Закон о сми запрещает

Закон о сми запрещает

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Обзор)

2. Законодательный каркас

Несмотря на то, что в настоящий момент вопросы, связанные с деятельностью СМИ и журналистов, в той или иной мере регулируются шестнадцатью законами, а также рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, законодательство в целом ряде случаев еще носит фрагментарный характер.

До настоящего времени основным законодательным актом, обеспечивающим реализацию гарантированной ст. 29 Конституции Российской Федерации свободы массовой информации, является Закон «О средствах массовой информации».

За период, прошедший с момента принятия Закона «О СМИ», выявились некоторые его недостатки. Главным из них следует признать неудачную редакцию статьи 4 Закона — «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». Данная статья сформулирована таким образом, что в ней смешивается уголовная ответственность физических лиц, использующих средства массовой информации для целей совершения уголовно наказуемых деяний, и ответственность редакций СМИ за использование средств массовой информации в целях, перечисленных в статье. При этом круг деяний, за которые ответственность несет редакция СМИ, шире и включает использование СМИ в целях разжигания социальной и религиозной вражды, за которое уголовная ответственность законодательством не предусмотрена. Содержание многих терминов, используемых в этой статье, не раскрывается, что допускает их произвольное толкование и затрудняет применение статьи на практике.

Особенность Закона «О СМИ» состоит в том, что, давая определение свободы информации, он использует «негативную» формулировку. Это означает, что для того, чтобы определить ее реальные границы, необходимо проанализировать все действующее законодательство о средствах массовой информации. При этом решающее влияние на содержание понятия свободы массовой информации оказывают специальные нормы, посвященные реализации того или иного права.

Касаясь вопроса о праве на получение информации, Закон «О СМИ» предусматривает лишь одно ограничение: не разрешен доступ к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», также затрагивающий вопрос о получении информации, допускает дополнительные возможности ограничения этого права, вводя институт права собственности на информацию.

Ограничению права на распространение массовой информации посвящен целый ряд статей Закона «О СМИ» и иных законодательных актов. Статья 4 запрещает использовать СМИ в целях разглашения государственной или иной специально охраняемой тайны для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, пропаганды войны, для призывов к совершению преступлений против государства, для клеветы, оскорбления, распространения порнографии, пропаганды культа насилия и жестокости.

Кроме того, ст. 51 того же Закона запрещает журналисту распространять слухи под видом достоверных сообщений, а также распространять информацию с целью опорочить гражданина по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы или в связи с политическими убеждениями.

Статья 57 указывает в этом перечне еще и распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций или ущемляющих права и законные интересы граждан. Часть Первая ГК запрещает также распространение сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц.

Закон «О внутренних войсках» запрещает распространять сведения о местах дислокации и передислокации воинских частей и местах службы и жительства военнослужащих, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами.

Косвенные ограничения свободы массовой информации содержаться в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ».

В этом законе право на поиск, производство и распространение информации ограничивается как путем введения многочисленных правил, определяющих тематику и содержание передач, так и путем предоставления возможности пресс-службам палат Федерального Собрания и депутатским объединениям оказывать существенное влияние на содержание распространяемой информации.

Возможность ограничения свободы массовой информации предусматривается также Законом «О чрезвычайном положении», в котором содержится положение о возможности введения цензуры в районах действия чрезвычайного положения, и которое, несмотря на его противоречие Конституции и ст. 3 Закона «О СМИ», уже применялось, а также Федеральным законом «О чрезвычайных ситуациях техногенного характера».

Весьма слабо разработан механизм, обеспечивающий соблюдение законодательства о средствах массовой информации. В настоящее время ответственность за ущемление свободы массовой информации установлена лишь статьей 140-1 УК РФ. Неудачная редакция статьи, которая не содержит четких объективных признаков наказуемого деяния практически исключает возможность ее эффективного применения. Более того, в нынешней редакции статья не охватывает всего объема возможных посягательств на свободу массовой информации. Таким образом, такие посягательства на свободу массовой информации, как осуществление цензуры, вмешательство в профессиональную деятельность редакций, нарушение права на запрос и получение информации, не охватываются диспозицией этой статьи и не влекут уголовной ответственности.

Существует целый ряд проблем, касающихся применения положений ст.ст. 4 и 57 Закона «О средствах массовой информации» и положений Уголовного Кодекса.

