Закон о гос управлении и местном самоуправлении

Организация местной власти в Республике Казахстан

Главные вкладки

Номер журнала:

студент Юридического института Российского университета дружбы народов

В настоящей статье автором рассматриваются организационно-правовые основы местного самоуправления в Республике Казахстан.

МСУ, МУ, управление, самоуправление, Республика Казахстан, РК.

Казахстан на протяжении последних десятилетий является государством, определяющим социально-экономическую политику всего среднеазиатского региона. Бурное развитие экономики государства порождает довольно большое количество противоречий, как в экономической, так и в социально-правовой сфере.

С момента получения независимости Казахстан все еще является молодым государством, динамично строящим свою правовую систему. Для этого проходят реформы во всех отраслях законодательства, приемлемые для данной Республики и усовершенствования институтов правового государства. В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности продолжаются работы по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты.

Особое внимание уделяется организацие и развитию власти на местах. Так, в рамках концепции правовой политики Республике Казахстан на период 2010 – 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа2009 года № 858, говорится о необходимости развития гражданской инициативы тесно связаной с вопросами местного самоуправления. Данный институт, находящийся на стыке государства и гражданского общества, также требует своего укрепления и развития. В частности, необходимо с учетом накопленного опыта проводить не только разграничение функций государственного управления и местного самоуправления, но и широко привлекать органы местного самоуправления к участию в реализации государственных функций, имеющих местное значение.

При этом, в целях построения эффективной системы государственного управления и самоуправления данную работу необходимо проводить одновременно с дальнейшим разграничением сфер деятельности, функций и ответственности между различными уровнями государственной власти [2].

Современное административное деление в Казахстане представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень включает в себя четырнадцать областей и два города республиканского значения. Второй уровень сто шестьдесят сельских районов, пятнадцать городских районов и тридцать восемь городов. Третий сорок шесть городов, двести сорок один поселок, две тысячи пятьдесят три сельских округа.

Особенностью организации местной власти в Казахстане является то, что в Республике существует как государственное управление, так и местное самоуправление.

Раздел восьмой Конституции Республики Казахстан посвящен местному государственному управлению и самоуправлению. Так в статье 85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Исполнительные органы представлены в лице Акима, который согласно пункту 3 статьи 87 Конституции Казахстана является представителем Президента и Правительства. В Казахстане исполнительные органы местного самоуправления могут выполнять отдельные функции государственного администрирования особенно на местном уровне. Исполнительные органы местного значения акимат – возглавляются акимами столицы, областей и осуществляют в пределах компетенции местное и государственное управление на соответствующих территориях [3].

Представительные органы – Маслихаты депутаты которого избираются местным населением сроком на четыре года, возраст кандидата должен составлять минимум двадцать лет.

Согласно пункту 1 статье 89 Конституции в Казахстане признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В пункте 2 говорится, что местное самоуправление осуществляется путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах охватывающих территории, но которых компактно проживают группы населения.

Таким образом, в Конституции Республики Казахстан 1995 году заложены основы организации местной власти. 23 января 2001 года был принят Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республика Казахстан» в котором детализированы положения Конституции.

В статье 1 пункте дается понятие местного самоуправления, таким образом, это деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами [1].

Согласно статье 2-1 выше сказанного закона содержится положение об основах организации местного самоуправления, так вот оно осуществляется отдельно в пределах области, района, района в городе, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа. Так же в этой статье в пункте 2 говорится, что аким данных образований наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления.

Нынешняя организация местной власти Казахстане должны быть реформирована и должна быть направлена на децентрализацию этой системы, придавая больше самостоятельности данным образованиям, усиливая полномочия органов местной власти по решению вопросов местного значения, устанавливая подлинную муниципализацию населенных пунктов.

Этих целей можно достичь, не прибегая к поправкам в основной закон Республики Казахстан, так как Конституция:

— признает наличие местного самоуправления в сельских и городских сообществах;

— не уточняет статус этих сообществ и жестко не оговаривает, какие административные единицы следует считать таковыми;

— не устанавливает наличия органов государственного управления в лице акимов в городских и сельских населениях.

Необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов местного уровня. В целом, данная деятельность и механизмы ее правового регулирования должны быть направлены на:

Во-первых, проведение конкретного разграничения компетенции между центральной властью и органами местного самоуправления.

Во-вторых, расширение полномочий маслихатов по управлению делами в соответствующей территории и осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов власти;

В-третьих, законодательное закрепиление принципов местного самоуправления, к примеру: выборность органов местного самоуправления и их руководящих должностных лиц, их подконтрольность и подотчетность населению.

В-четвертых, обеспечение широкого непосредственного участия граждан в управлении через такие формы как местный референдум, народную инициативу, возможность оспаривания решения органов местного государственного управления. Также нужно чтоб в деятельности органов местного самоуправления сочетались интересы государства. Нужно закрепить ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за свою деятельность и принимаемые решения.

Комплексное развитие казахстанского законодательства в области местного самоуправления должно протекать с соблюдением режима законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечением устойчивого социально-экономического развития страны, укреплением казахстанской государственности.

pravozashitnik.net

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 23 января 2001 года №148-II

О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан

(В редакции Законов Республики Казахстан от 25.04.2001 г. №179-II, от 24.12.01 г. №276-II, от 21.05.02 г. №324-II, от 11.05.2004 г. №552-II, 09.07.2004 г. №583-II, 20.12.2004 г. №13-III ЗРК, 21.12.2004 г. №15-III ЗРК; 15.04.2005 г. №45-III ЗРК, 10.01.2006 г. №116-III ЗРК, 05.07.2006 г. №165-III ЗРК, 05.07.2006 г. №166-III ЗРК, 07.07.2006 г. №171-III ЗРК, 07.07.2006 г. №174-III ЗРК, 07.07.2006 г. №178-III ЗРК, 04.11.2006 г. №186-III ЗРК, 11.12.2006 г. №201-III ЗРК, 09.01.2007 г. №213-III ЗРК, 11.01.2007 г. №218-III ЗРК, 22.05.2007 г. №255-III ЗРК, 19.06.2007 г. №264-III ЗРК, 21.07.2007 г. №307-III ЗРК, 27.07.2007 г. №320-III ЗРК, 04.12.2008 г. №97-IV ЗРК, 10.12.2008 г. №101-IV ЗРК, 24.12.2008 г. №111-IV ЗРК, 09.02.2009 г. №126-IV ЗPK, 29.12.2009 г. №233-IV ЗРК, 20.01.2010 г. №239-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 02.04.2010 г. №263-IV, 08.04.2010 г. №266-IV ЗРК, 28.12.2010 г. №369-IV, 06.01.2011 г. №379-IV ЗРК, 10.01.2011 г. №383-IV ЗРК, 28.01.2011. г. №402-IV ЗРК (см. вступление в силу), 24.03.2011 г. №420-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК (см. вступление в силу) 21.07.2011 г. №465-IV ЗРК, 21.07.2011 г. №468-IV ЗРК, 22.07.2011 г. №479-IV ЗРК, 09.01.2012 г. №535-IV ЗРК, 13.01.2012 г. №542-IV ЗРК (см. вступление в силу), 15.02.2012 г. №556-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 10.07.2012 г. №31-V ЗРК, 26.12.2012 г. №61-V ЗРК, 08.01.2013 г. №63-V ЗРК (вступил в силу 27.01.2013 г.), 08.01.2013 г. №64-V ЗРК, 13.06.2013 г. №101-V ЗРК, 13.06.2013 г. №102-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 03.07.2013 г. №124-V ЗРК, 04.07.2013 г. №130-V ЗРК, 03.12.2013 г. №150-V ЗРК, 05.12.2013 г. №152-V ЗРК, 17.01.2014 г. 165-V ЗРК, 18.01.2014 г. №175-V ЗРК, 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 16.05.2014 г. №203-V ЗРК (вступил в силу 21.11.2014), 23.04.2014 г. №200-V ЗРК, 27.06.2014 г. №212-V ЗРК, 02.07.2014 г. №225-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 03.07.2014 г. №227-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 03.07.2014 г. №229-V ЗРК, 05.07.2014 г. №236-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 03.11.2014 г. №244-V ЗРК, 07.11.2014 г. №248-V ЗРК, 28.11.2014 г. №257-V ЗРК, 05.05.2015 г. №312-V ЗРК, 27.10.2015 г. №364-V ЗРК, 28.10.2015 г. №366-V ЗРК, 02.11.2015 г. №384-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 02.11.2015 г. №387-V ЗРК, 02.11.2015 г. №388-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 12.11.2015 г. №393-V ЗРК, 12.11.2015 г. №395-V ЗРК, 16.11.2015 г. №403-V ЗРК, 23.11.2015 г. №417-V ЗРК, 24.11.2015 г. №419-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 24.11.2015 г. №421-V ЗРК, 29.03.2016 г. №479-V ЗРК (вступил в силу 22.04.2016), 06.04.2016 г. №481-V ЗРК, 06.04.2016 г. №483-V ЗРК, 28.04.2016 г. №506-V ЗРК, 22.12.2016 г. №28-VI ЗРК, 20.02.2017 г. №48-VI ЗРК, 18.04.2017 г. №58-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК (см. сроки вступление в силу), 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК)

