Закон о профсоюзе рк

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 июня 2014 года №211-V ЗРК

О профессиональных союзах

(В редакции Законов Республики Казахстан от 23.11.2015 г. №415-V ЗРК, 06.04.2016 г. №483-V ЗРК, 08.04.2016 г. №489-V ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами конституционного права на свободу объединений, создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию профессиональных союзов.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) территориальное объединение профсоюзов — объединение профсоюзов на уровне района, города, области, города республиканского значения и столицы;

2) социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений;

3) первичная организация профсоюза — структурное подразделение профсоюза, находящееся непосредственно в организации и состоящее из членов профсоюза, являющихся работниками данной организации;

4) локальный профсоюз — добровольное объединение работников одной или нескольких организаций, связанных общими трудовыми, производственно-профессиональными интересами;

5) член профсоюза — физическое лицо, добровольно изъявившее желание и вступившее в состав профсоюза, которое признает и соблюдает его устав, платит членские профсоюзные взносы;

6) профессиональный союз (профсоюз) — общественное объединение с фиксированным членством, добровольно создаваемое на основе общности трудовых, производственно-профессиональных интересов граждан Республики Казахстан для представительства и защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов;

7) профсоюзный орган — орган управления, образованный в соответствии с уставом профсоюза;

8) членская организация — профсоюзы, их объединения, входящие в качестве участников в состав профсоюза, их объединений на соответствующем уровне социального партнерства в порядке, определенном настоящим Законом, признающие и соблюдающие их уставы;

9) республиканское объединение профсоюзов — объединение отраслевых профсоюзов, территориальных объединений профсоюзов на уровне области, города республиканского значения и столицы;

10) отраслевой профсоюз — объединение работников одной отрасли деятельности (видов или подвидов экономической деятельности) и смежных с ней отраслей, локальных профсоюзов, связанных общими трудовыми, производственно-профессиональными интересами.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профсоюзах

1. Законодательство Республики Казахстан о профсоюзах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Особенности применения настоящего Закона для отдельных категорий лиц

1. Положения настоящего Закона применяются к гражданам Республики Казахстан, находящимся в командировке за пределами Республики Казахстан, а также иностранцам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан.

2. Уплата членских профсоюзных взносов иностранцами и лицами без гражданства производится на равных условиях с гражданами Республики Казахстан.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Что такое профсоюз?

Профессиональные союзы, как общественное явление существуют уже более двух столетий, изменяясь лишь по содержанию своей деятельности и структуре, исходя из задач конкретного периода времени. Появились они, прежде всего, как организация рабочих для защиты своих коллективных прав и интересов.

И на сегодняшний день профессиональные союзы играют большую роль в судьбе работников. Профессиональные союзы были и остаются, одним из важных гарантов соблюдения прав и законных интересов работников. Именно профессиональные союзы разного уровня формируют и формулируют интересы работников и обеспечивают их представление и защиту в различных сферах, связанных с трудовыми и социальными отношениями.

Профессиональный союз — это общественное объединение, которое, исходя из уставных задач, представляет и защищает права и законные интересы работников.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года № 2107–XII » О профессиональных союзах».
Профессиональные союзы — самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально — экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда.

Из этого определения вытекают следующие принципы профессионального союза:

добровольность, предполагает свободное волеизъявление граждан вступить в члены профессиональных союзов;

самостоятельность, указывает на возможность профессиональных союзов быть субъектом правоотношений в качестве юридического лица;

некоммерческий характер объединения граждан;

фиксированность профсоюзного членства;

общность граждан по профессиональным и производственным интересам при объединении в профессиональные союзы;

представительство и защита прав и законных интересов своих членов.

Профессиональные союзы были и остаются, одним из важных гарантов соблюдения и представления прав и интересов работников.

Раньше основной функцией профессионального союза было распределение различных материальных и социальных благ. С этим и была связанна его популярность. В наше же время главная цель профессионального союза — это представительство и защита прав и интересов работников.