Первая состоит в том, что имеется существенное несовпадение терминов и понятий, используемых в ст. 4 Закона «О СМИ», с терминологией и содержанием статей Уголовного Кодекса и отсутствует их единообразное соответствие. В результате этого происходит подмена и смешение ответственности редакции СМИ с уголовной ответственностью физических лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния с использованием СМИ.

Вторая проблема связана с применением ст. 57 Закона «О СМИ», освобождающей от ответственности за распространение материалов противоправного содержания. По буквальному смыслу, статья 57 как бы отменяет действие уголовного законодательства, устанавливая иные, чем в ст. 5 УПК основания освобождения от уголовной ответственности. При этом не учитывается необходимость различать уголовную ответственность физических лиц — журналистов и ответственность редакций СМИ, а также необходимость наличия вины для привлечения лица к уголовной ответственности.

Специфика преступлений, предусмотренных ст.ст. 70, 70-1, 71 и 74 УК РФ, состоит в том, что они совершаются путем использования продуктов речевой деятельности, и без специальных познаний невозможно обоснованно и объективно оценивать публикации СМИ. В то же время конструкция норм названных статей не учитывает вышеуказанной специфики преступлений и не содержит четких признаков объективной стороны противоправного деяния, что, наряду с отсутствием у работников правоохранительных органов специальных познаний, препятствует правильной квалификации деяний, тем более, что отсутствует наработанная судебная практика по этим статьям и разъяснения Пленума Верховного Суда о порядке их применения.

В целом можно сказать, что российское законодательство о средствах массовой информации построено таким образом, что в нем существует резкая диспропорция между нормами, призванными защитить журналиста в процессе его профессиональной деятельности (к таковым можно отнести лишь статью 140-1 УК РФ), и нормами, в той или иной мере ограничивающими свободу массовой информации и возможности журналистов (данному аспекту посвящено практически все остальное законодательство, касающееся вопросов деятельности средств массовой информации).

www.dzyalosh.ru

Рекомендации журналисту, освещающему события, происходящие в общественном месте

По общему правилу любой человек имеет право доступа в общественное место. К общественным местам относятся: здания, сооружения, территории, природные объекты или пространство потенциального местонахождения людей, которые могут свободно взаимодействовать. В частности, типичными разновидностями общественных мест являются улицы, стадионы, парки, общественный транспорт, предприятия торговли, дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры), пляжи. Не относятся к общественным местам (в силу отсутствия признака общедоступности) режимные учреждения. Не всегда к таким могут быть отнесены детские образовательные учреждения и медицинские учреждения, в силу наличия в определенных случаях особого регулирования доступа в помещения этих учреждений (например, школы или палаты реанимации больниц), а также особого режима распространения информации о детях (ст.152.1 ГК РФ, ст. 41 Закона о СМИ) и медицинской тайны.

При этом освещение журналистами любого массового мероприятия, в особенности массовых акций протеста (вне зависимости от их согласованности с властями), является зоной повышенной опасности, журналисту особенно важно помнить о своих профессиональных правах и обязанностях. Это не только снизит профессиональные риски, поможет журналисту сориентироваться в сложной ситуации, но иногда и избежать проявления агрессии и насилия по отношению к себе.

Вот несколько рекомендаций / напоминаний:

  • Журналист во всех случаях имеет право посещать, производить съемку в общественных местах. Любые ограничения права на доступ к информации, находящейся в общественных местах, в местах большого скопления граждан, могут быть установлены только на уровне РФ и должны быть приняты Законом РФ. Никакие подзаконные нормативные акты не могут ограничивать право, установленное ст. 29 Конституции и ст. 47 Закона о СМИ. Никакие приказы руководителей коммерческих предприятий в принципе не могут ограничивать право на доступ к информации в общественном месте, установленное на уровне федерального Закона и такие ограничения являются незаконными.
  • Журналист имеет право « посещать специально охраняемые места массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, присутствовать на митингах и демонстрациях” (п.7 ч.1 ст. 47 Закона РФ о СМИ).
  • Никакой аккредитации или предварительного согласования с органами власти и местного самоуправления, полицией, организаторами или владельцами помещений предприятий, относящихся к общественным местам (рынки, супермаркеты, стоянки, парки и т.д.) не требуется для посещения и его освещения в прессе.
  • Журналист имеет право « производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки » (п.6 ч.1 ст. 47 Закона РФ о СМИ).
  • Журналист имеет право снимать и фотографировать лиц, присутствующих в общественном месте и участвующих в любом общественном мероприятии, в том числе в митинге, сотрудников органов полиции, частных охранных предприятий осуществляющих охрану общественного порядка. Сам процесс фото-, видеосъемки не является нарушением ни права на неприкосновенность частной жизни, ни права на изображение, ни является и разглашением персональных данных лиц, изображенных на снимке. Потенциальным нарушением может быть распространение изображения гражданина без его согласия, если речь идет о крупным плане (портретный снимок) (ст. 152.1 ГК РФ). Такое согласие не требуется если:
  • 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