По всему тексту слова «области (города республиканского значения и столицы)», «области (города республиканского значения, столицы)», «областного (города республиканского значения и столицы)», «областного (города республиканского значения, столицы)», «Областная (города республиканского значения и столицы)», «областная (города республиканского значения и столицы)», «областной (города республиканского значения и столицы)», «Областной (города республиканского значения, столицы)», «областной (города республиканского значения, столицы)», «областными (города республиканского значения и столицы)», «областную (города республиканского значения и столицы)», «городской (города республиканского значения и столицы)», «областным (города республиканского значения, столицы)»заменены соответственно словами «области, города республиканского значения и столицы», «области, города республиканского значения, столицы», «областного, города республиканского значения и столицы», «областного, города республиканского значения, столицы», «Областная, города республиканского значения и столицы», «областная, города республиканского значения и столицы», «областной, города республиканского значения и столицы», «Областной, города республиканского значения, столицы», «областной, города республиканского значения, столицы», «областными, города республиканского значения и столицы», «областную, города республиканского значения и столицы», «городской, города республиканского значения и столицы», «областным, города республиканского значения, столицы»в соответствии с Законом Республики Казахстан от 22.07.2011 г. №479-IV ЗРК

(По тексту документа слова «аульного (сельского)», «аула (села)», «аулу (селу)», «аульному (сельскому)», «аульные (сельские)», «аульного (сельского)», «аулах (селах)», «аульных (сельских)», «аульной (сельской)» заменены на слова «»сельского», «села», «селу», «сельскому», «сельские», «сельского», «селах», «сельских», «сельской» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области местного государственного управления и самоуправления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов, а также правовое положение депутатов маслихатов.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аким — представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями местного государственного управления и функциями самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории;

2) аппарат акима — государственное учреждение, обеспечивающее деятельность местного исполнительного органа (в случае его создания), акима и осуществляющее иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

3) схема управления административно-территориальной единицей — система исполнительных органов, расположенных на соответствующей территории, финансируемых из бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;

3-1) профилактика чрезвычайных ситуаций социального характера — комплекс правовых, экономических, социальных, организационных, воспитательных, пропагандистских и иных мер, осуществляемых в пределах компетенции государственными и местными исполнительными органами по выявлению, изучению, устранению причин и условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций социального характера;

(Подпункт 3-1 статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

4) местный исполнительный орган (акимат) — коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;

5) исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, государственное учреждение, уполномоченное акиматом на осуществление отдельных функций местного государственного управления и самоуправления, финансируемое из соответствующих местных бюджетов;

