Закон о тепловых сетях

Закон о тепловых сетях

Версия № 1 декабрь 2002 г

Закон о теплоснабжении в Российской Федерации

Настоящий Федеральный Закон определяет правовые, экономические и функциональные основы отношений в области производства, передачи, распределения, продажи и потребления тепловой мощности и тепловой энергии.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Теплоснабжение – деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Теплообеспечение – деятельность по производству, передаче, распределению и использованию тепловой энергии без ее продажи (для собственных нужд)

Теплоэнергетика – раздел энергетики, занимающийся преобразованием тепловой энергии в другие виды энергии, главным образом в механическую и электрическую.

Теплофикация – совместное производство тепловой и электрической энергии.

Теплопотребление – использование купленной тепловой энергии и теплоносителя.

Теплоснабжающая организация – организация, выполняющая любую из функций производства, транспорта, распределения тепловой энергии и осуществляющая продажу произведенной или купленной тепловой энергии (мощности)

Конечный потребитель – потребитель, покупающий тепловую энергию и теплоносители только для собственных нужд.

Теплосервисное предприятие – предприятие, оказывающее услуги по эффективному использованию конечными потребителями тепловой энергии.

Источник тепловой энергии – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется производство тепловой энергии или использование для целей теплоснабжения тепловых отходов.

Передача тепловой энергии – услуга по транспорту тепловой энергии на расстояние по тепловым сетям.

Тепловая сеть – система трубопроводов, расположенных вне зданий или проходящих транзитом через здания, соединяющая взаимосвязанные и взаимодействующие технические устройства, посредством которых осуществляется производство, распределение и потребление тепловой энергии.

Распределение тепловой энергии – дозирование и поставка тепловой энергии потребителям, включая изменение параметров теплоносителя в центральных тепловых пунктах.

Теплоноситель – вещество, используемое для транспорта тепловой энергии.

Тепловая энергия – термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой источником тепловой энергии в сеть или получаемой из сети потребителем.

Теплота – энергетическая характеристика процесса теплообмена, не связанного с переносом вещества или совершением работы; определяется количеством энергии, которое получает или отдает теплоноситель.

Работа – энергия, передаваемая одним телом другому, не связанная с переносом теплоты и (или) вещества.

Термодинамическая система – совокупность тел, способных обмениваться с другими телами и между собой энергией и веществом.

Эксергия – максимальная работа, которую может совершить термодинамическая система при переходе из данного состояния в состояние равновесия с окружающей средой; работоспособность системы.

Качество тепловой энергии – в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических показателей теплоносителя (температура в подающем трубопроводе, давление в обратном трубопроводе, перепад давлений), обеспечивающих пригодность тепловой энергии для удовлетворения энергетических потребностей потребителя.

Качество теплоносителя – совокупность свойств теплоносителя, обеспечивающих его пригодность для теплоснабжающих организаций и потребителей (жесткость, содержание растворенных газов, рН, коррозионная активность, прозрачность, санитарно-гигиенические свойства)

Топливо – твердое, жидкое или газообразное топливо, служащее химическим энергоносителем.

Регулирующий орган – государственный орган, осуществляющий регулирование субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сферы действия Закона

Настоящим законом регулируется вся деятельность по теплоснабжению независимо от объемов потребления тепловой энергии.

Статья 3. Законодательство о теплоснабжении

Законодательство Российской Федерации о теплоснабжении основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего закона и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Глава 2. Государственное управление

и регулирование в теплоснабжении

Статья 4. Задачи государственного управления

1. Обеспечение надежности теплоснабжения как одного из необходимых элементов безопасности граждан страны.

2. Создание и развитие эффективного рынка, обеспечивающего минимизацию затрат потребителей на теплоснабжение при полном удовлетворении спроса. Защита прав участников рынка.

3. Обеспечение энергоэффективности систем теплоснабжения для рационального расходования топливных ресурсов страны и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

Статья 5. Методы государственного управления и регулирования

2. Государственное регулирование цен на тепловую энергию, тарифов на ее передачу и распределение.

3. Государственный надзор за надежностью теплоснабжения, безопасностью технологических процессов, влиянием систем теплоснабжения на окружающую среду, экономичностью производства тепловой энергии, ее передачи, распределения и потребления.

4. Установление общеобязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением тепловой энергии.

5. Разработка типовых моделей эффективных рынков теплоснабжения и теплопотребления. Анализ состояния региональных рынков, выявление общих причин их неэффективности и корректировка методов государственного управления и регулирования.

6. Государственная поддержка развития рынков взаимодействующих с товарным рынком теплоснабжения: услуг по обеспечению теплового комфорта в зданиях, подрядных работ, энергоэффективного оборудования, научно-технических разработок, квалифицированных кадров, долговых обязательств, кредитных ресурсов, проектов развития, соперничающих рынков оборудования и проектов децентрализованного теплообеспечения.

7. Государственная поддержка и экономическое стимулирование максимального использования для целей теплоснабжения: эксергии при сжигании топлива, тепловых отходов промпредприятий, возобновляемых источников энергии, местного топлива, горючих бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов, атомной энергии.

