публичных обсуждений (полемики, дискуссии, дебатов), а также при принятии коллективных решений.

Американский историк и юморист Сирил Норткот Паркинсон приводит следующий убедительный пример действия данного закона: обсуждение выделения многомиллионного кредита на строительство атомного реактора (цена проекта — 10 млн долларов) занимает у некой финансовой комиссии две минуты, однако у той же комиссии дискуссия по проблеме утверждения суммы затрат па кофе (35 шиллингов в месяц) длится час с четвертью.

Детальное обсуждение мелочей связано с тем, что именно по отношению к мелочам любой человек имеет определенное мнение: все разбираются в них. Зато при решении серьезных вопросов многие отклоняются от участия в обсуждении, полагая, что «все должны решать специалисты» или «от моего решения ничего не зависит».

Закон эмоционального подавления логики: в условиях эмоционального возбуждения человек плохо говорит и плохо понимает обращенную к нему речь, а также теряет логичность и аргументированность. Следовательно, при необходимости общаться с человеком, находящимся в сильном эмоциональном напряжении, в психологически подавленном состоянии или измененном состоянии сознания, не стоит опираться на логические рассуждения и убеждать его в чем-либо — лучше демонстративно соглашаться с ним и постепенно снижать его эмоциональный накал.

Приведенные правила общения необходимо иметь в виду как в межличностной, так и в деловой коммуникации, учитывая, конечно, что в сложных коммуникативных ситуациях они могут взаимодействовать друг с другом и усложняться.

studme.org

VI. Основные законы общения

Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. В литературе по речевой коммуникации описаны следующие законы общения.

Закон зеркального отражения – это имитация стиля общения своего собеседника. Например, если один из собеседников начинает говорить шёпотом, то другие участники общения непроизвольно «отзеркаливают» его. Но ни в коем случае не следует «отзеркаливать» повышение голоса начальника. Отзеркаливанию можно сопротивляться, что приведёт к ослаблению возникшего конфликта. Доброжелательная манера общения делает собеседника тоже доброжелательным, а агрессивная манера, как известно, вызывает агрессию.

Закон зависимости результата общения от объёма коммуникативных усилий: чем больше затрачено коммуникативных усилий (виды, правила, приёмы общения, принципы речевого воздействия), тем выше эффективность общения. Однако в промышленности – наоборот: эффективно такое производство, при котором продукция произведена с минимальными затратами.

Закон возрастающего нетерпения слушателей «работает» в следующей ситуации: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпимости проявляют слушатели. Необходимо всегда помнить совет А.П. Чехова о том, что краткость – сестра таланта.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера. Чем больше людей в аудитории, тем ниже её средний интеллект, даже при сохранении личного высокого интеллекта каждого отдельного слушателя. Однако при этой ситуации человек «в массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы. Слушатель становится более доверчивым и внушаемым. Перед массой следует говорить коротко, громко, уверенно, простыми фразами, используя общеизвестные истины, юмор, и закончить речь коротким призывом, лозунгом. В небольшой же аудитории – наоборот: один слушатель не такой внушаемый как толпа.

Закон речевого усиления эмоций – это так называемое психическое заражение. Когда слушатель вербализует свои эмоции, он заражает и массу (толпу), усиливая положительные эмоции. При этом следует иметь в виду следующее: не стоит кричать от страха, и страх не возрастёт.

Закон речевого поглощения эмоции: при пересказе переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Всем известно, что сочувствие облегчает горе.

Закон эмоционального подавления логики: эмоциональное возбуждение ведёт к неубедительной речи. Помочь такому человеку «включить логику» можно лишь, не споря с ним. Лучше согласиться с ним, это снизит уровень его эмоционального возбуждения.

Закон отторжения публичной критики означает, что лучше критиковать не публично, а наедине. Установлено, что 60% людей не обижаются, когда критика адресуется не в присутствии посторонних.

Закон искажения информации. Известно, что при передаче любая информация искажается вследствие субъективности её интерпретации. Например, сколько разной интонации может иметь фраза «Начальник просил тебя зайти».

Закон детального обсуждения мелочей: люди больше разбираются в мелочах, чем в глобальных вопросах.

Закон первичного отторжения новой идеи: собеседник отвергает высказывание своего партнёра, считая предоставленную ему информацию ошибочной.

