Закон о негосударственных общественных организациях

§ 2. Негосударственные организации

Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частных предприятия и учреждения и т.п.

Общественные объединения организуются и действуют на основе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (СЗ. РФ. 1995. № 21. Ст. 1930).

Общественное объединение представляет собой добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности инте­ресов для реализации общих целей, указанных в уставе объедине­ния (ст. 5). Узаконены различные виды общественных объедине­ний или их организационно-правовые формы: общественная орга­низация; общественное движение; общественный фонд; общест­венное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Каждый вид общественного объединения имеет свою специфи­ку, которая находит свое выражение в их уставах. Помимо общего закона об общественных организациях были приняты законы об их наиболее значимых разновидностях. Так, 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности», 11 августа 1995 г. – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Названные и другие законодательные акты в целом определяют общий правовой статус общественных объединений, вытекающий из содержания ст. 30 Конституции РФ (право граждан на объеди­нение). В силу этого детальный анализ их статуса составляет пред­мет изучения в курсе конституционного права. Нас же должны интересовать только те стороны их организации и деятельности, в которых проявляются отношения этих объединений с органами исполнительной власти, т.е. собственно их административно-правовой статус.

Что характерно именно для такого аспекта знакомства с обще­ственными объединениями? Наиболее существенные проявления подобного статуса общественных объединений следующие:

взаимное невмешательство государства и общественных объ­единений в деятельность друг друга;

отсутствие необходимости предварительного разрешения орга­нов исполнительной власти;

необязательность государственной регистрации общественных объединений (таковая необходима лишь в случае, когда то или иное объединение желает приобрести права юридического лица, т.е. стать участником гражданского оборота).

Запрещены создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В случае государственной регистрации общественных объединений соответствующие органы юстиции проверяют их учредительные документы (прежде всего устав) с точки зрения соответствия их данному запрету.

Органы исполнительной власти не могут быть учредителями общественных объединений.

Государственная регистрация общероссийских общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, а реги­ональных – органами юстиции субъектов РФ. Названные органы либо выдают свидетельство о регистрации, либо принимают ре­шение о мотивированном отказе в регистрации. Такое решение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке.

Общественные объединения тесно сотрудничают с органами ис­полнительной власти. Они могут участвовать в выработке решений этих органов; проводить митинги, демонстрации, шествия и пике­тирования, поставив об этом в известность соответствующие ис­полнительные органы и соблюдая установленные ими правила и условия; представлять и защищать свои права и законные интере­сы в органах исполнительной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложе­ния (в основном, очевидно, по вопросам своей компетенции) в ор­ганы исполнительной власти.

Общественные объединения могут осуществлять предприни­мательскую деятельность в соответствии с их уставными целями. В подобных случаях они проходят процедуру лицензирования в соответствующих исполнительных органах, уполномоченных на это.

Надзор за соблюдением общественными объединениями законности осуществляют органы прокуратуры. В других случаях нaдзорные функции и полномочия в отношении общественных объединений возлагаются на органы административного надзора (на пример, экологического, пожарного, эпидемиологического и др.). Выполнение налоговых обязательств ими осуществляется органа ми Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам сборам.

Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответст­венность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов. Однако осуществляется оно на срок до шести месяцев только судом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность.

Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказы­вает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав.

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государ­ственного управления.

Применительно к отдельным видам общественных объедине­ний устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социаль­но-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по за­ключению коллективных договоров с администрацией предпри­ятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осу­ществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социаль­но-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требова­ния о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обяза­тельные к рассмотрению представления об устранении обнаружен­ных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требовани­ям о привлечении к ответственности виновных в подобных нару­шениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современ­ный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности. Государство не участвует в управ­лении ими, но создает правовой режим их организации и деятель­ности, а также осуществляет контроль и надзор за их функциони­рованием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерчес­кую деятельность. В силу этого правовой статус различных их раз­новидностей регулируется гражданским законодательством. Име­ются в виду различные типы хозяйственных товариществ, акцио­нерных обществ, производственных кооперативов и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна.