6) местное сообщество — совокупность жителей (членов местного сообщества), проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление, формируются и функционируют его органы;

6-1) собрание местного сообщества — участие представителей местного сообщества, делегированных сходом местного сообщества, в решении текущих вопросов местного значения в пределах и порядке, определенных настоящим Законом;

(Подпункт 6-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.06.2013 г. №101-V ЗРК)

6-2) сход местного сообщества — непосредственное участие жителей (членов местного сообщества) в решении наиболее важных вопросов местного значения в пределах и порядке, определенных настоящим Законом;

(Подпункт 6-2) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.06.2013 г. №101-V ЗРК)

7) вопросы местного значения — вопросы деятельности области, района, города, района в городе, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, регулирование которых в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан связано с обеспечением прав и законных интересов большинства жителей соответствующей административно-территориальной единицы;

(В подпункт 7) статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

8) местное государственное управление — деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории;

9) местное самоуправление — деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами;

9-1) уполномоченный орган по вопросам развития местного самоуправления — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в сфере развития местного самоуправления;

9-2) территориальный совет местного самоуправления — консультативно-совещательный орган при акимате города республиканского значения, столицы, города областного значения по вопросам взаимодействия акима города с населением, образуемый в границах одного или нескольких избирательных округов по выборам депутатов городского маслихата;

10) органы местного самоуправления — органы, на которые в соответствии с настоящим Законом возложены функции по решению вопросов местного значения;

11) местный представительный орган (маслихат) — выборный орган, избираемый населением области, города республиканского значения и столицы или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление;

12) аппарат маслихата — государственное учреждение, обеспечивающее деятельность соответствующего маслихата, его органов и депутатов;

13) сессия маслихата — основная форма деятельности маслихата;

14) председатель сессии маслихата — должностное лицо маслихата, избираемое из числа его депутатов, осуществляющее организационно-распорядительные функции на сессии маслихата;

15) территориальное подразделение центрального государственного органа — структурное подразделение центрального исполнительного органа, осуществляющее в пределах соответствующей административно-территориальной единицы функции центрального исполнительного органа.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 02.11.2015 г. №387-V ЗРК)

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о местном государственном управлении и самоуправлении

1. Законодательство Республики Казахстан о местном государственном управлении и самоуправлении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Настоящий Закон применяется на территории города Алматы и столицы в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан об особом статусе города Алматы и статусе столицы.

Статья 2-1. Основы организации местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа.

(В пункт 1 статьи 2-1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

2. Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления.

Аким области, района, города, района в городе, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления.

(В часть вторую пункта 2 статьи 2-1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

3. Формой деятельности местного сообщества являются сход местного сообщества и собрание местного сообщества.

(Пункт 3 статьи 2-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.06.2013 г. №101-V ЗРК)

Статья 3. Экономическая и финансовая основа деятельности местного государственного управления и самоуправления

1. Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления и самоуправления составляют:

1) местный бюджет;

2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами;

3) иное имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК.

3. Исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 05.12.2013 г. №152-V ЗРК, 05.07.2014 г. №236-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 28.11.2014 г. №257-V ЗРК, 02.11.2015 г. №387-V ЗРК, 29.03.2016 г. №479-V ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)

Статья 4. Основные требования и ограничения, устанавливаемые для маслихатов и акиматов

1. Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны:

1) не допускать принятия решений, не соответствующих основным направлениям внутренней и внешней политики;

(Подпункт 1) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 09.01.2012 г. №535-IV ЗРК)

2) соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности;

3) придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности;

4) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан.

2. Маслихатам и акиматам запрещается принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан.

3. Планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами, должны соответствовать стратегическим планам развития Республики Казахстан.

Глава 2. Образование, компетенция и организация деятельности маслихатов


Статья 5. Порядок образования маслихатов

1. Маслихаты избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

2. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики Казахстан может быть депутатом только одного маслихата.

3. Число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан в следующих пределах: в областном маслихате, маслихатах городов Астаны и Алматы до пятидесяти; городском маслихате — до тридцати; в районном маслихате — до двадцати пяти.

