Закон о рекламе 1995 года

Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон «О рекламе» как основополагающий документ

14 июня 1995 г. Государственной Думой России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.

Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.

Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопро- и звоните ля, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.

Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов: «Общие и специальные требования к рекламе», «Особенности рекламы», «Зашита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы», «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей», «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы», «Ответственность рекламодателя, рекламоироизводигеля и рекламораспроаранителя».

Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие. Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.

Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаше всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.

Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.

За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.

Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов законе, еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, к нему будут приниматься дополнения и изменения, как в случае с текстом первого Закона, — это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Законодательные акты, имеющие отношение к рекламной деятельности

В ст. 4 Федерального закона «О рекламе» говорится, что законодательство о рекламе в России состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. К таким документам относятся: указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Основными законодательными актами прямого действия, которые в разной степени регулируют рекламную деятельность, являются:

  • Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • Закон от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».
  • До принятия всеобъемлющего Закона вся деятельность на территории России регулировалась указами Президента РФ, такими как:

    • «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 г. № 1183;
    • «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. № 1233 (утратил силу);
    • «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г. № 161.

    В этот период рекламная деятельность в нашей стране была бурной, происходило формирование рекламного рынка. Но соответствующего закона не было, и указы восполнили этот пробел. После принятия Закона они утратили силу.

    Как уже было сказано, кроме закона существуют и подзаконные акты, регулирующие рекламу. Примером этому могут служить специальные статьи в Налоговом и Таможенном кодексах РФ, связанные с взиманием налогов и пошлин за рекламную деятельность. Служба Д ПС, о которой мы упомянули, работает на основании документа под названием ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

    www.grandars.ru

    Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

    18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.

    Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.

    Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

    Законом устанавливаются общие и специальные требования к рекламе, права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, регламентируются вопросы осуществления государственного контроля и саморегулирования в области рекламы, а также определяется ответственность за ненадлежащую рекламу.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 113-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 115-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования, названного Федерального закона, за исключением абзаца шестого статьи 1, который вступает в силу с 1 января 2005 г.

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

    Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N162-ФЗ

    Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе»

    Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ
    «О рекламе»

    С изменениями и дополнениями от:

    18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.

    Принят Государственной Думой 14 июня 1995 года

    Президент Российской Федерации

    Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе»

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г., N 30, ст. 2864

    Изменения вступают в силу по истечении шести месяцев после дня официального опубликования указанного Федерального закона

    Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

    Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 76-ФЗ

    Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    base.garant.ru

    История правового регулирования рекламы в РФ

    История правового регулирования рекламы в современной России начинается с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это первый антимонопольный закон в нашей стране, который определял понятие «конкуренция», «монополистическая деятельность», «доминирующее положение на товарных рынках», а также «недобросовестная конкуренция». Среди форм недобросовестной конкуренции статья 10 закона впервые называла введение в заблуждение и некорректное сравнение. Закон 1991 года просуществовал 15 лет, и в 2006 году был принят уже второй антимонопольный закон – «О защите конкуренции». Однако указанные выше определения практически не изменились. Согласно антимонопольному законодательству, к формам недобросовестной конкуренции, в том числе, относятся:

    — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

    — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

    — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

    Другой важный правовой акт был принят 27 декабря 1991 года. Это Закон РСФСР «О средствах массовой информации», который, во-первых, указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и, во-вторых, ограничивал объем рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

    7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», который:

    1) установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя;

    2) ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

    22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Данный правовой акт вводил запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещенных методов лечения и лекарственных средств.

    В 1994 году по стране прокатилась волна финансовых банкротств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возвратить их вклады. В целях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию 10 июня 1994 года были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов». В этих указах устанавливались отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, и вводился государственный контроль рекламной деятельности.

    Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы. 18 июня 1995 года был принят первый Закон РФ «О рекламе». Он являлся центральным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в РФ. В то же время продолжали действовать и ряд иных законов и подзаконных правовых актов, содержащих нормы, посвященные регулированию рекламной деятельности.

    В период с 1995 по 2005 годы первый закон о рекламе, конечно же, претерпевал изменения. Это было связано с активным развитием товарных рынков, и, как следствие, с развитием рекламной индустрии. На сегодняшний день российский рекламный рынок оценивается как один из наиболее перспективных. В то же время первый закон о рекламе, хотя и являлся крайне востребованным в тот период, в последние годы уже не отвечал требованиям интенсивно развивающейся отрасли. В связи с этим 13 марта 2006 года был принят новый закон о рекламе, который вступил в действие 1 июля 2006 года и на сегодняшний день уже претерпел несколько изменений.