Управление внутренними делами негосударственных предпри­ятий и объединений – функция создаваемых ими органов (прав­лений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (на­пример, акционеров).

Помимо акционерных обществ открытого и закрытого типов в таком варианте действуют производственные кооперативы. 8 де­кабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О сельскохозяйст­венной кооперации».

Производственный кооператив – сельскохозяйственная, ры­боловецкая артель, кооперативное хозяйство. Коопхоз создается главами фермерских хозяйств. Потребительский кооператив – объединение в целях перерабатывающей, сбытовой, снабженчес­кой, садоводческой, огороднической, животноводческой деятельности.

Государство стимулирует их создание, поддерживает путем выделения бюджетных средств. Кооперативы подлежат государственной регистрации и обязаны представлять в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. Неправомерность решении или действий исполнительных органов (должностных лиц), адре­сованных кооперативам, может быть признана общим или арбитражным судом. На кооперативы распространяются контрольно- надзорные полномочия органов исполнительной власти. Произ­водственные кооперативы являются коммерческими организа­циями и подлежат государственной регистрации. Потребительские кооперативы таковыми не являются, хотя им предоставлена возможность осуществлять и предпринимательскую деятель­ность, соответствующую целям их создания. Тем не менее граж­данским законодательством они также отнесены к категории юри­дических лиц.

В соответствии с действующим законодательством к некоммерческим организациям помимо потребительских кооперативов от­несены также фонды и религиозные объединения (конечно, и об­щественные организации).

О фондах необходимо знать следующее. Общественные фон­ды – не имеющие членства некоммерческие организации, учреж­даемые на основе добровольных взносов и действующие с социаль­ными, благотворительными, образовательными и другими общест­венно полезными целями.

Но возможно образование и государственных фондов. Если примером общественного фонда можно назвать Фонд Горбачева, то ко второму виду можно отнести Фонд федерального имущества, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд. Так, Российский фонд федерального имущества находится в веде­нии Министерства государственного имущества РФ; его руководитель назначается Правительством РФ; фонд участвует в работе по приватизации объектов федеральной собственности и т.д. А Фонд занятости действует в системе Министерства труда и социального развития РФ. Его средства образуются за счет обязательных отчис­лений предприятий и используются, в частности, для выплат пособий по безработице. Эти средства находятся в оперативном уп­равлении Минтруда РФ. Налицо, следовательно, прямая связь функционирования государственных фондов с деятельностью со­ответствующих субъектов исполнительной власти.

В качестве негосударственных организаций выступают частные предприятия и учреждения. Наиболее развита их деятель­ность в сфере мелкого и среднего предпринимательства (здесь действует Федеральный фонд поддержки малого предпринима­тельства), хотя результативность такого вида предпринима­тельской деятельности пока не заметна; в социально-культур­ной сфере, где функционирует много частных школ, лицеев и других образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения; в административно-политической сфере (на­пример, частные детективные агентства). Главными формами государственного воздействия на них являются лицензирование и надзор за соблюдением условий лицензий и требований зако­нодательства РФ.

Юридически негосударственными являются муниципальные предприятия и учреждения. Они, тем не менее, составляют основ­ную массу такого рода организаций. Но руководство ими осущест­вляют органы муниципальной власти, а их имущество является муниципальной собственностью.

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиоз­ных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Консти­туции РФ). Соответственно по своим целям они не являются раз­новидностью общественных организаций. Их деятельность регла­ментирована специальным законодательным актом – Федераль­ным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляе­мых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством доку­ментацию. При отказе в регистрации объединение может обжало­вать его в суд.

Ликвидация религиозных объединений или запрет на их дея­тельность возможны только по решению суда. Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, напри­мер распространение убеждений, пропагандирующих религиоз­ную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

www.bibliotekar.ru

Негосударственные организации

Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частные предприятия и учреждения и т.п.