    2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях),

  • По требованию гражданина, журналисту следует прекратить съемку частного лица (обычного гражданина, посетителя общественного места) во избежание усиления конфликта и проявления агрессии, что может закончиться применением соответствующих мер как к участнику гражданину (особенно если он участник митинга), так и к журналисту.
  • Основываясь на том, что журналисты, обладающие редакционными удостоверениями и выполняющие поручения редакций, имеют полное право на освещение массовых мероприятий и посещение общественных мест, в том числе и особо охраняемых, и «мест скопления граждан», и митингов вне зависимости от того, «согласованы» они или нет с уполномоченными органами власти, то препятствовать журналисту в осуществлении его профессиональной деятельности является нарушением.
  • В случае с митингом — журналисту следует заранее определиться, в каком статусе он идет на митинг – как гражданин, или как журналист с целью его освещения в СМИ. Это важно, поскольку то, что можно журналисту, не всегда можно участнику. (Например, журналист имеет право освещать в том числе и несогласованный с властями митинг, и выходящие за рамки согласованного формата публичного мероприятия действия участников, в то время как участие в такой акции потенциально наказуемо).
  • По возможности журналисту, работающему на месте проведения массовой акции, следует иметь опознавательный знак «Пресса» — будь то жилетка с такой надписью, либо бейдж для лучшей идентификации в толпе и обозначения своего статуса. Вопрос будет ли идентификация способствовать выполнению редакционного задания или нет, в конкретных обстоятельствах, журналист может решить самостоятельно.
  • Журналист обязан « предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста » (п.9 ч.1 ст. 49 Закона РФ о СМИ). Документом удостоверяющим личность, является паспорт (лучше иметь с собой заверенную ксерокопию паспорта, что не запрещено и вполне соответствует указанной в паспорте обязанности бережно его хранить). При отсутствии редакционного удостоверения на руках у журналиста в ситуации, когда о подвергается опасности, должно быть письменное редакционное задание за подписью редактора и с печатью редакции СМИ, чтобы удостоверить его полномочия как журналиста.
  • Журналисту следует, как и участникам, во избежание конфликта с органами правопорядка во время проведения публичного мероприятия « соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия » (п.2, ч.3 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Поэтому не стоит лезть на рожон!
  • Любое нарушение профессионального права журналиста (будь то запрет на съемку, удаление из общественного места, причинение вреда редакционному имуществу (фото- видеоаппаратура) требует фиксации. Обязательно по каждому такому факту нужно обращаться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 144 УК РФ).
  • И в завершение. Журналист – лицо, осуществляющее общественный долг, стоящий на страже общественных интересов, это «глаза» и «уши» нашего общества. Его работа состоит в том, чтобы оперативно сообщить обществу о происходящих текущих событиях. Нарушения их прав на доступ к информации и нормальное осуществление профессиональной деятельности автоматически нарушает права сотен тысяч россиян на получение оперативной информации о происходящих в стране событиях.

    Рекомендуем также (для понимания сути происходящего и для собственной безопасности на случай нештатной ситуации) ознакомиться с Правовыми советами участникам митинга.

    mmdc.ru

    Закон о средствах массовой информации в Российской Федерации

    Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

    Общие положения закона

    Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  • СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  • Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.
  • Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

    Глава 1. Общие положения: Свобода средств массовой информации, основные понятия в сфере СМИ, недопустимость таких явлений как цензура и злоупотребление свободой, порядок применения закона, государственная информационная система.

    Читайте также: ФЗ 143 в последней редакции. Ссылка здесь:

    Глава 2. Организация деятельности: учредитель, заявление о регистрации и порядок ее проведения, внесение изменений в запись о регистрации, уведомление, освобождение от регистрации, отказ, госпошлина, приостановление деятельности СМИ за нарушение законодательства о выборах, возникновение прав и обязанностей, статусы учредителя и редакции, уведомление государства о зарубежном финансировании, устав, статус издателя, договоры, информ-агентства.

    Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона о референдуме в РФ тут:

    Глава 2.1. Исследование объема зрительской аудитории: основные принципы исследования, уполномоченные организации.

    ФЗ о конституционном суде в Российской Федерации смотрите здесь:

    Глава 3. Распространение массовой информации: порядок распространения, выход в эфир, лицензия на теле- и радиовещание, срок действия, переоформление и продление, требования к заявлению о предоставлении лицензии, отказ в предоставлении или переоформлении, лицензионный контроль, порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования, реестр СМИ, сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию, обязательные общедоступные теле- и радиоканалы, искусственные помехи, хранение материалов, обязательные сообщения, распространение рекламы, эротические издания.

    Глава 4. Отношения СМИ с гражданами и организациями: право на получение информации, отказ и отсрочка в ее получении, запрос, обеспечение конфиденциальности, авторские произведения и письма, право на опровержение и порядок его реализации, основания для отказа в опровержении, право на ответ.

    Глава 5. Права и обязанности журналиста: права, аккредитация, обязанности, скрытая запись, недопустимость злоупотребления положением, специальный статус.

    Глава 6. Международное сотрудничество: межгосударственные договоры и соглашения, распространение информации из-за рубежа, иностранные корреспонденты.

    Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ: возложение ответственности и освобождение от нее, ответственность за ущемление свободы СМИ, за злоупотребление свободой и другие нарушения, порядок обжалования, возмещение причиненного вреда.

    Закон в обиходе нередко называют федеральным законом о журналистской деятельности, ФЗ о СМИ и т. п., хотя федеральным данный акт не является.

    Требования к рекламе

    В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.

    В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:

  • Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;
  • Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;
  • Статья 16 — в периодических печатных изданиях.
  • В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:

    • Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;
    • Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;
    • Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;
    • Включение в рекламу порнографических элементов;
    • Искажение информации иностранными словами и фразами;
    • Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;
    • Использование бранных выражений и оскорблений;
    • Пропагандирование товара через скрытую рекламу;
    • Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.
    • Цензура по ФЗ о СМИ

      Цензура в общем смысле слова является системой государственного надзора за деятельностью СМИ, содержанием и распространением информации, печатной продукции, художественных, музыкальных и сценических произведений, кино и фото, интернет-сайтов, теле- и радиопередач с целью ограничения распространения идей и сведений, признанных нежелательными.

      Согласно части 5 статьи 29 Конституции России, государство гарантирует своему народу свободу мысли, слова и массовой информации.

      Цензура в России запрещена.

      Так, из Конституции — основного правового закона Российской Федерации, — вытекают положения закона о СМИ, прописанные в статье третьей о недопустимости цензуры. Должностным лицам, государственным органам, организациям, учреждениям, общественным объединениям и др. запрещено:

      1. Требовать от редакции средства массовой информации согласовывать распространяемую информацию, сообщения и материалы;
      2. Налагать запрет на распространение СМИ каких-либо сведений;
      3. Создавать и финансировать организации, в число функций которых входит цензура массовой информации.

      Однако те или иные цензурные рамки, которые связаны с ограничением демонстрации и призыва к насилию, возрастными ограничениями для материалов эротического характера и др., существуют во всех государствах.

      В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека, допустимо ограничение свободы прессы в интересах государственной безопасности и для сохранения общественного порядка. В России ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения — в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов N 3-ФКЗ (ст. 12) и N 1-ФКЗ (ст. 7).

      Требования к печатной журналистике

      В настоящем законе прописаны общие требования для всех СМИ, не зависящие от способа распространения информации. Отдельные требования к печатным изданиями прописаны в следующих статьях Главы III о распространении массовой информации:

      Часть 4 статьи 25 о порядке распространения: продажа в розницу тиража периодических печатных изданий не должна быть ограничена, если это не предусмотрено настоящим Законом.

      В части 1 статьи 27 о выходных данных прописан перечень сведений, которые должны указываться в каждом выпуске периодического печатного издания:

    • Наименование издания;
    • Учредитель СМИ;
    • Главный редактор;
    • Номер выпуска и дата выхода;
    • Индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
    • Тираж;
    • Сведения о цене;
    • Адреса редакции, издателя, типографии;
    • Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных ФЗ N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    Статья 28 о тираже: тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие либо уничтожение всего тиража или его части возможно только по решению суда.