4. Маслихат считается правомочным при условии избрания не менее трех четвертей от общего числа его депутатов, определенного Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.

5. Выборы депутатов маслихатов регламентируются законодательством Республики Казахстан о выборах.

6. Полномочия маслихата начинаются с момента открытия первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии маслихата нового созыва.

7. В случае реорганизации (присоединения, слияния, преобразования, выделения или разделения) административно-территориальной единицы депутаты маслихата сохраняют свои полномочия и являются депутатами реорганизованных маслихатов, в состав которых вошла большая часть его избирателей, до начала работы сессии вновь избранного маслихата.

В случае ликвидации административно-территориальной единицы соответствующий маслихат ликвидируется.

8. Маслихат не обладает правами юридического лица.

Статья 6. Компетенция маслихатов

1. К компетенции маслихатов относится:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении, в том числе утверждение бюджетных программ, реализуемых акимами района в городе (отдельно по каждому району в городе);

(В подпункт 1) пункта 1 статьи 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

2) подпункт 2) пункта 1 статьи 6 исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №124-V ЗРК

3) утверждение по представлению акима схемы управления административно- территориальной единицей, сформированной на основе базовых структур местного государственного управления, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;

(Подпункт 3) пункта 1 статьи 6 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.06.2013 г. №102-V ЗРК)

4) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

4-1) утверждение правил подготовки и проведения отопительного сезона;

(Подпункт 4-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 22.07.2011 г. №479-IV ЗРК)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Развитие местного самоуправления в Казахстане как института гражданского общества

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 15.01.2015 2015-01-15

Статья просмотрена: 1293 раза

Библиографическое описание:

Алимпиева Т. Г., Сайымова М. Д. Развитие местного самоуправления в Казахстане как института гражданского общества // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 365-369. — URL https://moluch.ru/archive/82/14926/ (дата обращения: 14.07.2018).

Самоуправление является стержневым элементом любой современной демократии. Говорить о строительстве гражданского общества при отсутствии данного атрибута просто немыслимо. Полноценное развитие гражданского общества может быть осуществлено посредством внедрения и реализации института местного самоуправления, призванного стать ключевым инструментом защиты интересов местного населения. Однако, до сих пор, местное самоуправление является одним из наименее развитых институтов гражданского общества в Казахстане.

Одним из важных законодательных актов, создавших правовую базу для развития системы государственного управления стал Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», принятый 15 февраля 1991 года. В нем закреплялась их собственная материально-финансовая база, которая затем конкретизировалась в последующих разделах применительно к уровню самоуправления. В законе закреплялся принцип верховенства представительных органов, а председатель местного Совета становился одновременно председателем исполнительного комитета. Однако этот закон не разграничивал понятия «местное государственное управление» и «местное самоуправление», которые на самом деле представляли два различных института управления. В эти годы органы местного самоуправления фактически олицетворялись с местными Советами, которые формировались путем выборов.

28 января 1993 года Верховный Совет принял первую Конституцию Республики Казахстан как независимого государства [1]. Порядок организации управления на местах определялся в главе Конституции, где речь шла о территориальной организации государства и местном самоуправлении. Понятие «местное самоуправление» в Конституции 1993 г. не упоминалось, а старое название представительных органов — «Советы» — необходимо было пересмотреть. На местах сохранены были представительные органы — комитеты общественного самоуправления (КОСы), уличные, домовые и квартальные комитеты), декларировалось их право принимать по вопросам своей компетенции самостоятельные решения.

10 декабря 1993 года накануне своего самороспуска Верховный Совет принимает Закон «О местных представительных и исполнительных органах» [2], который ввел совершенно новую модель органов местного управления:

во-первых, исчезли понятия «органы государственной власти» и «исполнительные органы, формируемые Советами».

во-вторых, представительные органы стали называться Маслихатами (ст. 1 Закона РК от 10.12.1993). Исполнительную власть осуществлял глава местной администрации, который теперь являлся представителем не местного населения, а Президента (ст. 1 Закона РК от 10.12.1993).