К сожалению, то, что профессиональному союзу удается решать многие проблемы, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Люди не понимают, какая огромная работа и усилия стоят за этим — переговоры, консультации и т. д.

www.vjdo.kz

Новый закон РК «О профессиональных союзах»: что важно знать о нем работодателю (Юлия Чумаченко, партнер Юридической фирмы «AEQUITAS»; Александр Чумаченко, юрист Юридической фирмы «AEQUITAS»)

партнер Юридической фирмы

юрист Юридической фирмы

Совершенствование механизма социального партнерства в Казахстане является одним из приоритетных направлений развития нашего государства. Очевидно, что эффективный диалог между работодателем и работниками в значительной степени влияет на социальный климат и установление стабильности как на предприятии, так и в обществе в целом.

Отдельные события последних лет в Казахстане продемонстрировали неспособность профсоюзных институтов играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров и подтвердили необходимость принятия решительных шагов по модернизации профсоюзного движения.

В этой связи в 2014 году были сделаны важные шаги по совершенствованию казахстанского законодательства, а именно, с 12 июля 2014 года введен в действие Закон РК «О профессиональных союзах».

Следует отметить, что Закон вызвал неоднозначную реакцию в правовом сообществе и немало вопросов на предмет его соответствия нормам международного права. Тем не менее, поскольку Закон и другое обновленное законодательство устанавливают новые регуляции по различным вопросам деятельности профсоюзов и трудовых отношений, необходимо правильно их понимать и соблюдать.

В этой связи хотелось бы обратить внимание работодателей (в том числе работающих в нефтегазовой сфере, имеющей тяжелые условия труда и всегда подпадающей по пристальное внимание инспекции труда и других контролирующих органов) на наиболее значимые аспекты обновленного законодательства, в том числе на полномочия профсоюзов на территориальном и отраслевом уровнях, особенности труда руководителей профсоюзных органов, порядок избрания работниками своих представителей, новые формы государственного контроля за деятельностью работодателей и ряд других важных вопросов.

Новый Закон сохраняет прежние подходы к созданию профсоюзов как общественных объединений, основанных на принципах добровольности участия в целях представительства и защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов их членов .

П оложения Закона применяются к гражданам Казахстана (в том числе находящимся в командировке за пределами республики), иностранцам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан.

Новый Закон реформирует систему профсоюзов, предусматривая их формирование исключительно по производственно-отраслевому принципу. Таким образом, теперь отсутствует возможность объединения трудящихся в межотраслевые организации.

При этом Законом вводятся понятия локального и отраслевого профсоюзов. Локальный профсоюз представляет собой объединение работников одной или нескольких организаций, связанных общими производственно-профессиональными интересами, то есть является организацией, создаваемой на местном уровне и которая входит в состав отраслевого профсоюза. Отраслевой профсоюз, в свою очередь, объединяет не менее половины общего числа работников одной отрасли деятельности (видов или подвидов экономической деятельности) и смежных с ней отраслей, локальных профсоюзов и является членской организацией республиканского объединения профсоюзов.

Очевидны плюсы создания профсоюза на отраслевом уровне, позволяющего осуществлять представительство интересов работников не просто в рамках одного предприятия, а с учетом специфики конкретной отрасли и существующих в ней условий труда, что при независимом статусе профсоюзного органа, его ответственном отношении к интересам представляемых им работников, а также при должной активности самих членов профсоюза позволит обеспечить их наиболее эффективную защиту.

Такое законодательное решение имело под собой практическую основу. Например, в 2013 году Совет по развитию социального партнерства и урегулированию трудовых споров и конфликтов АО НК «КазМунайГаз» выступил с инициативой создания единого, вертикально интегрированного отраслевого профсоюза работников нефтегазовой отрасли со статусом республиканского общественного объединения. 8 сентября 2013 года в г. Астане состоялся учредительный съезд Республиканского общественного объединения Отраслевой профессиональный союз работников нефтегазового комплекса с участием представителей профсоюзных объединений предприятий КМГ , занимающихся разведкой, добычей, транспортировкой нефти и газа, нефтепереработкой , а также работающих в сервисном секторе. В данный момент п рофсоюз работников нефтегазового комплекса входит в Федерацию профсоюзов Республики Казахстан и его численность превышает 30 тысяч членов [1] .