    Рассмотрим теперь действующие правовые акты в сфере рекламы в порядке их иерархии.

    Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция РФ, как Основной Закон государства, закладывает начала правового регулирования всех отраслей законодательства. В частности, к рекламной сфере можно отнести нормы статьи 29 Конституции, согласно которой, во-первых, каждому гарантируется свобода мысли и слова, во-вторых, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, и, в-третьих, закрепляется свобода информации.

    Кодифицированные нормативно-правовые акты.

    Гражданский кодекс РФ 1994 года. Данный нормативно-правовой акт применяется:

    1)к регулированию договорных отношений в сфере рекламы – главы 21-26 – общие положения об обязательствах, главы 27-29 – общие положения о договоре; глава 34 – аренда, глава 37 – подряд, глава 39 – возмездное оказание услуг и др.;

    2)к регулированию отношений по созданию, реорганизации и ликвидации саморегулирующихся организаций – глава 4 – юридические лица;

    3) к отношениям по поводу защиты чести и достоинства, а также деловой репутации лица – глава 8 – нематериальные блага и их защита, глава 59 – обязательства вследствие причинения вреда и т. д.

    Уголовный кодекс РФ 1996 года. В настоящее время содержит два состава, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере рекламной деятельности. Статья 242 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов. Статья 242.1 — изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 года устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе — Статья 14.3. КоАП. Это общая норма, которая, по сути, может применяться к любым случаям нарушения закона о рекламе и иных нормативно-правовых актов в сфере рекламы, кроме тех, о которых говорится специально. Например, статья 14.33 кодекса – Недобросовестная конкуренция, статья 14.37 – Нарушение требований к установке рекламных конструкций, статья 14.38 – Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.

    Специальное законодательство. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Закон представляет собой кодифицированный правовой акт, охватывающий различные сферы рекламной деятельности, в том числе контроля и ответственности в сфере рекламы.

    Закон состоит из 6 глав.

    Глава I – Общие положения

    Глава II – Особенности отдельных способов распространения рекламы

    Глава III – Особенности рекламы отдельных видов товаров

    Глава IV – Саморегулирование в сфере рекламы

    Глава V – Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе

    Глава VI – Заключительные положения

    Целями Закона о рекламе являются:

    развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

    обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

    реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

    предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

    пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

    Сфера применения Закона о рекламе. Закон действует в отношении всех видов коммерческой и социальной рекламы, распространяемой на территории РФ, независимо от места производства рекламы. По кругу лиц закон распространяется на всех физических и юридических лиц, являющихся субъектами рекламной деятельности (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица).

    В то же время в статье 2 Закона дается довольно большой перечень информации, на которую не распространяется действие закона. К такой информации относится:

    1) политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;

    2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

    3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

    4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

    5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

    6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

    7) информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;

    8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

    9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

    Иные федеральные законы, содержащие нормы, посвященные правовому регулированию рекламы. К таким актам, прежде всего, относятся:

    1)Закон РФ «О защите прав потребителей»;

    2)Закон РФ «О средствах массовой информации»;

    3)ФЗ РФ «О защите конкуренции»;

    4)ФЗ РФ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ»;

    5)ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

    6)ФЗ РФ «О государственном языке РФ»;

    Подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты, принимаемые органами государственной исполнительной власти в пределах своих полномочий по вопросам, связанным с правовым регулированием рекламной деятельности. Например, Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения закона «О рекламе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508.

    Таким образом, можно сказать, что в России, в отличие от некоторых европейских государств и США, складывается так называемый «смешанный» способ правового регулирования рекламных отношений: наряду с кодифицированным правовым актом (Закон о рекламе) существуют и другие источники регулирования.

    www.advertiser-school.ru

    Новый закон о рекламе: плюсы и минусы для СМИ и аудитории

    02 августа 2006 23:00

    Источник: Институт проблем информационного права

    Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»1 призван, по замыслу его авторов, провести консолидацию регулирования рекламных отношений в рамках одного законодательного акта, актуализировать регулирование, отразив в законодательстве новые способы распространения рекламной информации, упорядочить уже сложившуюся систему правоотношений, устранив нефункционирующие механизмы и более четко распределив ответственность между субъектами2 . Как представляется, не все из перечисленных целей были в полной мере реализованы в конечном варианте закона, и его действие может быть сопряжено с рядом сложностей, связанных с его толкованием в правоприменительной практике.