В-третьих, представительные органы формировались до уровня районов и не могли создаваться в сельской (аульной) местности. В законе уже не было понятия «местное самоуправление», появилось другое понятие — «собрание представителей граждан поселка, аула (села), аульного (сельского) округа» (ст. 53). По существу этот Закон сузил понятие местного самоуправления до уровня села и там свел его на нет. Органы выше сельского уровня — районные, городские и областные маслихаты — хотя и назывались местными представительными органами населения на территории области, города, района, на деле являлись чисто государственными органами.

Не смотря на отсутствие профильного законодательства, в Конституции РК, принятой в 1995 году, была заложена норма, которая создала серьезные предпосылки формирования местного самоуправления. Так, ст. 89 Основного Закона гласит: «В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения». После внесения поправок в Конституцию РК п. 2 ст. 98 изложен в следующей редакции: «Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций». Как мы видим, данная конституционная норма вполне допускает альтернативные формы самоуправления [3]. В переходных положениях Конституции говорится о том, что в течение двух лет в Республике должен быть принят закон «О местном самоуправлении», который, однако, до сих пор не принят.

В настоящее время правовой основой местного самоуправления в Республике Казахстан являются Конституция РК и Закон от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» с изменениями и дополнениями по состоянию на 13 июня 2013 г.(изменения и дополнения, касающиеся вопросов развития местного самоуправления также внесены в пятьдесят два Закона РК) [4].

Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» с момента своего принятия подвергается постоянным, причем весьма существенным изменениям, и прежде всего в части компетенции. К настоящему моменту в данный закон изменения вносились 16 раз (аналогичные процессы проходят и в России: в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года изменения вносились 18 раз [5]).

Постоянные изменения основополагающего закона о местном самоуправлении требуют тщательной научной разработанности вопросов компетенции субъектов публичной власти вообще, и местного самоуправления в частности, в целях создания целостной теоретико-методологической концепции, необходимой для обеспечения надлежащего качества правового регулирования указанной сферы общественных отношений.

Существующие в настоящее время законодательные коллизии в определении компетенции местного самоуправления приводят к негативным последствиям в ходе их практического применения. В силу того, что местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению, отвечающим за самые насущные вопросы его жизнеобеспечения, негативные ситуации в данном случае особенно нетерпимы. Более того, рационально организованное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Президентская программа политических реформ «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 г. предусматривает введение в стране системы местного самоуправления. Лидер нации Нурсултан Назарбаев указал, что Маслихаты станут основой местного самоуправления [6], однако это отнюдь не исключает другие формы самоуправления и самоорганизации граждан.

В Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан на период 2013–2020 г., утвержденной Указом главы государства Н. А. Назарбаевым отмечается, что становление местного самоуправления в Республике Казахстан — это многоэтапный и динамичный процесс, связанный с развитием институтов государства и гражданского общества, общим уровнем социально-экономического развития страны, другими факторами и условиями, которые непосредственно влияют на жизнь местного населения. В настоящее время имеется ряд проблемных вопросов в вопросах организации и осуществления местного самоуправления. Предстоит проделать большую работу по пересмотру законодательной базы, применительной практики, коррекции системы управления и переориентации менталитета населения [7].

Концепция развития местного самоуправления в РК базируется на семи принципах местного самоуправления, получивших свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года. В статье 2 устанавливается, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны [8]. Среди основных начал местного самоуправления Европейской Хартии особое внимание необходимо уделить второму принципу: организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Законодательно закрепляются следующие положения:

1) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

2) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

3) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;

4) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда [9, 3–6].

На данном этапе реформирования местного самоуправления в Казахстане этот принцип не применяется, функционирование местного самоуправления осуществляется с точностью до наоборот.

Маслихаты, как представительные органы, избираются местным населением области, города республиканского значения и столицы или района (города областного значения), для решения местных задач. При этом Акимы интегрированы в систему местного самоуправления и наряду с функциями государственного управления осуществляют обязанности органов местного самоуправления. Таким образом, органами местного самоуправления выступают представительные органы — Маслихаты и исполнительные государственные органы — Акимы (ст. 2–1 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК») [4].