Законодательством изначально были предусмотрены дополнительные меры защиты работников, являющихся членами профсоюза. Это, прежде всего, возможность расторжения трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случае сокращения численности или штата организации и по ряду иных оснований, только с учетом мотивированного мнения органа профсоюза.

Теперь Трудовой кодекс дополнен новой главой, регулирующей особенности труда работников, входящих в состав профсоюзных органов. В частности, члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы:

· не могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям без мотивированного мнения профсоюзного органа, членами которого они являются;

· для выполнения общественных обязанностей в интересах своих членов на время профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах (конференциях), созываемых профсоюзами, а также в работе их пленумов, президиумов освобождаются от основной работы.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством при отсутствии профсоюза в организации представителями ее работников могли стать физические или юридические лица, избранные работниками в соответствующем порядке. При этом специальный порядок наделения полномочиями работниками таких представителей не определялся ни в одном нормативном правовом акте. Соответственно, применялись общие гражданско-правовые нормы о представительстве и полномочия представителей оформлялись доверенностями. Однако в масштабе многих предприятий и их трудовых коллективов, насчитывающих иногда сотни или даже тысячи работников, оформление доверенности каждым работником весьма затруднительно технически и затратно по времени. Поэтому сложилась практика, когда трудовой коллектив проводил общее собрание (конференцию) и на нем принимал решение об избрании тех или иных лиц (чаще всего активистов из штата работников данного предприятия) в качестве представителей.

Теперь эта практика узаконена, и о бновленное законодательством определение института «представители работников» гласит, что представителями работников могут быть органы профсоюзов, а при их отсутствии — выборные представители, избранные и уполномоченные работниками на общем собрании работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников.

Тем не менее, даже после законодательных уточнений остаются открытыми ряд вопросов относительно представителей работников. В частности, не ясно, каким образом будет осуществляться представительство интересов тех работников, которые в силу тех или иных причин не присутствовали на собрании (ведь законодательно установленный кворум допускает присутствие на собрании двух третей трудового коллектива), или вновь нанимаемых работников, пришедших в компанию уже после проведения собрания. Должны ли такие работники подчиниться решению трудового коллектива или подтвердить свое согласие с данным решением? Что для этого требуется — подать заявление о присоединении к решению трудового коллектива или каким-либо иным способом выразить свою позицию? Или решение трудового коллектива при соблюдении кворума и порядка голосования на собрании будет распространяться на них автоматически?

Порядок созыва и проведения общего собрания (конференции) работников по-прежнему не регламентирован в деталях. Законодатель ограничился определением необходимого кворума и количества голосов для принятия решения об избрании представителей работников, а все процедурные моменты никак не регламентируются.

Например, не урегулированы вопросы по уведомлению работников о предстоящем собрании и допустимых сроках для направления такого уведомления, необходимости выбора председательствующего и секретаря собрания, формирования счетной комиссии, по ведению и оформлению протокола, возможности заочного голосования (например, путем отправки электронного сообщения, заверенного электронной цифровой подписью в целях придания такому сообщению полной легитимности) и другие процедуры. Эти вопросы особенно актуальны для больших компаний, имеющих структурные подразделения в различных областях республики и за ее пределами, когда собрать весь трудовой коллектив на общее собрание практически невозможно.

Согласно теории казахстанского права для восполнения существующих пробелов при осуществлении гражданско-правовых отношений допускается применение права и законодательства по аналогии. Принимая во внимание тесную связь трудовых и гражданско-правовых отношений, мы допускаем, что в данном случае может быть применим указанный принцип к порядку проведения собрания трудового коллектива, и можно применить по аналогии правила, предусмотренные нормами, регулирующими порядок проведения общего собрания участников (акционеров) в юридических лицах. Одним из путей решения всех вышеперечисленных вопросов мы считаем детальное определение необходимых процедур во внутреннем документе компании.