    Статья 37 об эротических изданиях: розничная продажа продукции СМИ, которые специализируются на материалах эротического характера, разрешена только в специально отведенных для этого помещениях, согласованных с местной администрацией. Такая печатная продукция должна быть запечатана в прозрачную упаковку.

    Также статья 12 закона гласит, что печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождены от регистрации.

    Условия и порядок регистрации СМИ

    Аспекты, касающиеся процедуры регистрации СМИ и сопутствующих ей, прописаны в статьях 8 — 15 главы II об организации деятельности средств массовой информации. Непосредственно порядок и условия процедуры прописаны в статьях 8 и 10 закона.

    Редакция вправе осуществлять свою деятельность только после регистрации, если регистрируемое СМИ не входит в перечень освобожденных от данной процедуры (ст. 12). Интернет-СМИ могут регистрироваться в качестве сетевых изданий.

    Регистрирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти или его территориальный филиал. Утверждается Правительством РФ (ст. 2). Таким органом на настоящий момент является Роскомнадзор.

    Заявление и сопутствующие документы подаются очно, заказным письмом или в электронной форме. По закону, заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. После вынесения положительного решения, регистрирующий орган вносит сведения о СМИ в профильный реестр и в течение 5 дней после этого выдает или направляет заявителю выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

    Сведения из реестра СМИ являются открытыми и общедоступными, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в течение 5 рабочих дней.

    В статье 10 закона прописан перечень сведений, которые обязательно необходимо указать в заявлении о регистрации СМИ:

  • Учредитель;
  • Наименование;
  • Язык;
  • Адрес редакции;
  • Форма, территория распространения массовой информации;
  • Предполагаемый профиль (тематика), периодичность публикаций, объем др.;
  • Адрес интернет-сайта;
  • Источники финансирования и иные сведения.
  • Список необходимых документов устанавливает Правительство РФ. Можно найти на сайте Роскомнадзора.

    Предусмотрено ли наказание СМИ за нарушение закона?

    Статья 4 закона о СМИ прописывает запрет на злоупотребление свободой СМИ. Недопустимы разглашение государственных и других охраняемых тайн, распространение экстремистских материалов, призывов к терроризму, насилию и жестокости, пропаганда порнографии, публикация материалов, содержащих нецензурную брань, реклама дистанционной розничной продажи алкоголя (введено в 2017), размещение сведений о способах изготовления и использования наркотических и психотропных средств, инструкций по самодельному изготовлению взрывчатых веществ, взрывных устройств и др.

    Запрещено использование скрытых вставок и иных технических приемов, оказывающих влияние на подсознание людей или причиняющих вред их здоровью (НЛП, 25-й кадр и др.) Недопустимо упоминание религиозных и иных организаций и объединений, ликвидированных и включенных в перечень экстремистских, без указания на запрет их деятельности в России.

    С 2013 года законом запрещено размещение в СМИ информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, и их родителях: в виде персональных данных, фото- и видеозаписей, сведений о месте работы, проживания и др. информации, позволяющей идентифицировать данных лиц.

    Статья 50 закона прописывает, что публикация в СМИ материалов, добытых с помощью скрытой записи (фото, аудио или видео), возможна только если:

  • Они не противоречат конституционным правам и свободам;
  • Запись проводилась в целях защиты общественных интересов;
  • Приняты меры против случайной идентификации посторонних лиц;
  • Показ проводится по решению суда.
  • Статья 51 закона о СМИ гласит, что злоупотребление правами журналиста недопустимо. Запрещено использовать их в целях сокрытия или фальсификации общественно значимой информации, распространения «уток» (дезинформирующих сообщений), сбора сведений в целях заинтересованных лиц, не являющихся СМИ.

    Право журналиста на распространение информации не должно применяться для опоро́чения граждан по признакам пола, возраста, профессии, расовой, национальной, языковой, политической или религиозной принадлежности и др.

    Таким образом, в статье 59 об ответственности за злоупотребление свободой СМИ прописано, что нарушение положений вышеперечисленных статей влечет за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность отдельно по каждому из возможных нарушений подробно прописана в соответствующих законодательных актах (КоАП, УК РФ и др.)