Общественные объединения организуются и действуют на основе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (СЗ.РФ. 1995. № 21. Ст. 1930).

Общественное объединение представляет собой добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения (ст. 5). Узаконены различные виды общественных объединений или их организационно-правовые формы: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Каждый вид общественного объединения имеет свою специфику, которая находит свое выражение в их уставах. Помимо общего закона об общественных организациях были приняты законы об их наиболее значимых разновидностях. Так, 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», 11 августа 1995 г. – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Названные и другие законодательные акты в целом определяют общий правовой статус общественных объединений, вытекающий из содержания ст. 30 Конституции РФ (право граждан на объединение). В силу этого детальный анализ их статуса составляет предмет изучения в курсе конституционного права. Нас же должны интересовать только те стороны их организации и деятельности, в которых проявляются отношения этих объединений с органами исполнительной власти, т.е. собственно их административно-правовой статус.

Что характерно именно для такого аспекта знакомства с общественными объединениями? Наиболее существенные проявления подобного статуса общественных объединений следующие:

  • взаимное невмешательство государства и общественных объединений в деятельность друг друга;
  • отсутствие необходимости предварительного разрешения органов исполнительной власти;
  • необязательность государственной регистрации общественных объединений (таковая необходима лишь в случае, когда то или иное объединение желает приобрести права юридического лица, т.е. стать участником гражданского оборота).

Запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В случае государственной регистрации общественных объединений соответствующие органы юстиции проверяют их учредительные документы (прежде всего устав) с точки зрения соответствия их данному запрету.

Государственная регистрация общероссийских общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, а региональных – органами юстиции субъектов РФ. Названные органы либо выдают свидетельство о регистрации, либо принимают решение о мотивированном отказе в регистрации. Такое решение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке.

Общественные объединения тесно сотрудничают с органами исполнительной власти. Они могут участвовать в выработке решений этих органов; проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, поставивоб этом в известность соответствующие исполнительные органы и соблюдая установленные ими правила и условия; представлять и защищать свои права и законные интересы в органах исполнительной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения (в основном, очевидно, по вопросам своей компетенции) в органы исполнительной власти.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с их уставными целями. В подобных случаях они проходят процедуру лицензирования в соответствующих исполнительных органах, уполномоченных на это.

Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказывает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав.

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государственного управления.

Применительно к отдельным видам общественных объединений устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социально-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по заключению коллективных договоров с администрацией предприятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социально-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требования о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении обнаруженных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требованиям о привлечении к ответственности виновных в подобных нарушениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности. Государство не участвует в управлении ими, но создает правовой режим их организации и деятельности, а также осуществляет контроль и надзор за их функционированием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерческую деятельность. В силу этого правовой статус различных их разновидностей регулируется гражданским законодательством. Имеются в виду различные типы хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна.

Управление внутренними делами негосударственных предприятий и объединений – функция создаваемых ими органов (правлений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (например, акционеров).

Помимо акционерных обществ открытого и закрытого типов в таком варианте действуют производственные кооперативы. 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации».

Производственный кооператив – сельскохозяйственная, рыболовецкая артель, кооперативное хозяйство. Коопхоз создается главами фермерских хозяйств. Потребительский кооператив – объединение в целях перерабатывающей, сбытовой, снабженческой, садоводческой, огороднической, животноводческой деятельности.

Государство стимулирует их создание, поддерживает путем выделения бюджетных средств. Кооперативы подлежат государственной регистрации и обязаны представлять в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. Неправомерность решении или действий исполнительных органов (должностных лиц), адресованных кооперативам, может быть признана общим или арбитражным судом. На кооперативы распространяются контрольно- надзорные полномочия органов исполнительной власти. Производственные кооперативы являются коммерческими организациями и подлежат государственной регистрации. Потребительские кооперативы таковыми не являются, хотя им предоставлена возможность осуществлять и предпринимательскую деятельность, соответствующую целям их создания. Тем не менее гражданским законодательством они также отнесены к категории юридических лиц.