Согласно Концепции социального развития Казахстана до 2030 года поставлена задача к 2016 году привести методологию работы инспекции труда в соответствие с Конвенцией Международной Организации Труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Законом Республики Казахстан от 7 мая 2001 года. Это означает, что инспектор труда получит возможность посещать предприятия без предупреждения, что позволит наилучшим образом защищать трудовые права работников. Кроме того, будет оптимизирован государственный контроль в сфере труда путем добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда, которое наряду с ужесточением ответственности за нарушение трудового законодательства позволит сократить количество государственных проверок предприятий инспекторами труда.

Первые шаги по пути реализации вышеуказанной государственной программы сделаны в рамках вводимых законодательных изменений в связи с принятием Закона — введен контроль в форме посещения компаний инспекторами труда, а также работодатели на практике приступили к добровольному декларированию соответствия существующих в их компаниях условий труда требованиям законодательства.

Трудовой кодекс дополнен нормами о контроле за деятельностью компаний-работодателей со стороны государственной инспекции по труду в форме посещения.

При посещении компании инспектором труда не требуются предварительное уведомление работодателя и регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, как это предусмотрено при проведении плановых и внеплановых государственных проверок. Продолжительность посещения не должен превышать один день.

По результатам посещения инспектором труда составляется акт о результатах посещения без возбуждения дела об административном правонарушении, но с обязательным разъяснением посещаемому субъекту порядка устранения выявленных в результате посещения нарушений.

Практика добровольного декларирования широко используется за рубежом: если предприятие заявляет, что будет создавать условия труда, соответствующие стандартам, обязуется выплачивать зарплату своевременно, дополнительно на тяжелой работе будет предоставлять определенную материальную поддержку, соблюдать охрану труда по стандартам, тогда добровольное декларирование перед работником и перед обществом дает возможность сокращения проверок.

В 2013 году Министерство труда и социальной защиты приступило к реализации пилотного проекта по осуществлению добровольного декларирования в четырех областях Казахстана — Алматинской, Павлодарской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской. Первые итоги были подведены на состоявшемся 30 июля 2014 года расширенном заседании коллегии с участием руководителей структурных подразделений центрального аппарата ведомства и заместителей акимов четырнадцати областей и городов Астаны и Алматы, а также руководства областных управлений координации занятости и социальных программ и инспекций труда. В первом полугодии 2014 года добровольное декларирование по вопросам соблюдения охраны и безопасности труда прошли девятнадцать предприятий, которые получили «Сертификат доверия», освобождающий их от плановых проверок на три года. В их числе и компании, осуществляющие деятельность в нефтегазовом секторе, например, Павлодарский нефтехимический завод [2] .

Выстраивание трудовых отношений — включая вопросы создания профсоюза, избрания представителей работников, согласования с ними соответствующих актов работодателя, заключения коллективного договора, урегулирования возникающих трудовых споров и т.д. — для работодателя и работников всегда является достаточно сложным процессом, в том числе и с правовой точки зрения. Поэтому успех в этом деле напрямую зависит от наличия в компании квалифицированного юриста или независимого юридического консультанта, которые помогут сделать все необходимые подготовительные шаги к тому, чтобы данный процесс прошел с наилучшим результатом.

www.zakon.kz

Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года № 2107-XII «О профессиональных союзах» (с изменениями по состоянию на 03.07.2013 г.) (утратил силу)

Закон
Республики Казахстан

(с изменениями по состоянию на 03.07.2013 г.)

Утратил силу в соответствии с Законом РК от 27 июня 2014 года № 211-V

О порядке введения в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 29 января 1993 г. № 1913-XII

  • Добавить комментарий
  • Статья 1. Профессиональные союзы в Республике Казахстан

    Профессиональные союзы в Республике Казахстан (профсоюзы) это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда.

    См. также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 мая 2000 г. «Об отказе в принятии к конституционному производству обращения группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании понятия «профессиональные союзы», использованного в пункте 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан».

    Статья 2 изложена в редакции Закона РК от 29.04.09 г. № 154-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профессиональных союзах

    1. Законодательство Республики Казахстан о профессиональных союзах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

    Статья 3 изменена Законом РК от 10.07.02 г. № 338-II ( см. стар. ред. )

    Статья 3. Особенности применения настоящего Закона в отдельных сферах

    Особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, органах внутренних дел, национальной безопасности определяются законодательством Республики Казахстан об этих формированиях.