8. Создание условий для привлечения инвестиций в развитие и техническое обновление систем теплоснабжения.

9. Приватизация объектов теплоснабжения.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

в области теплоснабжения

Правительство Российской Федерации:

1. Определяет структуру и полномочия органов исполнительной власти федерального уровня, осуществляющих государственное управление и регулирование в теплоснабжении.

2. Устанавливает порядок взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти для:

1) предотвращения выдвижения взаимоисключающих требований;

2) обеспечения комплексности проверок теплоснабжающих организаций и уменьшения их количества;

3) координации программ по повышению эффективности теплоснабжения с программами уменьшения теплопотребления, использования атомной энергии, биомассы, отходов и экологическими программами.

3. Раз в два года проводит независимую экспертизу качества функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти в области теплоснабжения, теплообеспечения и теплопотребления.

4. Ежегодно в период с 15.04 по 30.05 отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания о работе правительства по совершенствованию рынка теплоснабжения и его государственного регулирования.

5. Утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие экономические и юридические взаимоотношения теплоснабжающих организаций между собой и потребителями.

Статья 7. Функции Министерства Энергетики Российской Федерации

1. Организация разработки и реализация государственной политики в области теплоснабжения.

2. Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей, используемых для целей теплоснабжения.

3. Государственный энергетический надзор.

4. Утверждение и реализация научно-технической политики в области теплоснабжения.

5. Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные требования к технологическим процессам и оборудованию, применяемым в теплоснабжении.

6. Разработка государственных стандартов качества тепловой энергии и теплоносителя, типовых договоров теплоснабжения.

7. Разработка и реализация государственных программ и планов повышения энергоэффективности теплоснабжения, развития теплофикации, использования возобновляемых источников энергии, местного топлива, а также тепловых и горючих отходов.

8. Ведение топливно-энергетических балансов страны, включая баланс топлива на цели теплоснабжения и теплообеспечения, произведенной и потребленной тепловой энергии.

9. Определение для каждого региона необходимых физических объемов резервирования природного газа другими видами топлива с учетом имеющихся возможностей резервирования на крупных электростанциях и промышленных предприятиях.

10. Выполнение через территориальные отделения Главгосэнергонадзора функции заказчика по энергоаудиту теплоснабжающих организаций, разработке и текущему обновлению электронных схем развития систем теплоснабжения городов и населенных пунктов.

11. Организация подготовки квалифицированных кадров для теплоснабжения.

12. Создание условий для организации качественного теплоснабжения в отдаленных районах страны.

13. Разработка типовых моделей эффективных рынков теплоснабжения и типовых инвестиционных проектов.

Статья 8. Функции Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

1. Организация разработки и реализация государственной политики в области теплопотребления и теплообеспечения непроизводственных зданий.

2. Утверждение и реализация научно-технической политики в области теплопотребления и теплообеспечения непроизводственных зданий.

3. Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения, теплообеспечения и теплопотребления.

4. Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления и теплообеспечения непроизводственных зданий, методик оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления.

5. Разработка государственных стандартов качества потребления тепловой энергии и теплоносителя.

6. Организация разработки и реализации государственных программ и планов сбережения топливно-энергетических ресурсов в теплопотреблении и теплообеспечении жилых и общественных зданий.

7. Разработка типовых проектов инвестиции в коммунальные системы теплопотребления и топлообеспечения.

8. Разработка нормативных документов, регламентирующих порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.

9. Организация через средства массовой информации разъяснительной работы о методах энергосбережения, правах и обязанностях теплоснабжающих, теплосервисных организаций, муниципальных органов управления, потребителей и граждан.

Статья 9. Функции министерства промышленности, науки и

технологий Российской Федерации

1. Организация разработки и реализация государственной политики в области теплопотребления и теплообеспечения промышленности.

2. Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления и теплообеспечения в промышленности.

3. Разработка научно-технической политики в области теплоснабжения, теплообеспечения и теплопотребления.

4. Определение приоритетов и финансирование важнейших научно-технических разработок для систем теплоснабжения и теплопотребления, позволяющих:

1) повысить ресурс действующего оборудования;

2) значительно снизить затраты на теплоснабжение;

3) использовать тепловые и горючие отходы, возобновляемые источники энергии для целей теплоснабжения;

4) оперативно диагностировать состояние оборудования и энергоэффективность систем.

5. Организация ресурсных испытаний новых технологий и оборудования.

6. Разработка совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации балансов потребности и объемов производства энергоэффективного оборудования, а также прогноза изменения спроса на него.

Статья 10. Государственное регулирование цен и тарифов

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на природный газ, в том числе используемый для производства тепловой энергии, и цены (тарифы) на тепловую энергию.

2. В целях формирования конкурентного рынка энергетических ресурсов государственное регулирование цен на природный газ должно предусматривать:

1) постепенное повышение цен на природный газ, используемый для целей теплоснабжения и теплообеспечения до уровня рыночных;

2) применение разных уровней цен, при разной мощности газоиспользующего оборудования систем теплоснабжения и теплообеспечения, с учетом фактических затрат на транспорт и распределение газа.