Закон доверия к простым словам, или закон коммуникативной простоты: простата содержания и формы всегда считается залогом коммуникативного успеха.

Закон речевого самовоздействия: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею у самого говорящего.

Каждая ситуация, каждая обсуждаемая тема и каждый участник речевого общения могут вызвать к жизни совершенно другие условия, правила и приёмы общения, поэтому и законы речевой коммуникации не ограничиваются перечисленными выше видами.

studopedia.org

Стили общения (Часть 2) / ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ (тема2)

Притяжение критики – объективный закон, действующий в человеческом обществе, и нет смысла на него обижаться.

Закон самопорождения информации в группе общения

Формулировка закона: при дефиците информации в какой — либо группе общения эта информация самопорождается в рамках группы.

Этот закон объясняет возникновение слухов разного рода: слухи возникают в условиях отсутствия объективной информации. Источниками слухов являются догадки, субъективные мнения, страхи, аналогии и др. виды информации, присутствующей в группе (например, в коллективе, спортивной команде, да и в обществе в целом). Психологи фиксировали возникновение слухов даже на полярной станции.

Причиной возникновения слухов является потребность людей обсуждать и вырабатывать свое отношение к проблемам, затрагивающим их интересы. Важным элементом существования и деятельности любой группы является обсуждение внутри группы сплачивающей ее информации — как сугубо производственной, внутренней, так и выводящей группу «во вне», в окружающий мир.

Таким образом, слухи возникают как реакция на отсутствие информации. Следствием из этого закона является правило для каждого руководителя: давать своевременную информацию по волнующим людей вопросам.

отклоняющегося коммуникативного поведения слушателя

Формулировка закона: если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает потребность сделать ему замечание и побудить изменить коммуникативное поведение.

Так, если собеседник начинает кричать на нас, нам всегда хочется сказать ему: – Перестаньте кричать! Если он стал говорить тихо, нам хочется сказать: – Говорите громче! Если он начинает командовать, распоряжаться, мы говорим: – А почему вы здесь командуете? Стесняющемуся человеку мы говорим: – Смелее, не стесняйтесь! Хвастуну: – Что это вы расхвастались? и т.д.

Человек, наблюдающий у собеседника отклонения от некоторых норм коммуникативного поведения, испытывает искушение изменить, модифицировать коммуникативное поведение собеседника. Этот закон конкурирует с законом отзеркаливания: верх берет либо отзеркаливание коммуникативной манеры собеседника, либо модификация его поведения — в зависимости от ситуации, участников общения, их коммуникативных ролей, социального и должностного положения и т.д.

Закон ускоренного распространения негативной информации

Суть данного закона хорошо передает русская пословица «Плохие вести не лежат на месте»: негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе или положении людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера.

Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам – в силу того, что положительное быстро принимается людьми за норму и перестает обсуждаться. Люди проявляют большее внимание к негативным фактам, интенсивнее обсуждают негативные факты, поскольку испытывают страх за свое положение, будущее, здоровье и др. Кроме того, обсуждение и ускоренное распространение негативной информации связано со стремлением людей путем обсуждения «плохого» избавиться от страха перед ним (закон речевого поглощения эмоции, см. ниже).

Закон искажения информации при ее передаче

(«закон испорченного телефона»)

Формулировка закона: любая информация, передаваемая в группе общения, искажается в процессе ее передачи от субъекта к субъекту.

Чем большее число людей обсуждает и передает другим ту или иную информацию, тем больше вероятность искажения этой информации – степень искажения информации прямо противоположна числу передающих ее лиц. Но искажения имеют тенденцию возникать и при передаче информации одним лицом, ср. учет этого Гамлетом в одноименной трагедии Шекспира:

Гамлет. . Пусть принесут рапиры.

Озрик. Можно ли именно так передать ваши слова?

Гамлет. Именно так, сэр, с прикрасами, какие вам заблагорассудится прибавить.

Озрик. Поручаю себя в своей преданности вашему высочеству.

Искажения происходят вследствие субъективной интерпретации информации каждым следующим лицом, ее получающим, а также вследствие «правила комментирования» передаваемой информации — каждый передающий информацию фактически комментирует ее в рамках своего понимания — хотя бы интонационно демонстрирует к ней свое отношение.