    Положения настоящего Закона применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан, а также могут применяться к гражданам Республики Казахстан, работающим в порядке командирования за пределами республики.

    Статья 4. Свобода создания профессиональных союзов

    Граждане Республики Казахстан имеют право объединяться в профессиональные союзы.

    Профессиональные союзы создаются на основе равноправия их членов. Количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается.

    Всем профессиональным союзам предоставляются равные правовые возможности. Воспрепятствование созданию профессионального союза, а равно противодействие его деятельности преследуются по закону.

    Статья 5. Принципы создания и взаимоотношения профессиональных союзов

    Профессиональные союзы создаются по производственно — отраслевому принципу. Внутренняя структура профессионального союза определяется его уставом.

    Профессиональные союзы могут на добровольных началах создавать объединения союзов по производственному (отраслевому), территориальному и иным принципам, а также вступать в них, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения, проводить совместные акции и мероприятия.

  • Судебные решения
  • Статья 6. Международные связи профессиональных союзов Республики Казахстан

    Профсоюзы в соответствии с уставными целями и задачами вправе сотрудничать с профсоюзными организациями других стран, вступать в международные профсоюзные объединения и организации, заключать с ними, а также с зарубежными профессиональными союзами договоры и соглашения.

    В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. )

    Статья 7. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профессиональным союзам

    Принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также расторжение трудового договора по инициативе работодателя по причине принадлежности работника к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.

      Образование профессиональных союзов, прекращение их деятельности

      В статью 8 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 5.10.95 г. № 2489; Законом РК от 29.04.09 г. № 154-IV ( см. стар . ред. )

      Статья 8. Образование профессионального союза

      Профессиональный союз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав союза и формируются руководящие органы.

      Условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставом профессионального союза.

      Правоспособность профессионального союза как юридического лица возникает с момента регистрации.

      Регистрация профессиональных союзов производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» .

      Регистрирующий орган не осуществляет контроль за деятельностью профсоюзов.

      В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.04.09 г. № 154-IV ( см. стар. ред. )

      Статья 9. Прекращение деятельности профессионального союза

      Прекращение деятельности профессионального союза осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «Об общественных объединениях» .

      Права и гарантии профессиональных союзов

      В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V ( см. стар. ред. )

      Статья 10. Права профессиональных союзов

      Профессиональные союзы имеют право:

      представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах при проведении медиации, в суде, арбитраже или третейском суде , других органах, оказывать им иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи, рассматривать индивидуальные трудовые споры и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов), заключать соглашения и коллективные договоры;

      формировать денежные фонды;

      обжаловать в суд акты органов государственного управления, ущемляющие права и законные интересы членов профсоюза;

      обращаться в органы государственной власти и управления об отмене полностью или частично либо изменении принятых ими правовых актов, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза;

      ходатайствовать перед прокуратурой об опротестовании правовых актов, находящихся в сфере прокурорского надзора, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза, о возбуждении дел против лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, трудовое законодательство Республики Казахстан ;

      осуществлять общественный контроль в пределах предоставленных законодательством прав за соблюдением трудового, жилищного и пенсионного законодательства, законодательства о профсоюзах в отношении своих членов и требовать устранения выявленных нарушений;

      принимать участие в пересмотре натурально-вещественной структуры и состава минимального потребительского бюджета и его отдельных потребительских корзин, в пересмотре оплаты труда, пенсий и пособий в зависимости от роста цен;

      посещать в лице своих представителей предприятия и рабочие места членов своего профсоюза;

      представлять и защищать социально-экономические права и интересы трудовых коллективов в соответствии с их поручением, заключать от их имени коллективные договоры;

      организовывать и проводить в установленном законом порядке собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, забастовки ; заниматься издательской деятельностью, освещать свою деятельность в печати и других средствах массовой информации, на предприятиях;

      осуществлять производственную и хозяйственную деятельность.