3. Дополнительные доходы государства, получаемые от повышения цен и соответствующего повышения акцизов на природный газ, потребляемый на цели теплоснабжения и теплообеспечения должны использоваться на выполнение государственных программ повышения энергоэффективности и тарифные дотации теплоснабжающим предприятиям в северных районах.

4. В целях создания эффективного рынка тепловой энергии, повышения качества и надежности теплоснабжения, стимулирования теплоснабжающих организаций и потребителей к повышению энергоэффективности, государственное регулирование цен на производимую тепловую энергию, тарифов на ее передачу и распределение должно предусматривать:

1) Определение экономически обоснованного уровня энергоэффективности систем теплоснабжения в каждом регионе.

2) Установление базовых цен и тарифов для конкретных систем теплоснабжения, исходя из экономически обоснованного уровня энергоэффективности и затрат на эксплуатацию типовых единиц оборудования, утвержденных в данном регионе.

3) Расчет базовых цен и тарифов по типовым методикам независимо от фактического состояния систем теплоснабжения.

4) Определение повышающих коэффициентов к базовым ценам и тарифам, учитывающих фактическое состояние систем теплоснабжения.

5) Утверждение программ опережающего снижения издержек теплоснабжающих предприятий над увеличением амортизационных отчислений и платы за капитал; разработку методов экономического стимулирования выполнения программ.

6) Автоматическую индексацию цен и тарифов при изменении цен (тарифов) на топливо, электроэнергию и воду.

7) Раздельное регулирование цен и тарифов на теплоноситель, производство, передачу и распределение тепловой энергии;

8) Выделение в ценах и тарифах по всем составляющим платы за мощность, учитывающей условно-постоянные затраты.

9) Определение платы за организацию подомового учета тепловой энергии в размере, стимулирующем инвестиции в установку приборов учета.

10) Ограничение тарифов для конечного потребителя на тепловую энергию, произведенную на теплофикационном теплоисточнике, уровнем значительно более низким, чем себестоимость теплообеспечения от котельной.

11) Исключение применения в составе тарифов инвестиционной составляющей.

12) Исключение применения в составе тарифов платы за неэффективно инвестированный капитал.

13) Исключение применения в составе тарифов прибыли теплоснабжающих организаций, определяемой в процентах от суммы издержек, использование моделей расчета прибыли, стимулирующих снижение издержек.

14) Предъявление конечному покупателю тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых как сумма следующих составляющих:

— цена произведенной тепловой энергии с выделением платы за мощность;

— тариф на транспорт тепловой энергии с выделением платы за мощность;

— тариф за распределение тепловой энергии с выделением платы за мощность;

— плата за организацию учета тепловой энергии;

— плата Главгосэнергонадзору за организацию надзора и выполнение функций заказчика по энергоаудиту, разработке и сопровождению схем развития систем теплоснабжения;

— плата за общее диспетчерское управление системами теплоснабжения городов.

15) Применение для небольших теплоисточников мощностью до 50 Гкал/ч, работающих на обособленную сеть, упрощенных тарифов без разделения на составляющие, с сохранением в переменной части тарифа только расходов на топливо и отнесением всех остальных расходов в постоянную часть (плату за мощность).

16) Штрафные санкции к теплоснабжающим организациям при невыполнении стандартов качества тепловой энергии и теплоносителя. Освобождение потребителей от платы за потребленную тепловую энергию, если ее качество не позволяет обеспечить в подключенных зданиях определенный санитарно-гигиеническими или технологическими нормами тепловой режим.

17) Штрафные санкции к потребителям за невыполнение стандартов качества теплопотребления.

Статья 11. Неценовое регулирование естественных монополий

1. К сфере деятельности субъектов естественных монополий в теплоснабжении относятся услуги по передаче тепловой энергии.

2. В целях экономии на масштабе деятельности и минимизации негативных последствий монополизации, неценовое регулирование, осуществляемое регулирующим органом, должно предусматривать следующие меры принуждения:

1) Обеспечение свободного подключения к тепловым сетям потребителей без дискриминационных условий (кроме случаев, когда будут доказаны экономическая нецелесообразность или техническая невозможность подключения)

2) Обеспечение свободы доступа к сетям продавцов тепловой энергии.

3) Объединение функций эксплуатации всех технически связанных участков тепловых сетей системы теплоснабжения в одной организации.

4) Приоритет, утвержденных схем перспективного развития систем теплоснабжения над интересами теплоснабжающих организаций.

5) Принудительную реорганизацию теплоснабжающих предприятий, не обеспечивающих надежное, качественное теплоснабжение или выполнение программы снижения издержек, в том числе путем разделения монопольного и немонопольного видов деятельности в разные предприятия.

Статья 12. Недопустимость вмешательства

в производственно-технологическую деятельность

Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в технологическую деятельность теплоснабжающих организаций, связанную с производством, передачей и распределением тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Организация теплоснабжения

Статья 13. Договорные отношения в теплоснабжении

1. Тепловая энергия является товаром на рынке.