Например, просьбу директора зайти к нему можно передать с разной интонацией: — Директор просил тебя зайти — нейтрально, с угрозой, с сочувствием, с интересом и т.д., причем в любом случае это будет информация, которую передающий сам добавляет к сообщению — директор его ничего подобного сообщать не просил. Человек, получивший соответствующую информацию, уже будет определенным образом настроен перед своим визитом к директору, хотя повода к этому директор ему не подавал.

Искажения вызываются также нашим неумением слушать собеседника, а иногда — нежеланием показать свою непонятливость и переспросить, когда что-либо непонятно. Естественно, что чем «через большее число голов» проходит информация, тем бóльшим искажениям она неизбежно подвергается; на этом основана забавная популярная игра «Испорченный телефон».

Данное явление особенно опасно при передаче директивной информации — от руководителя к исполнителям. Исследования в сфере менеджмента показывают, что от директора к рабочему доходит и правильно понимается не более 25% информации; кстати, информация «снизу» — от рабочего к директору — доходит неискаженной лишь в 10% случаев.

Руководителю особенно важно понятно объяснить задачу и проверить правильность ее понимания подчиненными (ср. в армии: — Повторить приказание!). В связи с этим письменные задания и распоряжения позволяют снизить риск искажения директивной информации.

Закон детального обсуждения мелочей

Знать этот закон особенно важно, когда мы обсуждаем что-либо коллективно. Формулировка закона: люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем.

Американский социолог и писатель С. Паркинсон приводит убедительный пример действия данного закона: обсуждение выделения многомиллионного кредита на строительства атомного реактора занимает у правления компании две минуты, а дискуссия по проблеме утверждения суммы 35 шиллингов в месяц на кофе для заседаний некого комитета — час с четвертью:

Председатель. Пункт 11. Закуски для собраний Объединенного благотворительного комитета. 35 шиллингов в месяц.

М-р Туп. А что они там едят?

Председатель. Кажется, пьют кофе.

М-р Груб. Значит, в год выходит. Так, так, 21 фунт?

М-р Смел. Бог знает что! А нужно ли это? Сколько они времени заседают?

Споры разгораются еще сильней. . Все знают, что такое кофе, как его варить, где купить и покупать ли вообще. Этот пункт займет час с четвертью, к концу которого собравшиеся потребуют у секретаря новых данных и перенесут обсуждение вопроса на следующее заседание” (с.40). С.Паркинсон так объясняет действие закона (он называет его законом привычных сумм): время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме.

Детальное обсуждение мелочей связано с тем, что именно по мелочам, как правило, все люди имеют свое определенное мнение, все разбираются в них, в то время как при решении глобальных вопросов многие являются неспециалистами и не участвуют в обсуждении либо формально присоединяются к мнению специалистов или авторитетов, не считая себя компетентными или думая, что от них ничего не зависит.

Следствие: необходимо тщательнее готовить обсуждение сложных вопросов, а при обсуждении мелочей предлагать готовое решение на утверждение.

Закон надоедания постоянного круга общения

Формулировка закона: длительноеобщение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес.

Этот закон, сформулированный П.С.Тарановым (Секреты поведения людей, с.472) объясняет, почему люди, которые долго живут вместе, не только постепенно утрачивают интерес друг к другу, но и в определенный период начинают испытывать раздражение и даже неприязнь друг к другу.

Театральные коллективы, говорят, живут не дольше 20 лет. Коммунальные квартиры, семьи – место постоянного взаимного напряжения, если люди не обладают достаточной культурой межличностных отношений, не умеют сглаживать возникающие противоречия. Кстати, статистика драк и даже убийств во многом свидетельствует, что такие преступления совершаются прежде всего в кругу своих, в семье.

Необходимо принимать специальные меры, чтобы поддерживать и развивать интерес друг к другу в семье. Необходимо иметь детей и внуков, друзей и знакомых, приглашать их к себе и ходить к ним, приносить в семью новые впечатления, путешествовать вместе и порознь, обогащая друг друга новыми впечатлениями.

В небольших коллективах необходимо то же самое – необходимы новые люди, совместные мероприятия по сплочению и развитию коллектива, сочетание разновозрастных сотрудников. То же можно сказать и о необходимости поддержания и развития отношений с соседями.