    Закон о рекламе, как и любой другой нормативный акт, неизбежно отражает определенные интересы, обладает определенным уровнем качества регулирования, корректирует в определенном отношении действия субъектов правоотношений в сфере регулирования. Оценка этих аспектов нового закона3 представляет наибольший интерес в контексте незначительного объема практики его применения.

    В данном исследовании основные положения нового закона исследованы в контексте интересов двух субъектов правоотношений в сфере рекламы: рекламораспространителей, а именно средств массовой информации, и потребителей.

    Законодательство о рекламе и положение нового закона в нем

    Новый закон подтвердил сложившееся за время действия своего предшественника status quo: как и прежде он указывает на то, что законодательство о рекламе состоит исключительно из актов федерального уровня. Данный подход, несмотря на критику ряд экспертов в его адрес, ранее получил подтверждение правомерности со стороны Конституционного Суда, и в нынешнем законе только укрепил свои позиции. В частности, произошел отказ от регулирования неэтичной рекламы, которую можно было признать скорее относящейся к сфере регулирования законодательства о культуре, находящегося в совместном ведении федерации и ее субъектов. Именно аргумент об отнесении регулирования рекламных правоотношений к этой сфере традиционно преподносится исследователями как подтверждающий неправомерность выраженного в законодательстве подхода4 .

    Следует согласиться с Конституционным Судом РФ, указавшим в Постановлении от 4 марта 1997 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»5 на то, что реклама, исходя из определения, данного законом, является средством продвижения товаров на общий рынок России и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе, по мнению Суда, устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка. Необходимо отметить, что определение рекламы, предложенное в новом законе, в еще большей степени подтверждает эту идею, напрямую провозглашая в качестве цели рекламной информации продвижение на рынке тех или иных объектов рекламирования (п. 1 ст. 3).

    В тоже время, в законе содержаться институты, которые по-прежнему выпадают из обозначенной концепции. В частности, таковым может быть признана социальная реклама. Мнение экспертов, выступающих против ее включения в предмет регулирования закона как принципиально отличающейся от «коммерческой» рекламы, представляются вполне обоснованными6 . Определяя социальную рекламу как информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3), законодатель четко отделяет данный вид информации от «коммерческой» рекламы, направленной на продвижение товаров на рынке. Исходя из определения социальной рекламы, можно сделать вывод о том, что данный институт относится к законодательству о благотворительной деятельности, которое относится к предмету совместного ведения федерации и ее субъектов.

    С практической точки зрения отнесение регулирования рекламы к сфере исключительной компетенции Российской Федерации может быть расценено скорее как положительное для средств массовой информации явление. Как показывала практика первых лет действия Федерального закона от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»7 , принимаемые в субъектах Российской Федерации акты, регулирующие распространение рекламы, чаще вводили ограничения в отношении деятельности СМИ8 .

    Формулировки нового закона предоставляют самому закону исключительное место в законодательстве о рекламе. Во-первых, ст. 4 в первом предложении говорит о том, что такое законодательство состоит из данного закона. В следующем предложении указывается, что отдельные отношения в сфере рекламы могут регулироваться другими нормативными правовыми актами при условии их соответствия закону «О рекламе». Кроме того, ч. 2 ст. 40 указывает, что впредь до приведения действующих нормативных правовых актов в соответствие с новым законом, указанные акты применяются постольку, поскольку они ему не противоречат. Приоритетность закона «О рекламе» перед другими актами ставит вопрос об их дальнейшей судьбе. Закон говорит об абстрактном приведении законодательства в соответствие с ним, не перечисляя акты, подлежащие корректировке, не возлагая такой обязанности на конкретные органы власти и не устанавливая сроков проведения гармонизации правового регулирования. В такой ситуации правоприменителю каждый раз придется самостоятельно принимать решение о соответствии актов новому закону по своему усмотрению, не всегда при этом руководствуясь только правовыми аргументами.