2. Теплоснабжающие организации могут быть одновременно и продавцами, и покупателями тепловой энергии.

3. Конечным потребителем может быть либо владелец подключенных к тепловой сети зданий, либо теплосервисное предприятие, эксплуатирующее эти здания.

4. Учет количества отпущенной (потребленной) тепловой энергии может осуществляться теплоснабжающей организацией, потребителем или третьей стороной (как правило, владельцем приборов учета), получающей плату за свои услуги по ставкам, утвержденным для теплоснабжающей организации, заключая договор с ней, либо по свободным расценкам, заключая договор с потребителем.

5. Купля-продажа тепловой энергии и передача тепловой мощности осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом, настоящим Законом, решениями регулирующего органа и типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. Заключаемые договора должны предусматривать безусловное соблюдение государственных стандартов качества тепловой энергии и теплоносителя, качества потребления тепловой энергии и теплоносителя.

7. За несвоевременную оплату договорами теплоснабжения должна предусматриваться возможность ограничения поставки тепловой энергии уменьшением расхода теплоносителя, с запретом на ограничение потребителей, выполняющих договорные условия по расходу и температуре теплоносителя в подающем трубопроводе.

8. Обязанность доказательства превышения потребителем заявленной в договоре тепловой мощности возлагается на теплоснабжающие организации – поставщиков тепловой энергии.

Статья 14. Теплоснабжающие организации.

1. Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы, коммерческими и некоммерческими.

2. Объединение части или всей собственности теплоснабжающих организаций разной организационной правовой формы должно происходить путем создания акционерных обществ.

3. Недопустимо нетарифное финансирование теплоснабжающих организаций на цели теплоснабжения из бюджетов всех уровней, кроме финансирования НИОКР. Допустимы только тарифные дотации.

4. Недопустимо объединение в одном предприятии функции теплоснабжающей и теплосервисным предприятием.

5. Допускается выполнение теплоснабжающей организацией функций эксплуатации тепловых пунктов потребителей по отдельному договору с собственником зданий или теплосервисной организацией.

6. Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети, должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, первоначально со 100% муниципальным уставным капиталом. Возможно создание межмуниципальных акционерных обществ.

7. Если, для выполнения технических условий на подключение к тепловым сетям системы теплоснабжения, за средства потребителя будут построены или реконструированы объекты системы теплоснабжения, то потребитель должен быть введен в состав акционеров теплоснабжающего предприятия с компенсацией понесенных затрат акциями.

8. Допустимы любые формы приватизации теплоснабжающих предприятий. Не допускается продажа блокирующего муниципального пакета акций.

9. Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласии регулирующего органа.

10. Общее оперативное диспетчерское управление теплоснабжающими организациями, производителями тепловой энергии, осуществляет теплоснабжающее предприятие, эксплуатирующее тепловые сети.

11. Контроль подготовки теплоснабжающих организаций к отопительному сезону осуществляют муниципальные органы исполнительной власти.

Статья 15. Развитие систем теплоснабжения

1. Расширение, оптимизация систем теплоснабжения должны осуществляться на основании утвержденных схем перспективного развития.

2. Схемы перспективного развития систем теплоснабжения составляются на основе оптимизации электронной модели системы теплоснабжения по критериям надежности и суммарного снижения издержек на теплоснабжение и теплообеспечение всей системы. Обновление схем должно производиться ежегодно.

3. Технические условия на подключение к тепловым сетям новых потребителей должны выдаваться теплоснабжающими предприятиями на основании схем перспективного развития.

4. Теплоснабжающими организациями должны разрабатываться программы постепенного сокращения сроков отключения тепловых сетей для летнего ремонта.

Статья 16. Российское агентство по теплоснабжению

Российское агентство по теплоснабжению – акционерное общество с контрольным государственным пакетом акций выполняет следующие функции:

1. Разработка принципов реформы отрасли теплоснабжения и ее практическая реализация в субъектах Федерации.

2. Выполнение функций генерального подрядчика по энергоаудиту теплоснабжающих организаций и разработке схем развития систем теплоснабжения. Организация конкуренции проектов развития.

3. Подготовка заключений о технической возможности подключения потребителей к тепловым сетям общего пользования, выбор оптимального варианта подключения и экспертиза технических условий теплоснабжающих организаций.

4. Разработка проектов энергосбережения, альтернативных вариантам увеличения мощности системы теплоснабжения.

5. Организация электронной тендерной площадки.

6. Разработка принципов и организация инвестиционного процесса в теплоснабжении.

7. Контроль эффективности использования средств Федерального бюджета на цели теплоснабжения.

Статья 17. Обеспечение сохранности объектов теплоснабжения

1. Охрана наиболее важных объектов теплоснабжения осуществляется специальными службами военизированной охраны или Подразделениями Министерства внутренних дел. Перечни таких объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Учитывая особую опасность и уязвимость теплоисточников и тепловых сетей, по представлению Министерства энергетики Российской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждаются Правила охраны теплоисточников и тепловых сетей, обязательные для всех юридических и физических лиц.

3. Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования систем теплоснабжения, нарушении охранных зон объектов теплоснабжения, самовольном подключении к тепловым сетям и хищении тепловой энергии и теплоносителя, а также других действиях, которые могут привести к ущербу в теплоснабжении, к снижению безопасности объектов теплоснабжения и надежности теплоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

www.rosteplo.ru

Версия № 2 от 7 июля 2003 г

«О теплоснабжении в Российской Федерации»

Г л а в а 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Сфера применения и предмет правового регулирования Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации, функционирования и развития теплоснабжения в Российской Федерации. Действие настоящего закона распространяется на все типы взаимоотношений в производстве, передаче, распределении и продаже тепловой энергии и теплоносителя, за исключением случаев, когда производство тепловой энергии осуществляется исключительно для целей собственного потребления. Теплопотребление в настоящем законе рассматривается только в части взаимовлияния и взаимодействия теплоснабжения и теплопотребления.

Предметом правового регулирования Закона являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, а также ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения.

С т а т ь я 2. Цель Федерального закона

Целью настоящего закона являются обеспечение потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности.

С т а т ь я 3. Основные понятия

В применении к настоящему закону понятия означают:

Система теплоснабжения – совокупность технических устройств обеспечивающих теплоснабжение населенного пункта

Централизованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источника тепла через общую тепловую сеть

Децентрализованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источников тепла, не имеющих связи с общей тепловой сетью

Теплофикация – теплоснабжение при производстве электрической энергии и тепла в едином технологическом цикле

Теплопотребление – использование тепловой энергии и теплоносителя.

Тепловая энергия – термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой источником тепловой энергии в сеть или получаемой из сети

План развития теплоснабжения – набор конкретных организационно-технических, управленческих мероприятий по развитию систем теплоснабжения и обеспечения потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности

Схема перспективного развития систем теплоснабжения – технико-экономическая электронная модель системы теплоснабжения муниципального образования

Качество тепловой энергии и теплоносителя – в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических и химических характеристик теплоносителя, обеспечивающих пригодность тепловой энергии и теплоносителя для удовлетворения потребностей потребителя.

Теплоноситель — вещество, используемое для передачи тепловой энергии

Горячая вода — водопроводная вода, нагретая до температуры, устанавливаемой гигиеническими нормами

Альтернативные источники энергии – источники энергии, не основанные на сжигании ископаемого топлива в процессе получения энергии.

Возобновляемые источники энергии – источники, использующие не накопленную солнечную энергию в различных формах (энергия ветра, биомассы, солнечной радиации в солнечных батареях, геотермальная энергия).

Тепловая сеть – система трубопроводов и устройств, расположенных вне зданий или проходящих транзитом через здания, предназначенная для передачи тепловой энергии и теплоносителя

Тепловой пункт – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется приведение параметров теплоносителя к необходимым для потребителя.

Центральный тепловой пункт – тепловой пункт, соединенный с подключенными зданиями тепловыми сетями.

Индивидуальный тепловой пункт – тепловой пункт, не имеющий после себя тепловых сетей.

Приборы учета – счетчики, аттестованные соответствующим образом, показания которых используются при взаиморасчетах сторон в процессе теплоснабжения

Теплоснабжающая организация – организация, выполняющая любую из функций производства, передачи, распределения тепловой энергии, продажу произведенной или купленной тепловой энергии (мощности) потребителям

Сетевая теплоснабжающая организация – теплоснабжающая организация, выполняющая функции передачи тепловой энергии и теплоносителя

Передача тепловой энергии – услуга по транспорту тепловой энергии и теплоносителя на расстояние по тепловым сетям.

Распределение тепловой энергии – дозирование, изменение параметров теплоносителя и приготовление горячей воды в центральных тепловых пунктах.

Потребитель – юридическое или физическое лицо, покупатель тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Конечный потребитель – потребитель, непосредственно подключенный к тепловым сетям централизованного теплоснабжения, покупающий тепловую энергию и теплоносители для собственных нужд, нужд субпотребителей или для оказания платных услуг по обеспечению теплового комфорта в помещениях. В одном здании не может более одного конечного потребителя. Распределение тепловой энергии внутри здания между различными владельцами и арендаторами не относится к теплоснабжению.

Субпотребитель — физическое или юридическое лицо, тепловые установки которого подключены к тепловым установкам конечного потребителя.

Регулирующий орган – государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ государственное регулирование в сфере теплоснабжения.