      Государство осуществляет защиту прав и интересов профсоюзов и устанавливает гарантии их деятельности. Законодательством Республики Казахстан, соглашениями и договорами с работодателями могут устанавливаться иные права профессиональных союзов.

      Порядок реализации полномочий профсоюзов определяется соответствующим законодательством и уставом профсоюза.

    • Посмотреть закладки
    • В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. )

      Статья 11. Защита трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюза

      Права профсоюзов в области условий и оплаты труда, охраны труда и безопасности на производстве, занятости, жилищных условий, социального страхования и охраны здоровья работников , пенсионного обеспечения регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан.

      Профессиональный союз защищает трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов путем:

      оказания правовой и консультативной помощи при заключении членом профсоюза контракта (договора, соглашения) с работодателем;

      обращения в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов своих членов;

      участия в суде при рассмотрении дела;

      заключения с работодателем от имени своих членов договора, соглашения, охватывающего членов профсоюза, а также других членов трудового коллектива, не возражающих принять участие в этом договоре.

      В целях защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов профессиональные союзы могут использовать все другие способы, не противоречащие действующему законодательству.

      Профсоюз оказывает также помощь семьям своих членов.

      Статья 12. Защита прав и интересов трудовых коллективов

      По поручению трудового коллектива профсоюз в лице своего органа может представлять его при заключении коллективного договора с работодателем, осуществляет контроль за его исполнением, предъявляет в суд иски, направленные на защиту прав и интересов трудового коллектива и отдельных его членов, осуществляет другие действия, связанные с реализацией прав трудового коллектива и их защитой.

    • Поставить закладку
    • В часть 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. )

      Ликвидация предприятия, его структурных подразделений, или изменение форм собственности и пользования, полная или частичная приостановка производства по инициативе администрации,собственника влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления, не менее чем за два месяца, соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов р аботников .

      Статья 13. Осуществление общественного контроля за соблюдением прав членов профсоюза

      Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов своих членов, а также других членов трудового коллектива, если решением общего собрания (конференции) этого коллектива профсоюз уполномочен представлять их интересы.

      В ходе осуществления проверок представители профсоюзов имеют право доступа на рабочие места своих членов и на получение соответствующей информации от администрации.

      Противодействие и воспрепятствование проводимым в этих целях проверкам со стороны работодателя и его администрации преследуются по закону.

      В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. )

      Статья 14. Организация и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, забастовок

      Профессиональный союз по поручению трудового коллектива организует и проводит в установленном законом порядке собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, забастовки и другие акции, используя их как средство борьбы за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение безработицы, консолидации работников в борьбе за свои трудовые права и социально-экономические интересы, защиты от произвола работодателей, воздействия на государственные органы с целью проведения той социально-экономической политики, которая отвечала бы нуждам членов профсоюза.

      Профсоюзы могут объединять свои усилия для проведения совместных акций протеста и проводить такие акции в знак солидарности с другими профсоюзами и группами работников .

      Статья 15. Осуществление издательской деятельности

      Профессиональные союзы имеют право на свои печатные органы, издательства, иметь в собственности и другие средства массовой информации, за исключением радио и телевидения либо использовать чужие.

      Статья 16. Денежные фонды профессиональных союзов

      Профессиональные союзы могут формировать за счет собственных и привлеченных средств денежные фонды социально-экономического назначения, предназначенные для финансирования мероприятий, вытекающих из реализации уставных задач и целей профсоюзов.

      См.: Письмо МГД РК от 4 марта 2002 г. № ДРН-2-2-17/1933 «О налогообложении выплат из средств профсоюзного бюджета», Письмо МГД РК от 13 марта 2002 г. № ДРН-2-2-17/2330 «О налогообложении выплат из средств профсоюзного бюджета».

      Статья 17. Участие профсоюзов в формировании социально-экономической политики государства

      Профессиональные союзы разрабатывают планы и программы по социальной и экономической защите своих членов, включая программы борьбы с безработицей и обеспечением занятости, защите высвобождаемых работников, мероприятий по установлению прожиточного минимума и его соблюдению, индексации доходов, повышению минимального уровня заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, вносят их в качестве предложений в соответствующие государственные органы.