Закон узкого круга ориентирует нас на постоянный выход в общении за пределы этого узкого круга для сохранения нормального общения друг с другом.

Закон влияния ближнего круга

Данный закон, также выделенный П.С.Тарановым (с. 26), гласит: сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их социальной близости.

Установки ближайшего круга общения для человека всегда весомее и сильнее, чем нормы отстоящих сообществ, включая и общество в целом.

Человек всегда доверяет высказываниям и мнениям тех, кто к нему социально близок. Так, для интеллигента – это интеллигент, для рабочего – рабочий, для учителя – учитель, для военного – военный, для маргинала или бомжа наиболее авторитетен другой маргинал или бомж. Для того чтобы эффективно воздействовать на человека, надо, чтобы то или иное мнение высказал социально близкий ему человек – или хотя бы человек, выглядящийкак социально близкий, «свой», что всегда стараются учитывать политики, «подделываясь» под тот или иной социальный круг.

В ближайший круг человека входят его родные, соседи и коллеги. Их мнение будет воспринято при прочих равных условиях как более верное и авторитетное, чем мнение тех, с кем человек лично не общался. Массовое пожимание избирателям рук, практикуемое западными политиками в период предвыборной компании, нацелено именно на приближение к человеку, вхождение в его ближайший круг – лично знакомых, лично общавшихся с ним.

Влияние ближайшего круга в общении особенно сильно в России с ее коллективистским началом и традиционно сильным влиянием семьи и друзей на формирование мнения и поведения отдельной личности.

Закон эмоциональной аффилиации

Формулировка закона: люди в эмоциональном состоянии стремятся объединиться в группу и общаться друг с другом.

Возбужденные люди сразу образуют группы или даже толпы.

Возбужденные люди предпочитают общаться и образовывать группы с такими же, как они сами; люди в плохом настроении ищут друзей по несчастью, радостному человеку хочется общаться с радостным же партнером и т.д. Поэтому так одинаково легко образуются толпы ликующих и агрессивных людей.

Интересно, что люди не возбужденные особой тенденции к поиску партнеров в таком же эмоциональном состоянии не обнаруживают (С.Таббс, С.Мосс), в связи с чем можно утверждать, что снятие эмоционального возбуждения ведет к распаду подобной группы общения.

Закон речевого усиления эмоций

Формулировка закона: эмоциональные выкрики человека усиливают переживаемую им эмоцию.

Так, экспериментально установлено, что если человек кричит: – Ой, ужас какой! Ой, как страшно! Ой, боюсь! – то реально переживаемый им страх усиливается. Эмоциональная констатация эмоции усиливает ее, как показывают исследования, в полтора-два раза (см. выше закон речевого самовоздействия). Таким образом, если человек «молча» испытывает ту или иную эмоцию, не выражая ее словами, она по силе остается «равна самой себе»; если же человек ее вербализует, она усиливается.

Следствие: не надо кричать от страха, и страх не возрастет.

Данный закон реализуется и в другом случае – при адресации эмоциональных выкриков в лицо партнеру. Если человек кричит другому в лицо: – Ах ты, дрянь! Ах ты, гад! Ах, ты так?! — то реально переживаемая им негативная эмоция (ярости, злости, страха и т.д.) тоже усиливается, человек самораспаляется, агрессивность его возрастает.

Если же человек вербализует в аналогичных ситуациях положительные эмоции, например: – Ах, ты радость моя! Милая ты моя! Любимый ты мой! или: Ура! Го-о-л! и т.д., то положительная эмоция также усиливается. В толпе – например, на стадионе, во время матча, или на митинге, в толпе, охваченной паникой, благодаря механизму психического заражения, в условиях криков и выкриков сила переживаемой человеком эмоции возрастает до 4 раз.

Закон речевого поглощения эмоций

Формулировка закона: при связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.

Выраженное в связном рассказе эмоциональное переживание (например, горе), будучи рассказанным и выслушанным, «исчезает» вместе со словами, которые были использованы для рассказа. Слова как бы впитывают, поглощают как губки выражаемую ими эмоцию, забирая ее у человека.

Использование данного закона известно в формулировке «поплакаться в жилетку» – если твою жалобу выслушали, посочувствовали, твое огорчение, расстройство, переживание значительно ослабляется, а часто и совсем уходит. Если же рассказать о горе некому, человек, особенно русский, очень тяжело это переживает. Вновь вспомним классическое описание М.Лермонтовым данного состояния души: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. ».

