Закон как форма права виды

38. Закон: понятие, признаки, виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем: а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны. б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн. в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4. По своему значению закон — это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право — юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Различают законы конституционные и текущие (обыкновенные). Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

Обыкнoвeнныe зaкoны представляют собой акты текущего зaкoнoдaтeлъcтвa, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, coциaлънoй жизни общества. Oбыкнoвeнныe зaкoны по своей внутренней структуре делятся на meкyщue и кодифицированные.

Тeкyщими называют федеральные зaкoны, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Oни регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Tипичным примером текущего нормативного акта является закон o бюджете, который действует только в течение определенного года.

В особый вид выделяют также кодифицированные зaкoны — это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. K ним относятся Ocнoвы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

scicenter.online

Понятие источников (форм) права и их виды

Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

Об источниках права пишут не только в широком смысле, но также в узком, формальнологическом, понимая под источником права то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.

Принято выделять следующие виды источников права в узком смысле: правовой обычай, который в той или иной степени используется во всех правовых семьях прошлого и настоящего; правовой прецедент (судебный и административный), который служит основным источником права в англосаксонской правовой семье; нормативный акт, имеющий распространение в континентальных государствах или романогерманской правовой семье и близких к ней правовых системах, в том числе России; правовая доктрина, довольно широко используемая, например, в английской правовой системе и в некоторых мусульманских государствах, где суд при разрешении конкретных дел может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами принимаемые судебные решения; нормативный договор, имеющий широкое распространение в таких отраслях права, как: государственное, гражданское, аграрное, семейное, трудовое в государствах с развитой рыночной экономикой, и в международном праве; общие принципы права, широко используемые в международном праве и процессуальных отраслях права внутри государства.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, вопервых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социальноэкономическим базисом; вовторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; втретьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; вчетвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды (рис. 1). Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание деления нормативных актов по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума). К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных частей механизма государства, следует особо обратить внимание на акты органов государственной власти и акты органов государственного управления.

Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативного акта к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственноправовой общественной жизни.

Закон это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти (федерации или ее членов) или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
1) все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;
2) законы не подлежат утверждению со стороны какогонибудь другого органа;
3) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
их соблюдение должно быть непререкаемым.

Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные. К последним относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства.

Особое место в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они относятся к подзаконным актам и в принципе должны носить исполнительский характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы.

К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. В них часто содержатся первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими.

Подзаконные нормативные акты отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из центральных ведомств, например МПС, МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Случается, что какието акты принимаются вразрез с законом, ущемляют права и интересы граждан. Но тогда положение поправляется актами конституционного правосудия.

Местные подзаконные акты издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Они распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села.

Локальные подзаконные акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов. Они распространяют свое действие только на членов данного ограниченного коллектива людей. Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.

В условиях демократизации общества и углубления самоуправленческих начал могут получить дальнейшее развитие санкционированные подзаконные акты. Это издаваемые с предварительного разрешения государства (или приобретающие юридическую силу после утверждения в компетентном государственном органе) нормативные акты общественных объединений, трудовых коллективов, сходов граждан. Они могут иметь как местное, так и локальное значение.

Под нормативным договором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах.

В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (государственного) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного характера выступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нормах права. Таким источником выступают формы и общие условия договоров, закрепленные в Конституции РФ 1993 г. (ст. 71, 72, 73, 76), в Гражданском кодексе РФ и других законах, например в Законе РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18), предусмотревшем такой вид нормативного договора, как договор на комплексное природопользование.

Как уже отмечалось, трудовой договор нормативного характера имеет широкое распространение в трудовом праве. В трудовом законодательстве РФ помимо понятия «договор» используются термины «контракт», «соглашение», «договоренность». Они могут быть признаны рассматриваемым источником права, если содержат нормы права. Нормативный характер в этой отрасли права носят коллективные договоры, тарифные соглашения. Так, в соответствии со ст. 7 КЗоТ РФ коллективный договор это правовой акт, регулирующий трудовые, социальноэкономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Распространение в России получили коллективные договоры между профсоюзами и работодателями (между трудовыми коллективами в лице ФЗМК и администрацией предприятий и учреждений).