На наш взгляд, должностные лица органов местного самоуправления не должны быть государственными служащими, так как сама природа местного самоуправления является общественной, а не государственной.

В таком случае неизбежно то, что Акимы, являясь государственными должностными лицами и выполняя основные функции государственной централизованной политики, будут ставить в ущербное, второстепенное положение функции органов местного самоуправления.

Учитывая двойственный статус Маслихатов, необходимо внести изменения в Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК», обозначив их функции как представительного органа местного самоуправления. Необходимо возложить на них функции тесного взаимодействия с населением, с Акимом (руководителем органа местного самоуправления) того участка, от которого он был избран; возобновить предпроектный и проектный этап по принятию нового Закона РК «О местном самоуправлении в РК».

Необходима ратификация Парламентом РК Европейской Хартии местного самоуправления, на основе которой целесообразно подготовить новую Государственную концепцию «О местном самоуправлении в РК», которая должна быть вынесена на всенародное обсуждение. По итогам такого обсуждения можно будет разработать новый законопроект «О местном самоуправлении в РК».

Новой альтернативной формой деятельности местного сообщества в соответствии с новеллой Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» являются сход местного сообщества и собрание местного сообщества (пп. 6–1) и 6–2) ст. 1 названного Закона).

В будущем представляется необходимым в законодательном порядке по примеру многих европейских стран (Венгрии, Чехии, Словакии, Эстонии и др.), закрепить следующие важные формы прямого волеизъявления граждан на местах: местный референдум, местную общественную инициативу (для вынесения населением вопросов местного значения на рассмотрения органа местного самоуправления в пределах его компетенции) и местные общественные слушания.

Законодателем предусмотрены нормы, усиливающие эффективность самоуправления и политическую роль Маслихатов, ревизионных комиссий Маслихатов, определяется порядок реализации полномочия выборщиков — депутатов Маслихатов по досрочному прекращению полномочий депутатов Сената Парламента (ст. 24–1).

Новелла Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» ст. 24. наделяет Маслихат полномочием выразить недоверие Акиму, независимо от способа организации этого органа (назначения или избрания). Временные стадии процедуры выражения недоверия могут позволить ответственному, но не опытному Акиму, устранить недостатки в работе, что придает новой редакции Закона более взвешенный, реабилитирующий характер.

По новым правилам достаточно простого большинства голосов депутатов Маслихата для принятия решения по данному вопросу. Это позволит системе сдержек и противовесов работать на местном уровне, где перекосы более значительны, чем на верхних этажах государственного управления.

Впервые, в соответствии с новеллой п.4 ст. 21 названного Закона РК на депутата Маслихата за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение правил депутатской этики, установленных регламентом Маслихата, могут налагаться следующие меры взыскания: 1) порицание;2) понуждение к принесению публичного извинения [4].

Мы считаем, что дополнительно необходимо закрепить императивный мандат депутата Маслихата, чтобы население при его неудовлетворительной работе имело возможность отзыва мандата: п.3. ст. 20 (полномочия депутата Маслихата прекращаются досрочно) дополнить подпунктом 11 — в случае неисполнения избирательного наказа.

Представляется, что повышение роли местных представительных органов и предоставление им дополнительных полномочий является одним из важнейших шагов по формированию реального самоуправления. Так, согласно новелле ст. 23–1 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» назначение Акима возможно с согласия Маслихатов по представлению Президента страны [4].

Одной из ключевых проблем системы местного самоуправления является отсутствие полноценных органов власти на сельском уровне. Создание Маслихатов и Акиматов на сельском уровне законодателем не предусматривается. Сельский уровень управления не имеет бюджета, только смету в составе районного бюджета. Однако именно на уровне сельских округов накапливаются социально-экономические проблемы. Поэтому на данном уровне управления необходимо создать органы местного самоуправления и предоставить право иметь свой бюджет.