    Например, положения Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»9 , устанавливающие запрет рекламы в СМИ алкогольной продукции, содержащей более 15 процентов этилового спирта, как неоднократно указывали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), впредь применяться не будут.

    В то же время, непонятно, какой будет судьба положения ч. 4 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»10 от 12 июня 2002 года, № 67-ФЗ, в соответствии с которым в день голосования и в предшествующий ему день, реклама коммерческой деятельности определенных участников избирательного процесса, не допускается. Данная норма должна быть признана противоречащей новому закону «О рекламе». Во-первых, рекламный закон исключает из сферы своего регулирования только политическую рекламу, но не коммерческую рекламу в выборный период. Во-вторых, закон «О рекламе» устанавливает исчерпывающий перечень ограничений на распространение рекламы в средствах массовой информации, среди них нет запрета, аналогичного содержащемуся в избирательном законе. Таким образом, исходя из приоритета закона «О рекламе» как lex specialis и lex posterior, следует считать норму избирательного закона не подлежащей применению. Однако, вызывает сомнение готовность органов государственной власти, особенно избирательных комиссий, последовать этой логике.

    Общие требования к рекламе

    Проблемы терминологии. Задача достижения терминологической целостности и непротиворечивости не была полностью реализована в законе, что особенно очевидно при анализе общих положений. Например, п. 4 ч. 2 ст. 2 указывает на то, что закон не распространяет действие на сообщения органов власти, при условии, что в них не содержатся «сведения рекламного характера». Определение данного термина закон не дает. Легальная дефиниция рекламы исходит из того, что она представляет определенный вид информации (п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе»). Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»11 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Таким образом, с точки зрения информационного законодательства разницы между рекламой и сведениями рекламного характера нет. В таком случае непонятно, для каких целей из сферы действия закона выводится информация, которая a priori не может в ней находиться: очевидно, что если информация не является рекламой, то на нее действие закона «О рекламе» не распространяется. На данную проблему было обращено внимание в официальном заключении Правительства Российской Федерации12, однако, депутаты не прислушались к этому мнению, в результате чего появилась фактически недействующая норма.

    При этом проблема, которую пытались разрешить создатели закона при помощи такой неудачной попытки, сохранилась. Поле для возможностей органов государственной власти по продвижению рекламных материалов под видом официальных сообщений, сохраняется, и средства массовой информации не будут иметь аргументов для отказа в их опубликовании.

    Идентификация рекламы. Негативные последствия для потребителей может повлечь отказ от требования о распознаваемости рекламных сообщений. Наряду с этим отказом, в новый закон не были включены нормы, запрещавшие целенаправленное обращение внимания потребителей рекламы на конкретный объект рекламирования для формирования и поддержание интереса к нему без предварительного сообщения об этом и размещение рекламы за плату под видом информационного, редакционного или авторского материала. Кроме того, новый закон не распространяет свое действие на упоминания об объектах рекламирования, которые «органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства», и сами по себе не являются «сведениями рекламного характера», а также на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке (п. 1, 9 ч. 2 ст. 2).

    Несмотря на то, что действовавшее прежде регулирование не было достаточно эффективным для противодействия размещению заказных материалов, за что неоднократно подвергалось критике13 , оно образовывало основу для борьбы с указанным явлением. Теперь такая база полностью ликвидирована. Более того, в законодательстве заложены существенные возможности для активного продвижения товаров, услуг посредством так называемого product placement и завуалированной рекламы.

    Возможным способом противостояния завуалированной рекламе, как представляется, может стать обращение к институтам саморегулирования. Ст. 11 Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты14 устанавливает требование к распространению рекламы в СМИ: она должна быть безошибочно отличима от редакционных материалов. Органы саморегулирования, руководствующиеся положениями указанного кодекса, обязаны привлекать к ответственности своих членов, использующих завуалированную рекламу.

    Другим таким способом может стать имплементация на территории России Европейской Конвенции о трансграничном телевидении, ст. 13 которой требует, чтобы реклама была четко отличима и выделялась из ряда других видов программ с помощью зрения или слуха15 . Она также запрещает скрытую рекламу, в частности, презентацию товаров или услуг в программах, если это делается в рекламных целях. Вероятность включения данного международного договора в российскую правовую систему весьма высока в свете принятия в июле 2006 года Правительством РФ решения о целесообразности присоединения России к Конвенции.