Явной представляется тенденция к увеличению удельного веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику и ставящих своей целью приобретение преимущественно правовой формы осуществления государственной власти, следовательно, в Российской Федерации. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., носящий бесспорно нормативный характер, лег в основу образования самостоятельного российского государства. Многочисленными являются нормативные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации.

Определенное своеобразие имеют в современных условиях договоры между субъектами Российской Федерации.

Принято считать, что нормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международном праве. Международный договор представляет собой соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотношения между этими государствами путем создания взаимных прав и обязанностей. В Венской Конвенции о праве международных договоров (ст. 2) содержится даже определение этого источника права: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»*. Так, только МВД России за период с 1992 г. по состоянию на 1 января 1998 г. заключило около 30 договоров с соответствующими ведомствами зарубежных стран и приняло участие в выполнении обязательств более чем по 400 международным договорам Российской Федерации с другими государствами по вопросам борьбы с международной преступностью.

psyera.ru

Формы права (понятие формы права; многообразие форм права; закон и его виды; пределы действия закона)

[. ] Право, с развиваемой мною точки зрения, — это правила общежития, поддерживаемые государ­ственною властью. Чтобы подданные могли ознако­миться, по внешним признакам, с содержанием норм права, необходимо воле властвующих выражаться в оп­ределенной заранее форме.

Различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права. Термин этот представляется, однако, мало пригодным в виду своей многозначности. Под этим именем понимают­ся: а) силы, творящие право, напр., когда говорят, что источником права следует считать волю Бога, волю на­родную, правосознание, идею справедливости, госу­дарственную власть; б) материалы, положенные в основу того или другого законодательства, напр., ког­да говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса, труды учено­го Потье для французского кодекса Наполеона, Ли­товский Статут для Уложения Алексея Михайловича; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, напр., когда говорят о работе по источникам, напр., по Согри8]ипз сгуШ», по Русской Правде и т. п.; г) средства познания действу­ющего права, напр., когда говорят, что право можно узнать из закона.

Разнообразие значений, придаваемых выражению «источники права» в той же науке права, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выраже­нием — формы права. Под этим именем следует пони­мать различные виды права, отличающиеся по спосо­бу выработки содержания норм. Выбор форм зависит всецело от государственной власти [. ].

Государственная власть может разрешить своим судебным органам применять те правила общежития, которые выработались самою жизнью в общественной среде силою бытовых отношений/Власть предполага­ет, что такие правила по данному вопросу должны были образоваться или должны будут образоваться. Нормы обычного права, хотя и создаются в своем содержании помимо государственной власти, но юридическую обя­зательность приобретают по воле государственной власти. Поэтому допустимость обычного права и пределы ее определяются самим законодателем [. ].

Государственная власть может предоставить сво­им органам управления выработку общих правил по­ведения граждан, в развитие закона или в пополнение его недостатка. Очевидно, что такие административные распоряжения или обязательные постановления по­черпают свою силу не в самих органах управления, а в дозволении, исходящем от органов власти. Чем слож­нее общественная жизнь или чем менее твердо начало законности, тем больший простор для этой формы права, которая, как и все другие, держится только авторитетом государственной власти [. ].

[. ] По многим вопросам, соприкасающимся с ре­лигией, государственная власть, не желая вступать в борьбу с церковью, придавала обязательную силу ка­нонам, определявшим отношение граждан между со­бою. Каноны являлись, а отчасти еще и являются сей­час, формами права не сами по себе, а вследствие поддержки власти. Как только государство отнимает у них эту защиту — каноны немедленно теряют юриди­ческое свойство и выходят из разряда форм права. Государство Нового времени, почувствовав в себе силу, вступает прямо в борьбу с церковью и устанавливает нормы, прямо противоположные по содержанию ка­нонам.

В истории роль формы права принадлежала судеб­ной практике, а в настоящее время такое значение имеет в Англии судебный прецедент. Современные европейские законодательства вообще не признают судебную практику формою права, но вопрос этот не бесспорен как со стороны догматики, так и со стороны законодательной политики.