Для Казахстана более близкой является европейская система местного самоуправления, но при этом необходимо учитывать потребности нашего общества и наши реалии, чтобы выбрать свой «казахстанский путь» политических реформ [10].

Можно приветствовать введение в Казахстане избираемости Акимов района (города областного значения) (п.1 ст. 32 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК») Значит, на Акима, назначаемого Президентом и являющегося представителем Президента и Правительства, возлагать функции органов местного самоуправления недопустимо. Иначе создается коллизия между принципами Закона РК и Европейской Хартии о местном самоуправлении.

Выборы Акимов до сегодняшнего дня затрагивали только самый низовой — сельский — уровень и являлись экспериментом. Однако, самый демократичный порядок избрания должностного лица не означает его ответственность перед населением. Политический опыт показывает, что ответственность губернатора, президента, премьер-министра перед избирателями достигается не самим принципом избрания. Главное — в наличии органов и институтов, а также величине их полномочий, достаточных, чтобы не допускать превышение власти, контролировать избранного лидера.

Остаются неясности насчет соотношения полномочий Маслихатов и Акимов в случае их избрания. То, что конфликты такого рода должны иметь ясное законодательное регулирование, показало как опыт регионов России, так и непростые взаимоотношения местных Советов и глав администраций в Казахстане в 1992–1993 гг. Чисто политический подход ошибочен. Выборность Акимов — это не гарантия их ответственности перед населением, кроме того, не исключена корректировка народного голосования в «нужную сторону». Идея избрания утрачивает свой изначальный смысл. Но и нынешний порядок назначения Акимов не способствует улучшению ситуации. Если смотреть на проблему «изнутри», с точки зрения граждан какого-либо поселка или города, им более важно выполнение органом управления функций социального, экономического, культурного характера, т. е. функциональная сторона. Структурный аспект, т. е. принадлежность соответствующих управленческих структур к органам местного самоуправления или госуправления кажется не очень важным и далеким от повседневных дел, хотя на самом деле все обстоит с точностью до наоборот.

Результатом предлагаемых выше мер, в конечном итоге, будет реализация политики развития местного самоуправления, которая, в свою очередь, приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить: повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов местного значения; повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте; повышение политической стабильности в регионе и государстве в целом ; построение развитого гражданского общества, являющегося основой правового государства.

1. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года. Принята на IX сессии Верховного совета Казахской ССР.

2. Закон Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах» 10 декабря 1993 года //БД ЗАКОН, 2009.

3. Конституция РК, принятая на республиканском референдуме 30. 08.1995г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02. 2011 г.// http://online.zakon.kz.

4. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.06.2013 г.) //Сегодня подать бесплатное объявление на каком-либо сайте в Екатеринбурге довольно просто.

6. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федер. закон, 31 дек. 2005 № 199-ФЗ //Собр. законодательства Рос. Федерации.-2006.-№ 1.

7. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»// http://www.akorda.kz/ru// Казахстанская правда.- 2012.- 15 декабря.

8. Указ Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан»// http://adilet.zan.kz/rus.

9. Бахрах Д. Н. Административное право». Учебник. Часть общая.- М.: 2003.

10. Европейская Хартия о местном самоуправлении.- Страсбург, 15 октября 1985г. // Народный депутат. — 1993. -№ 11.

11. Ащеулов А. Т. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. — Алматы: КазГЮУ, 2001. — 656 с.; Жанузакова Л. Т. Законодательное обеспечение институтов государственных органов и органов местного самоуправления // Правовая реформа в Казахстане.- 2010. № 1. С.8–15.

moluch.ru

Смотрите еще:

  • Нормативная база правила Нормативно-правовая база Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность пригородного пассажирского железнодорожного транспорта Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных […]
  • Закон на получение пенсии Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 […]
  • Что нового о семейном материнском капитале Законы о материнском капитале Правоотношения, возникающие между гражданами России, иностранными гражданами и уполномоченными органами в сфере возникновения и реализации права на материнский капитал […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.