    Приведем несколько примеров грозящей за нарушение отдельных положений закона о СМИ ответственности:

  • За пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц размером от 100.000 до 1.000.000 рублей;
  • За разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц размером от 400.000 до 1.000.000 рублей;
  • За клевету: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год, либо обязательные работы продолжительностью до 240 ч. и т. д.
  • Дисциплинарная ответственность за нарушение закона о СМИ подразумевает выговор, увольнение или штраф.

    Последние поправки

    За прошедший 2017 год закон многократно претерпевал изменения. Последние датируются 25 ноября. Статья 6 о порядке применения закона была дополнена частями 3 и 4.

    Суть изменений сводится к тому, что СМИ, зарегистрированные не в России и финансируемые из-за рубежа, могут быть признаны средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. В этом случае, к ним могут применяться требования Федерального закона 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    На СМИ, признанные иностранными агентами, будут распространяться соответствующие права и требования: обязанность по предоставлению сведений о персональном составе руководства, расходовании денежных средств, заключении аудиторской проверки и др.

    Государственная Дума РФ разработала эти нормы в ответ на требование минюста США к американскому филиалу Russia Today (российский международный многоязычный телеканал) зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

    1 января 2018 года в силу вступило множество поправок, внесенных в закон в июле прошлого года. В конце статьи дана ссылка на скачивание закона о СМИ в последней редакции. Кратко о наиболее значимых изменениях:

  • Заявление на регистрацию средства массовой информации теперь можно подать в электронной форме, подписав документы квалифицированной электронной подписью. Направить пакет документов и заявление в Роскомнадзор можно посредством портала Госуслуги;
  • Срок регистрации СМИ увеличился от 1 месяца до 30 рабочих дней;
  • На роль свидетельства о регистрации пришла выписка из реестра зарегистрированных СМИ.
  • В ст. 11 закона о СМИ понятие «перерегистрация» получило более развернутую формулировку: «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации».

    Были определены перечни изменений, о которых следует уведомлять Роскомнадзор, а также те из них, что необходимо вносить в виде правок в регистрационную запись. Внесение изменений производится в аналогичном для первичной регистрации порядке. Уведомление направляется в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента возникновения изменений.

    Статья 27. Выходные данные. Из перечня обязательных сведений для выходных данных печатных изданий исключили время подписания в печать.

    В июле 2017 года также претерпел поправки Налоговый кодекс РФ. Был изменен размер госпошлины за регистрацию и внесение изменений в регистрационную запись:

  • Для СМИ, распространяемых преимущественно по всей России или за ее пределами — 8000 рублей;
  • На территории одного субъекта или муниципального образования — 4000 рублей.
  • За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных печатных изданий в России госпошлина составит 8000 рублей.

    В статье 7 и 19 закона о СМИ появились дополнительные ограничения к учредителю и главному редактору. Эти должности не могут занимать лица, отбывающие наказание или имеющие судимость за преступления, связанные с использованием СМИ или Интернет-сети, а также с осуществлением экстремистской деятельности.

    Был уточнен порядок прекращения деятельности в судебном порядке при реорганизации или ликвидации юридического, а также при смерти физического лица, являющегося учредителем.

    Появилось понятие «предупреждение» — ненормативный акт Роскомнадзора, имеющий профилактический характер.

    В статье 54 закона о СМИ были прописаны основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного печатного издания на территории России.

    Скачать последнюю редакцию закона

    Настоящий закон является настольной книгой всех участников информационного сообщества, в первую очередь — редактора, который несет наибольшую ответственность за распространяемую его редакцией информацию.

    Чтобы ознакомиться подробнее с отдельными положениями, предлагаем скачать Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2018 года.

    lawlinks.ru

    Смотрите еще:

    • Канцелярия канавинского суда Суды общей юрисдикции в Канавинском районе Канавинский районный суд 603950, г. Нижний Новгород, ул. Июльских дней, д. 2 канцелярия по гражданским делам: 245-39-91 канцелярия по уголовным делам: 245-08-46 […]
    • Подоходный налог ставка рб Ставки подоходного налога Здесь представлена актуальная информация о размере ставок подоходного налога в Беларуси. Ставки подоходного налога установлены в следующих размерах: 13 % – для физических лиц; […]
    • Выплаты по материнскому капиталу 12000 Единовременная выплата 12000 из материнского капитала Граждане России, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки семей c детьми, установленные законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.