Взаимное отношение различных форм права, осо­бенно важнейших — закона и правовых обычаев, вы­зывает интерес с точек зрения исторической, догмати­ческой, а также критической.

Историческое соотношение между правовым обы­чаем и законом выражается в следующем. Первона­чально право выражается почти исключительно в фор­ме правовых обычаев; из общей массы правил обще­жития выделяются те, которые признаны судом, — период господства обычного права. В дальнейшем го­сударственная власть, собирая правовые обычаи, про­изводит по своему усмотрению отбор между ними, обеспечивая свою защиту одним и отказывая в этой защите остальным, а с другой стороны, начинает про­являть законодательную деятельность, издавая, одна­ко, в виде законов, прежние обычаи — период совме­стного действия обычая и закона. Наконец, третья ста­дия в этом взаимоотношении состоит в том, что власть выражает в форме закона свою личную волю и не стесняется стариной, а потому отодвигает, своею си­лою, авторитет обычного права, — период полного гос­подства закона.

С догматической точки зрения вопрос о соотноше­нии между правовым обычаем и законом заключается в том, следует ли считать обе формы права вполне равносильными, или же правовые обычаи, получая свою силу от государственной власти, принуждены уступать место непосредственному выражению ее воли в виде закона. Другими словами, вопрос сводится к тому, может ли правовой обычай отменить силу соот­ветствующего по содержанию закона? [. ].

[. ] С развитием индивидуальности в обществен­ную жизнь вносится все сильнее начало сознатель­ности. Традиция уступает место целесообразности. И только закон способен служить средством для со­знательного устроения жизни на началах разумности и справедливости. Правда, не всегда закон выполняет это назначение, порою он производит обратное дей­ствие, но важно то, что закон, а не правовой обычай, способен направлять взаимные отношения людей к выработанному сознательно идеалу [. ].

[. ] Формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного обще­ства создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятель­ности.

Под именем закона понимается норма права, ис­ходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке.

Прежде всего закон есть норма права, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число слу­чаев [. ].

[. ] Второй признак закона тот, что норма права исходит непосредственно от государственной влас­ти, составляет прямое выражение воли органов вла­сти [. ].

[. ] Наконец, третий признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном за­ранее порядке.

[. ] Законы различаются по форме выражения, по своему содержанию, по последствиям, по объему дей­ствия.

Прежде всего, по форме, в какой выражается тре­бование законодателя, законы могут быть разделены на: 1) приказы и 2) запреты. Конечно, все законы, выра­жая волю органов государственной власти, обращены к подчиненным ей лицам в виде требований. Поэтому все законы, как нормы права, составляют приказы в широком смысле слова. Но это требование власти может быть выражено в положительной или в отрица­тельной форме.

Приказы и запреты, объединяясь в стремлении возбудить в гражданах мотив согласовать свое поведе­ние с требованиями правового порядка, расходятся между собой в том отношении, что приказы побужда­ют к совершению определенных действий, тогда как запреты удерживают от совершения определенных действий [. ].

(. ) Со стороны содержания приказа законы раз­деляются: 1) на принудительные и 2) восполнительные. Конечно, все нормы права имеют принудительный характер, но возможна различная степень настойчи­вости в проведении требования. Один вид законов определяет сам содержание юридического отношения, не давая частным лицам свободы самостоятельно опре­делять его. Наоборот, в других случаях закон ставит свои требования условно, — если отношение не опре­делилось волею лиц, выраженной в каком-нибудь юридическом акте (. ].

[. ] Этот тип законов, которые лучше всего могут быть названы вос-полнительными, проявляет двоякое свойство: 1) эти законы отступают перед конкретным отношением при противоположной воле частных лиц, 2) эти законы вступают в конкретное отношение при отсутствии выраженной воли частных лиц.

В области гражданского права действуют преиму­щественно законы восполнительные. Договор, завеща­ние дают широкий простор для выражения частной воли [. ].

[. ] Закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты сво­его действия. Вопрос, с какого времени закон начина­ет применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отно­шении.

Определить начальный момент действия закона можно двояко. Можно положить в основу тот принцип, что обязательность юридической нормы зависит от возможности для граждан ознакомиться с ее содержа­нием [. ].

[. ] Начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду важности и сложно­сти закона; до наступления этого назначенного срока действие закона приостанавливается.

В жизни закона весьма важны следующие два момента: обнародование и вступление в действие. По воззрению всех континентальных государств обяза­тельная сила закона обусловливается последним мо­ментом. Но воля законодателя полностью обнаружива­ется в момент обнародования. Следовательно, если после обнародования закона, но до вступления его в действие, издается новый закон, изменяющий в какой-либо части постановления первого, то последний всту­пит в действие с теми изменениями, какие в промежу­ток бездействия успел произвести в его содержании позднее обнародованный закон.

Предельный момент действия законов стоит в за-336 висимости от назначения, какое придал законодатель изданной им норме. С этой точки зрения следует раз­личать законы: а) постоянные, в) временные и с) пере­ходные.

Постоянные законы рассчитаны на неопределен­ное время, пока обстоятельства не заставят законода­теля изменить правовой порядок. Во всяком случае, ни один закон не может рассчитывать, что он всегда будет действовать, и с этой стороны странно говорить о «вечных» законах. С юридической точки зрения, од­нако, закон, изданный без указания времени его дей­ствия, будет сохранять свою силу, несмотря ни на какие соображения и обстоятельства, пока не будет лишен силы в том же порядке, в каком она была ему дана.

Лишение закона присущей ему силы новым зако­ном может произойти двояким путем: отменою и заме­ною [. ].

[. ] Необходимость издания нового закона для ли­шения силы прежнего распространяется и на тот слу­чай, когда закон, обнародованный в установленном порядке, не введен в действие.

Определение начального и предельного моментов действия закона разрешает вопрос о границах, в кото­рых вновь изданный закон может иметь примене­ние [. ].

Эта мысль выражается в положении, что закон обратной силы не имеет.

Рассматривая положение «закон обратной силы не имеет» с точки зрения законодательной политики, не­обходимо признать, что оно не может связывать зако­нодателя юридически. Воля законодателя стоит над правом, и потому он может, если захочет, придать новому закону обратную силу. Как и всякое другое веление, исходящее от органов государственной влас­ти, оно должно быть исполняемо лицами, подчиненны­ми фактически этой власти [. ].

[. ] Игнорирование принципа «закон обратной силы не имеет» породило бы такую неустойчивость в общественных отношениях, такую неуверенность в приобретенных правах, такую необеспеченность лич­ного существования, что правовой порядок потерял бы свое равновесие. Основная ценность правового по­рядка заключается в том, что каждый может сообра­зовать свое поведение с заранее установленными правилами. Эта возможность тотчас исчезла бы, если бы приходилось принимать в расчет не только те нормы, которые установлены, но и те, которые могут быть установлены.

В области уголовного права, с точки зрения зако­нодательной политики, могут представиться следую­щие случаи: 1) предполагаемый закон устанавливает наказание за действия, которые до сих пор преступ­ными не признавались; 2) предполагаемый закон от­меняет наказание за действия, которые до сих пор при­знавались преступными; 3) предполагаемый закон из­меняет наказание за действия, которые до сих пор считались преступными, смягчая или усиливая кара­тельные меры. В первых двух случаях законодатель всегда придает обратную силу новому уголовному за­кону, т. е. освобождает от наказания тех, кто совершил действия, которые при прежнем законе не подлежали каре, а также тех, кто совершил действия, за которы­ми, по новому закону, не признается более преступ­ный характер. Наибольшие сомнения, как в теории, так и в законодательствах, возбуждает третий случай. Воз­можны различные решения вопроса [. ].

Таким образом, возможность и даже целесообраз­ность придавания закону обратной силы с точки зре­ния политики не подлежит сомнению [. ].

textbook.news

Смотрите еще:

  • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
  • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.