Тариф на тепловую энергию (мощность) – система ставок, устанавливаемая регулирующим органом для осуществления расчетов в процессе теплоснабжения

Статья 4. Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения

Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

обеспечение надежного и качественного теплоснабжения

стимулирование снижения издержек и повышения эффективности

обеспечение возможностей и условий для разумной конкуренции

обеспечение необходимых условий для привлечения инвестиций

минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность

обеспечение скоординированности деятельности государственных органов власти

разграничение функций, полномочий и ответственности органов исполнительной власти разных уровней

ограничение монопольных видов деятельности

техническое регулирование и надзор

развитие эффективной системы договорных отношений

защита прав потребителей и теплоснабжающих организаций

защита социально-значимых категорий потребителей и малоимущего населения

минимизация негативного воздействия на окружающую среду

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Государственные органы исполнительной власти в пределах полномочий установленных настоящим Федеральным законом несут ответственность за реализацию цели Закона изложенной в статье 2.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

1. Правительство Российской Федерации:

утверждает государственную политику в области теплоснабжения

утверждает национальный план развития теплоснабжения

определяет структуру, функции и ответственность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в теплоснабжении

утверждает правила тарифообразования в теплоснабжении в соответствии с принципами, установленными настоящим законом

утверждает основные требования к договорам теплоснабжения и типовые договора теплоснабжения

утверждает систему обязательных технических регламентов и правил, определяет федеральные органы власти ответственные за их разработку, периодичность обновления

утверждает другие общеобязательные нормативно-правовые документы, регламентирующие экономические, юридические и технические взаимоотношения участников процесса теплоснабжения

утверждает порядок введения внешнего управления в теплоснабжающих организациях, неспособных обеспечить надежное, качественное теплоснабжение, а также в кризисных ситуациях

принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством

создает общественный коллегиальный орган «Совет по теплоснабжению», который имеет право давать консультации и предложения по важным вопросам государственной политики и стратегии в теплоснабжении

ежегодно отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания о работе правительства по совершенствованию рынка теплоснабжения и его государственного регулирования

2. Министерство Энергетики Российской Федерации:

разрабатывает и реализует государственную политику в области теплоснабжения

разрабатывает и реализует национальный план развития теплоснабжения

осуществляет координацию государственной политики и национального плана развития теплоснабжения с федеральными программами повышения энергоэффективности в потреблении тепловой энергии, программами использования атомной энергии на цели теплоснабжения и экологическими программами

составляет топливно-энергетические балансы страны, включая раздел «Теплоснабжение»

разрабатывает и утверждает методику разработки и утверждения региональных и муниципальных планов развития теплоснабжения

разрабатывает и утверждает стандарты качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает стандарты надежности теплоснабжения, в комплексе учитывающие состояние оборудования систем теплоснабжения и теплопотребления, степень резервирования топливом, теплоисточниками, тепловыми сетями и утверждает общеобязательные уровни надежности для разных климатических зон.

через органы госэнергонадзора контролирует исполнение стандартов надежности теплоснабжения в регионах, дважды в год докладывает в Правительство о регионах с ненадлежащей надежностью теплоснабжения с анализом причин и предложениями по повышению надежности теплоснабжения

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к технологическим процессам и оборудованию, применяемым в теплоснабжении

разрабатывает и утверждает правила и порядок проведения комплексного технико-экономического обследования систем теплоснабжения муниципальных образований и теплоснабжающих предприятий

разрабатывает и утверждает единые аттестационные и квалификационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере теплоснабжения

выполняет функции государственного энергетического надзора

3. Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

разрабатывает и реализует государственную политику и федеральные планы в области уменьшения теплопотребления зданий

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления зданий, методику оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления

разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.

организует через средства массовой информации разъяснительную работу о методах энергосбережения, правах и обязанностях теплоснабжающих, теплосервисных организаций, муниципальных органов управления, потребителей и граждан

4. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации:

разрабатывает государственную политику в области теплоснабжения и теплопотребления в промышленности

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления в промышленности.

разрабатывает государственную научно-техническую политику в области теплоснабжения и теплопотребления, финансирует приоритетные научно-технические проекты

разрабатывает совместно с Министерством Энергетики Российской Федерации, Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации балансы потребности и прогнозы спроса на энергоэффективное оборудование

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают организацию регулярного комплексного обследования систем теплоснабжения муниципальных образований

разрабатывают и обеспечивают реализацию региональных Планов развития теплоснабжения

разрабатывают и обеспечивают реализацию инвестиционных программ развития теплоснабжения, в пределах своих полномочий представляют гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

контролируют исполнение стандартов надежности теплоснабжения, при неисполнении стандартов принимают меры по восстановлению уровня надежности

содействуют организации конкурсов по заключению договоров с поставщиками топлива для нужд местных систем теплоснабжения

разрабатывают и осуществляют систему мероприятий по недопущению или оперативному устранению аварийных ситуаций в системах теплоснабжения

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления:

организуют разработку муниципальных планов развития теплоснабжения и обеспечивают их исполнение

имеют право требования у теплоснабжающих предприятий и потребителей всей информации, необходимой для разработки планов развития теплоснабжения

организуют инвестиционные конкурсы и представляют в пределах своих полномочий гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

осуществляют контроль исполнения стандартов надежности теплоснабжения, качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

обеспечивают равные условия для всех участников отношений в системе теплоснабжения

обеспечивают открытость информации экономического и технического характера относительно функционирования систем теплоснабжения и теплоснабжающих организаций

осуществляют контроль подготовки систем теплоснабжения и теплопотребления к отопительному сезону, в том числе качество прокладки и ремонта тепловых сетей

разрабатывают планы ликвидации возможных аварий систем теплоснабжения

Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Статья 8. Участники отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Участниками отношений в системе централизованного теплоснабжения являются:

2. Теплоснабжающая организация может одновременно являться потребителем, но не может являться конечным потребителем поставляемой ею тепловой энергии.