В соответствии с действующим законодательством к некоммерческим организациям помимо потребительских кооперативов отнесены также фонды и религиозные объединения (конечно, и общественные организации).

О фондах необходимо знать следующее. Общественные фонды – не имеющие членства некоммерческие организации, учреждаемые на основе добровольных взносов и действующие с социальными, благотворительными, образовательными и другими общественно полезными целями.

Но возможно образование и государственных фондов. Если примером общественного фонда можно назвать Фонд Горбачева, то ко второму виду можно отнести Фонд федерального имущества, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд. Так, Российский фонд федерального имущества находится в ведении Министерства государственного имущества РФ; его руководитель назначается Правительством РФ; фонд участвует в работе по приватизации объектов федеральной собственности и т.д. А Фонд занятости действует в системе Министерства труда и социального развития РФ. Его средства образуются за счет обязательных отчислений предприятий и используются, в частности, для выплат пособий по безработице. Эти средства находятся в оперативном управлении Минтруда РФ. Налицо, следовательно, прямая связь функционирования государственных фондов с деятельностью соответствующих субъектов исполнительной власти.

Относительно общественных фондов органы исполнительной власти уполномочены осуществлять надзор за их деятельностью.

В качестве негосударственных организаций выступают частные предприятия и учреждения. Наиболее развита их деятельность в сфере мелкого и среднего предпринимательства (здесь действует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), хотя результативность такого вида предпринимательской деятельности пока не заметна; в социально-культурной сфере, где функционирует много частных школ, лицеев и других образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения; в административно-политической сфере (например, частные детективные агентства). Главными формами государственного воздействия на них являются лицензирование и надзор за соблюдением условий лицензий и требований законодательства РФ.

Юридически негосударственными являются муниципальные предприятия и учреждения. Они, тем не менее, составляют основную массу такого рода организаций. Но руководство ими осуществляют органы муниципальной власти, а их имущество является муниципальной собственностью.

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиозных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). Соответственно по своим целям они не являются разновидностью общественных организаций. Их деятельность регламентирована специальным законодательным актом – Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляемых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством документацию. При отказе в регистрации объединение может обжаловать его в суд.

Ликвидация религиозных объединений или запрет на их деятельность возможны только по решению суда. Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, например распространение убеждений, пропагандирующих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

www.konspekt.biz

Право инвалидов на создание общественных объединений. Механизм реализации

Согласно Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (статья 30).

В рамках добровольных объединений граждане имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на отстаивание своих социальных, политических, профессиональных и других интересов.

В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно части 1 статьи Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Содержание деятельности общественных объединений инвалидов организуется по ряду основных направлений: накопление и систематизация информации об инвалидах и их организациях; участие в разработке законодательной, нормативной базы по социальной защите инвалидов; разработка и реализация собственных и государственных программ, направленных на поддержку инвалидов; взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями и организациями; оказание юридической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи; проведение спортивных, культурных и иных мероприятий.

Крупнейшими общественными объединениями инвалидов в России являются Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Союз инвалидов России и другие.

Одной из наиболее массовых общественных организаций является «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), объединяющая людей-инвалидов полностью или частично физически недееспособных.

В Республике Хакасия на сегодняшний день насчитывается 19 зарегистрированных общественных объединений инвалидов.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой общественных объединений инвалидов являются общественные организации.

Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В свою очередь, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В остальном, процедура создания общественной организации инвалидов практически не отличается от создания любого другого общественного объединения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон «Об общественных объединениях») учредителями общественных организаций должны выступать не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные организации.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».