У многих людей есть знакомые, к которым все ходят жаловаться: эти люди умеют выслушивать, и к ним ходят за психическим и эмоциональным сочувствием. При этом решающее значение приобретает именно сам рассказ, который должен быть сочувственно выслушан. Если человек рассказывает, как ему больно, то у него действительно меньше болит. Пожилые люди потому так любят рассказывать о своих болезнях, что это действительно доставляет им некоторое психическое и физическое облегчение. Один мудрый человек сказал: если больной после приема у врача не чувствует себя лучше, врач плохой. Ведь больной врачу жалуется, больного врач должен выслушать, посочувствовать, воодушевить.

Еще одной формой проявления данного закона является ни на кого не направленная эмоциональная речь, в том числе брань, ругательства, никому не адресованные: – Вот, черт! – Проклятье! – Черт возьми! и др., вплоть до самых крепких выражений.

Подчеркнем, что в таком употреблении ругательства выполняют функцию «выпуска пара» – безадресно выругался, и полегчало. Установлено, что если человек ударился ногой обо что-либо и при этом выругался себе под нос, нога меньше болит. Важно лишь иметь в виду, что в подобных случаях ругательства должны употребляться безадресно и никто их не должен слышать; употребление же их адресно (в лицо обидчику) приводит к усилению выражаемой говорящим эмоции.

Функция поглощения эмоции – одна из важнейших функций инвективной (бранной) лексики; следует только еще раз напомнить, что такие слова должны употребляться без свидетелей, чтобы не оскорблять общественную нравственность. Кстати, в функции поглощения эмоции может выступать любое слово, которое мы решим для этого использовать.

Закон эмоционального подавления логики

Данный закон гласит: в эмоциональном состоянии человек теряет логичность и аргументированность речи.

Если человек возбужден, то в его мыслительной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие, а левое, логическое, отвечающее за рациональное мышление, за понимание и порождение связной речи, оказывается подавленным, как бы отключенным. Чем сильнее эмоция, тем слабее возможность человека воспользоваться своим левым полушарием, то есть логическим мышлением, разумом. Именно поэтому возбужденного человека логикой не возьмешь – он логику не воспринимает, не может мыслить логически.

Доминирующее у возбужденного (как и у пьяного) человека правое полушарие понимает преимущественно короткие, часто употребляемые фразы, отдельные конкретные слова, но плохо понимает рассуждения, очень плохо понимает связную речь и практически не воспринимает каких-либо аргументов.

Когда возбужденный человек говорит, он тоже пользуется в основном правым полушарием, которое не может обеспечить человеку связной речи, а поставляет ему лишь отдельные готовые фразы. Поэтому возбужденный человек и сам неубедителен, когда говорит, и не воспринимает логичную речь.

Следствием из закона эмоционального подавления логики можно считать следующее суждение: возбужденному человеку не надо ничего доказывать и убеждать его в чем-либо, с ним нужно общаться эмоционально, демонстративно не спорить, соглашаться с ним и постепенно снижать уровень его эмоционального возбуждения, успокаивать его, чтобы в конце концов «включить логику».

Рассмотренные нами законы общения не исчерпывают списка коммуникативных законов, которые могут быть выделены. Это, по-видимому, лишь наиболее яркие, лежащие «на поверхности» общения. Знание их, умение их распознать, сознательно использовать, а иногда и противостоять им – важная составляющая коммуникативной грамотности носителя языка.

Принципы (универсальные правила) бесконфликтного общения

Принципы объединяют универсальные правила общения. Применительно к принципам бесконфликтного общения можно говорить по крайней мере от трех принципах:

Принцип первый: принцип терпимости к собеседнику

Принцип гласит — «Принимайте собеседника таким, каков он есть».

Принцип второй: принцип благоприятной самоподачи

Принцип гласит: «Добивайтесь расположения собеседника, стремитесь понравиться ему».

Принцип третий: принцип позитива(минимизации негативной информации)

Принцип гласит: «Сведите к минимуму сообщаемую собеседнику негативную информацию, давайте максимум позитивной информации».

Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает собеседникам бесконфликтное общение.

studfiles.net

Смотрите еще:

  • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
  • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.