3. Конечными потребителями могут являться юридические и физические лица, распоряжающиеся на правах собственности или иных законных основаниях зданиями и сооружениями, а также уполномоченные ими организации, в том числе теплосервисные.

4. В случае отсутствия организации, представляющей коллективные интересы жителей многоквартирных домов и общежитий, органами местного самоуправления должна быть назначена организация, выступающая в качестве конечного потребителя.

5. Границей раздела между теплоснабжающей организацией и потребителем является место, в котором теплопотребляющие установки потребителя присоединены к теплоисточнику или тепловым сетям теплоснабжающей организации

Статья 9. Теплоснабжающие организации.

1. Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы.

3. Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, в том числе и с возможностью создания межмуниципальных акционерных обществ.

4. В целях создания равных условия для конкуренции теплоснабжающих организаций на рынке теплоснабжения недопустимо бюджетное финансирование теплоснабжающих организаций на невозвратной основе.

5. Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласовании с местными органами власти. Если прекращение деятельности теплоснабжающей организации приведет к снижению надежности системы теплоснабжения, органы местной власти вправе отсрочить прекращение теплоснабжающей организацией деятельности на срок необходимый для создания замещающих мощностей.

6. Сетевая теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет тепловых потерь в сетях и публичность этой информации.

Статья 10. Порядок технологического присоединения к системам централизованного теплоснабжения

1. Сетевая теплоснабжающая организация, являющаяся в соответствии с действующим законодательством субъектом естественной монополии, не может отказать в присоединении к тепловым сетям источников тепловой энергии и объектов теплопотребления, за исключением случаев, когда такое присоединение невозможно по техническим причинам, экономически нецелесообразно или подвергает опасности надежность снабжения ранее присоединившихся потребителей. Обоснованный отказ от присоединения должен быть представлен в письменном виде в течении 30 дней с момента обращения.

2. Присоединение к тепловым сетям осуществляется на основе технических условий, выдаваемых сетевой теплоснабжающей организацией. Сетевая теплоснабжающая организация должна согласовать технические условия присоединения с организацией, уполномоченной органами местного самоуправления на внесение изменений в муниципальные планы развития теплоснабжения для изменения планируемого объема теплопотребления и определение возможности обеспечивать его наиболее экономичным образом.

3. Срок действия Технических условий 3 года, если застройщиком не обоснована необходимость более длительного срока. Технические условия могут быть аннулированы сетевой теплоснабжающей организацией в одностороннем порядке в случае отсутствия начала практической реализации технических условий в течении года с момента выдачи.

4. Все отношения связанные с подключением к тепловым сетям регулируются договором на присоединение. Обязательными разделами договора присоединения являются:

местонахождение приборов учета

права и обязанности сторон

условия присоединения и взаиморасчетов

срок действия условий присоединения

5. Договором присоединения также должны быть определены условия передачи объектов, обеспечивающих присоединение и построенных за счет потребителя в собственность или управление сетевой теплоснабжающей организации. Возмещение затрат потребителя на подключение должно быть реализовано одним из следующих способов:

предоставлением потребителю опциона на покупку акций сетевой теплоснабжающей организации в объеме понесенных затрат по цене акций сетевой теплоснабжающей организации на момент заключения договора на присоединение. Правила и порядок предоставления опциона на акции сетевой теплоснабжающей организации определяются действующим законодательством.

возмещением затрат в порядке межхозяйственных расчетов между потребителем и сетевой теплоснабжающей организацией, при этом срок возмещения полных затрат с учетом инфляции не должен превышать 10 лет

6. В случае подключения потребителя за счет или при долевом участии сетевой теплоснабжающей организации, потребитель должен принять на себя обязательства по отказу от перехода на децентрализованное теплоснабжение на срок 10 лет. В случае последующего перехода на децентрализованное теплоснабжение, потребитель обязан компенсировать понесенные сетевой теплоснабжающей организацией затраты на присоединение пропорционально целому числу лет, оставшихся до прекращения действия обязательств потребителя по отказу от перехода на децентрализованное теплоснабжение.

7. Затраты на присоединение к тепловой сети источников тепловой энергии несет собственник источника тепловой энергии.

8. В случае неисполнения сетевой теплоснабжающей организацией обязательств по подключению в установленный договором срок, сетевая теплоснабжающая организация обязана за свой счет обеспечить временное децентрализованное теплоснабжение потребителя в соответствии с установленными стандартами качества теплоснабжения с момента срока, обозначенного договором, по тарифам, не превышающим принятых в централизованной системе.

9. Сетевая теплоснабжающая организация отвечает за поддержание в исправном состоянии тепловых сетей, находящихся в ее собственности или распоряжении на законных основаниях. Она обязана развивать тепловые сети таким образом, чтобы обеспечивалась возможность присоединения к сети потребителей находящихся в зоне действия централизованного теплоснабжения и разумная конкуренция между источниками тепловой энергии.