    Реклама в отдельных видах средств массовой информации

    К положительным сторонам закона может быть отнесено стремление ограничить объем рекламы на телевидении. Ч. 3 ст. 14 предусматривает, что общий объем распространяемой в телепрограммах и телепередачах рекламы не может превышать 15 процентов времени вещания в течение суток (норма вступает в действие с 1 января 2008 года). Однако это ограничение может иметь как сложности с точки зрения применения для СМИ, так и негативные последствия для аудитории. Проблему для СМИ представляет подвергавшийся критике и в рамках старого закона подход к ограничениям времени вещания при помощи неопределенно сформулированной категории «час». Закон не уточняет, как должен измеряться час: с ноля минут каждого наступившего астрономического часа, с момента начала вещания (если телекомпания вещает не 24 часа в сутки), наконец, с произвольно выбранной минуты. Очевидно, что применение разных методик определения времени вещания, может привести к появлению у органов власти, осуществляющих контроль в сфере рекламной деятельности, инструмента для дискриминационного применения мер ответственности к средствам массовой информации. Возможно, уточнение понятия «час вещания», содержащаяся в законе, могла бы внести ясность в этот вопрос.

    Что же касается сложностей, которые возникнут у аудитории после полного введения в действие закона, то сочетание 15-процентного лимита объема рекламы с другими ограничениями может привести к некомфортной для восприятия зрителями структуры размещения рекламной информации. Снятие запретов на частоту прерывания передач и художественных фильмов рекламой и ограничение максимальной продолжительности отдельного рекламного блока (п. 10 ст. 14) неизбежно породят практику множественных и коротких перерывов в трансляции практически всех видов программ. Ответ на вопрос о том, что больше раздражает потребителей Ї длинные, но редкие или короткие, но частые паузы, Ї не является однозначным.

    Исключение из закона запрета на прерывание художественных фильмов в корне противоречит европейским стандартам регулирования рекламы. К примеру, Европейская Конвенция о трансграничном вещании устанавливает следующие требования к прерыванию показа художественных и телевизионных фильмов: трансляция таких произведений (за исключением сериалов, легких развлекательных программ и документальных фильмов), при условии их продолжительности свыше сорока пяти минут, может прерываться один раз после каждого периода в сорок пять минут (ч. 3 ст. 14).

    Наконец, нельзя не упомянуть о доминировании рекламы пива и напитков, произведенных на его основе, в вечерних программах, ожидающем аудиторию в недалеком будущем. К этому приведет сочетание 15-процентного лимита объема рекламы с ограничениями по времени распространения «пивной» рекламы, установленными в ст. 22 Закона «О рекламе».

    Новый закон устанавливает весьма высокий показатель минимального объема рекламы, распространяемой телепрограммами для получения статуса рекламных Ї 80 процентов. В этой связи неясно, что делать тем СМИ, которые хотят, имея статус рекламных, распространять рекламу свыше 15 процентов от общего объема эфира, но не имеют возможности набрать ее в таком количестве. Рекламные рынки в некоторых регионах России просто не обладают той степенью насыщенности, которая необходима для заполнения 80 процентов эфира телестанции.

    Существует и еще одно требование закона, которое будет отныне нелегко выполнить рекламным электронным СМИ: не допускается размещение рекламы в теле- и радиопрограммах в дни траура, объявленного в Российской Федерации (ст. 14, 15). Данное, безусловно, обоснованное и заслуживающее одобрения нововведение, тем не менее, ставит рекламные СМИ в специфическую ситуацию: в траурные дни им придется либо пытаться найти 80 процентов информации не рекламного содержания, либо отказаться от вещания вообще.

    Требования к рекламе отдельных видов товаров (услуг)

    Регулирование отдельных видов товаров и услуг, в основном, получило более четкое и детальное регулирование. В особенности, это можно сказать о регулировании рекламы оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, финансовых услуг. Были упорядочены правила рекламирования алкогольной продукции, пива и производимых на его основе продуктов, табака и курительных принадлежностей.

    Тем не менее, описанное выше специфическое позиционирование закона о рекламе в системе законодательства может внести путаницу и при реализации его положений, относящихся к отдельным категориям товаров и услуг.