      Статья 18. Гарантии деятельности профессиональных союзов

      Государство обеспечивает соблюдение предоставленных профсоюзам прав и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

      Запрещаются любые действия, целью которых является прямо или косвенно подчинить профсоюзы каким-либо органам и организациям или ограничить их в правах, а также препятствующие предусмотренной законом и уставом (иными основополагающими документами) деятельности профсоюзов.

      Органы государственного управления обязаны предоставлять профсоюзным органам информацию по вопросам, связанным с защитой прав своих членов.

      Статья 19. Гарантии выборным профсоюзным работникам

      Выборные профсоюзные работники не могут быть уволены с работы по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, а также подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

      Увольнение по инициативе администрации работников, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации предприятия или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.

      Члены выборных профсоюзных органов для выполнения общественных обязанностей в интересах своих членов, на время профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, а также в работе их пленумов, президиумов освобождаются от производственной работы.

      Условия освобождения и порядок оплаты предусматриваются коллективными договорами и соглашениями.

      См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 26 июля 1996 г. № 4 .

      Профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций

      Статья 20 изложена в редакции Закона РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. )

      Статья 20. Полномочия профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций

      Полномочия профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций определяются настоящим Законом, уставами профессиональных союзов, отраслевыми, региональными соглашениями и коллективными договорами организаций.

    • Показать изменения
    • Права профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, являющимися членами профессионального союза, регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан.

      В соответствии с соглашениями и коллективными договорами профсоюзные комитеты и работодатели могут решать в организациях и другие социально-трудовые, экономические вопросы.

    Статья 21. Создание материальных условий для деятельности профсоюзных комитетов

    Материальные условия профсоюзного комитета определяются на основании коллективного договора или соглашения.

    Статья 22. Профсоюзные взносы

    Профсоюзные комитеты правомочны собирать профсоюзные взносы по месту работы и учебы без ущерба для деятельности предприятия.

    Собственность профессиональных союзов, их хозяйственная и

    Статья 23. Собственность профессиональных союзов

    Собственность профессиональных союзов образуют их предприятия, жилищный фонд, издательства, полиграфическая база, лечебные учреждения, учреждения отдыха, образования, культуры, спортивные, детские и иные учреждения со зданиями и оборудованием, а также другое имущество, приобретенное за счет собственных средств профсоюзов.

    Профессиональные союзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом и денежными средствами.

    Профессиональные союзы не отвечают по обязательствам государства, работодателей, других хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

    Собственность профессиональных союзов охраняется законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • В статью 24 внесены изменения Указом Президента РК № 2489 от 5.10.95

    Статья 24. Производственная и хозяйственная деятельность профессиональных союзов

    Профессиональные союзы в соответствии с законодательством являются юридическими лицами.

    Профессиональные союзы и уполномоченные ими органы имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать предприятия, культурные, учебные, лечебные, спортивные, спортивно-оздоровительные и другие учреждения, банки, страховые и акционерные общества, участвовать в создании и деятельности совместных предприятий, организовывать и проводить лотереи, благотворительные мероприятия, страхование своих членов, заниматься издательской деятельностью, формировать фонды солидарности, культурно-просветительские и социально-экономические фонды, а также осуществлять иную производственную и хозяйственную деятельность согласно своим целям и задачам, законам Республики Казахстан.

    См. разъяснение по финансированию в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 7 июня 2000 года № 4/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 5 Конституции Республики Казахстан».

    online.zakon.kz

    Смотрите еще:

    • Приказ минфина 18н от 20 марта 2014 О распространении действия приказа Минфина России от 20 марта 2014 г. N 18н на деятельность Федерального казначейства по осуществлению функций по контролю в финансово-бюджетной сфере МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ […]
    • Свод правил сп 14133302014 СП 14.13330.2014 Свод правил строительство в сейсмических районах ПРЕДИСЛОВИЕ Скачать полную версию документа 1. Исполнители - Центральный институт строительных конструкций и сооружений им. В.А. Кучеренко […]
    • Закон 253 фз Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.