При этом, Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет требования к уставу общественного объединения. Так в соответствии с частью 1 статьи 20 названного федерального закона он должен предусматривать:

— наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

— структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

— условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

— компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

— источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

— порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Следует обратить внимание, что Гражданским кодексом Российской Федерации общественные организации отнесены к корпоративным некоммерческим организациям — юридическим лицам, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

При этом ст. 65.3 ГК РФ установлено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Пунктом 2 ст. 65.3 ГК РФ установлена исключительная компетенция высшего органа корпорации. Также ГК РФ определяет иные основы управления корпорацией в целом и общественной организацией в частности, закрепляет права и обязанности ее членов.

Правовые основы регистрации некоммерческих организаций закреплены ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В Республике Хакасия органом, осуществляющим регистрацию некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее — Управление).

В настоящее время регистрация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Следует отметить, что с учетом последних изменений, внесенных в указанный Административный регламент в целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту исполнения государственной функции им обеспечиваются:

условия беспрепятственного доступа к помещению, где исполняется государственная функция, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены помещения, где исполняется государственная функция, а также входа на такую территорию и выхода с нее, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к помещениям, где исполняется государственная функция, с учетом ограничений жизнедеятельности;

дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;

допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск собаки-проводника в помещения, где исполняется государственная функция.

Регистрация общественной организации при создании предполагает подачу следующего пакета документов:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме № Р 11001, в двух экземплярах (форма заявления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);

— учредительный документ некоммерческой организации в трех экземплярах;

— решение об учреждении некоммерческой организации и об утверждении ее устава; о порядке, размере, способах и сроках образования имущества организации; об избрании (назначении) органов в двух экземплярах (см. на сайте Управления «Правила оформления решений органов управления некоммерческих организаций»);

— сведения об учредителях в двух экземплярах (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— документ об уплате государственной пошлины (размер гос. пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33);

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Следует учитывать, что государственная пошлина за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями на сегодняшний день составляет 1400 руб.

Документы для регистрации могут быть представлены как лично заявителем, так и направлены по почте с описью вложения.

Отдельно необходимо сказать о том, что получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций теперь возможно и в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее — портал).

Услуга становится доступной для заявителя после прохождения процедуры аутентификации на портале.

При этом для получения государственной услуги в электронном виде, в том числе государственной регистрации некоммерческих организаций, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, которой подписываются файлы с образами направляемых в регистрирующий орган документов.

В случае отсутствия (у заявителя) усиленной квалифицированной электронной подписи подача документов в электронном виде может осуществляться нотариусом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме применяются с учетом коэффициента 0,7.

Управлением проводится правовая экспертиза принятых документов, то есть они проверяются на соответствие действующему законодательству Общий срок предоставления государственной услуги, без учета времени на исполнение функций налоговым органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений,

Если вопрос решился положительно, то Управление принимает решение о государственной регистрации общественной организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а если отрицательно, то в адрес заявителя направляется уведомление об отказе в государственной регистрации;

В течение 5 рабочих дней налоговый орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а затем не позднее рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление;

Далее Управление в течение 3 рабочих дней выдает документы заявителю (сообщив по телефону о готовности документов к выдаче): свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учредительные документы, документы, подтверждающие внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для завершения процесса регистрации новая общественная организация должна изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, получить коды статистики, встать на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования.

Важно отметить, что законодательно закреплен особый статус общественных организаций инвалидов.

Так в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.

Таким образом, реализация права инвалидов на создание общественных объединений является одним из способов обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, а также формой социальной защиты инвалидов.

Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасии
Л.Г. Винокурова

to19.minjust.ru

Смотрите еще:

  • Закон о государственной тайне статья 22 Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I"О государственной тайне" С изменениями и дополнениями от: 6 октября 1997 г., […]
  • Экспедиторская расписка это документ Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23"Об утверждении Порядка оформления и форм […]
  • Воры в законе в ереване сходка Сходка в Ереване, внук Деда Хасана и самый старый «законник»: чем живет воровская Армения? Вверху: 2) Сурен Аветисян(Суро Ленинаканский); за столом: 1) Самвел Арутюнян(Само), 2) Армен Манукян(Сево), 3) […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.