    В частности, вопрос вызывает регулирование рекламы ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»16 , как и закон «О рекламе», содержит ряд норм, посвященных рекламе. При этом, можно найти целый ряд «нестыковок» в двух законах. В частности, п. 6 ст. 29 нового закона «О рекламе» указывает, что реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется. Закон «О рынке ценных бумаг» запрещает рекламу ценных бумаг до регистрации их выпуска. Таким образом, законы связывают возможность размещения рекламы ценных бумаг с разными событиями. Данный момент важен применительно к рекламе тех ценных бумаг, для которых не установлена обязательность регистрации их проспекта. Непонятно, с какого момента допускается реклама этих бумаг, и следует ли руководствоваться при ее распространении положениями Закона «О рынке ценных бумаг».

    Новая версия закона «О рекламе», как представляется, в значительной степени отражает интересы рекламодателей и рекламораспространителей, и в меньшей защищает права потребителей рекламы. Позиционирование закона в действующей правовой системе не является оптимальным: оно неизбежно породит конфликты с другими нормативными правовыми актами.

    Несмотря на то, что по новому закону общий объем рекламы уменьшается, особенно в электронных средствах массовой информации, частота ее появления увеличится, что, очевидно, не скажется в лучшую сторону в восприятии ее потребителями. Апофеозом такой практики может стать полное разрушение целостности художественных произведений.

    Новый закон не соответствует установившимся мировым стандартам рекламной практики и европейским стандартам правового регулирования рекламной деятельности, и его существование в нынешнем виде будет затруднять интеграцию России в европейское экономическое пространство и глобальную экономику в целом.

    1. 1 Российская газета, № 51, 15.03.2006.
    2. 2 Пояснительная записка к проекту закона «О рекламе» доступна в сети Интернет, на официальном сайте Государственной Думы Ї www.duma.gov.ru
    3. 3 В данном исследовании в целях разграничения вступившего в действие Закона «О рекламе» и Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе», первый будет именоваться «закон о рекламе» или «новый закон», ссылка на последний будет сопровождаться указанием на год принятия.
    4. 4 См.: Ю. Вольдман. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения. Ї Хозяйство и право, № 7 (234), июль 1996 – С. 41.
    5. 5 Российская газета, № 53, 18.03.1997.
    6. 6 См., например: Страунинг Э.Л. Некоторые проблемы общей теории рекламных правоотношений. Ї М.: «Лекс-Книга», 2004 Ї С. 67.
    7. 7 Российская газета, № 142, 25.07.1995.
    8. 8 См., к примеру, Закон Республики Башкортостан от 3 января 1996 года № 17-з «О порядке применения на территории Республики Башкортостан Федерального закона «О рекламе».
    9. 9 Российская газета, № 231, 29.11.1995.
    10. 10 Российская газета, № 106, 15.06.2002
    11. 11 Российская газета (Федеральный выпуск) №4131, 27.07.2006.
    12. 12 Заключение Правительства Российской Федерации доступно в сети Интернет, на официальном сайте Государственной Думы Ї www.duma.gov.ru
    13. 13 См., например, М.А. Федотов. Право массовой информации в Российской Федерации. Ї М.: Международные отношения, 2002. – С. 270.
    14. 14 Текст Кодекса доступен в сети Интернет по адресу: http://www.a-z.ru/assoc/osr/meg.htm.
    15. 15 Текст Европейской Конвенции о трансграничном вещании доступен в сети Интернет по адресу: http://www.medialaw.ru/laws/other_laws/european/conv_tr_tv.htm.
    16. 16 Российская газета, № 79, 25.04.1996.

    Дмитрий ГОЛОВАНОВ, юрист

    ©2010-2015 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

    www.fapmc.ru

    Смотрите еще:

    • Нормативная база правила Нормативно-правовая база Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность пригородного пассажирского железнодорожного транспорта Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных […]
    • Приказ 195 моз Наказ МОЗ України №195 від 25.12.1992 р. "Про затвердження Переліку вищих і середніх спеціальних навчальних закладів, підготовка і отримання звання в яких дають право займатися медичною і фармацевтичною […]
    • Имеет многодетная мать право на получение Льготы и пособия многодетным матерям в России и в мире. Справка В Российской Федерации многодетной матерью считается мать, имеющая на своем содержании трех и более детей в возрасте до 18 лет. Многодетным […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.