Статья 11. Порядок организации отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Товаром, являющимся предметом купли-продажи на рынке централизованного теплоснабжения является тепловая энергия (мощность) и теплоноситель

2. Отношения, возникающие между участниками системы централизованного теплоснабжения и связанные с куплей-продажей тепловой энергии (мощности) и теплоносителя осуществляются на основе Договора теплоснабжения. Договор теплоснабжения не распространяется на отношения потребителя и субпотребителя.

3. Договор теплоснабжения заключается при выполнении договора на присоединение. Договор теплоснабжения, заключенный на основе договора присоединения должен соответствовать всем техническим параметрам договора присоединения. При изменении технических параметров по вине теплоснабжающей организации потребовавших внесение изменений в технические установки потребителя, теплоснабжающая организация должна компенсировать затраты на эти изменения.

4. Продление срока действия договоров теплоснабжения является обязательным для теплоснабжающей организации. Отказ от продления договора теплоснабжения возможен только по взаимному согласию сторон или на условиях, определенных в главе 4 настоящего закона.

5. Надежность и качество теплоснабжения не может быть ниже уровня стандартов, а также противоречить требованиям типовых договоров теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации.

6. Обязательными разделами договора теплоснабжения являются:

график зависимости поставки тепловой энергии от температуры наружного воздуха

качество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя

учет тепловой энергии и теплоносителя

ответственность теплоснабжающей организации

условия расторжения договора

Иные условия договора теплоснабжения устанавливаются сторонами на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.

7. Сетевая теплоснабжающая организация обязана в пределах технической возможности покупать тепловую энергию соответствующую всем требованиям по качеству и надежности от источников тепловой энергии, предложивших наименьшую стоимость с учетом затрат на ее передачу к потребителю.

8. Потребитель имеет право самостоятельно устанавливать время начала и окончания отопления зданий, за исключением периода проведения летнего планово- профилактического ремонта согласованного с органами местной власти.

9. Объемы и условия производства тепловой энергии устанавливаются предприятием – производителем самостоятельно на основе заключенных договоров с потребителями. Цена по договору устанавливается согласно договоренностям сторон, но не выше уровня предельного тарифа.

Статья 12. Отключение потребителей от системы централизованного теплоснабжения

1. Теплоснабжающая организация вправе ограничить отпуск тепловой энергии уменьшением расхода теплоносителя (без снижения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе) вплоть до полного отключения при неоплате или не полной оплате потребителем потребленной энергии и теплоносителя сроком более трех месяцев, на условиях установленных договором теплоснабжения.

2. Теплоснабжающая организация имеет право прервать теплоснабжение, предварительно уведомив потребителя не менее чем за 10 дней, когда:

потребитель превысил права, данные ему условиями присоединения, или не выполнил взятые на себя этими условиями обязательства

воспрепятствован доступ теплоснабжающей организации к приборам учета для их проверки, замены или проведения других сетевых работ на территории конечного потребителя

3. Теплоснабжающая организация обязана перед прекращением теплоснабжения в случаях указанных в п.2 настоящей статьи, предоставить потребителю разумный срок для устранения недостатков

4. Потребители, имеющие право на непрерывное теплоснабжение, обеспечиваются непрерывной подачей тепловой энергии через присоединение к различным участкам тепловой сети, которые могут работать автономно в случае технических неисправностей, или путем установки резервных источников тепловой энергии. В случае, когда потребители, имеющие право на непрерывную подачу тепловой энергии, используют систему централизованного теплоснабжения в качестве резерва, они должны оплачивать тариф за мощность системы теплопотребления, подключенной к тепловой сети.

5. Отключение потребителя не освобождает его от обязательств по оплате тарифа за мощность систем теплопотребления.

Статья 13. Оперативно-диспетчерское управление в теплоснабжении

1. Для городов с населением менее 200 000 человек не рекомендуется, а для городов с населением более 200 000 человек, не допускается совмещение в одной теплоснабжающей организации деятельности по производству и передаче тепловой энергии, за исключением случаев, когда источники тепловой энергии, находящиеся в составе сетевой теплоснабжающей организации работают в режиме пиковых нагрузок, либо установленная тепловая мощность источника не превышает 20 Гкал/час.

2. Тепловые сети, принадлежащие разным собственникам и имеющим общие гидравлические связи, должны быть объединены под одним оперативно-диспетчерским управлением.

3. Оперативно-диспетчерское управление заключается в управлении гидравлическими и температурными режимами передачи тепловой энергии.

4. Оперативно-диспетчерское управление осуществляет та сетевая теплоснабжающая организация, к сетям которой присоединены источники тепловой энергии с максимальной суммарной установленной мощностью.

5. Собственники теплосетевых активов, переданных в оперативное управление ограничиваются в осуществлении своих прав в части:

права заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по сетям, переданным в оперативно-диспетчерское управление, и определения условий этих договоров

права использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией, осуществляющей оперативно-диспетчерское управление

Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов теплосетевого хозяйства не допускается

6. Сетевая теплоснабжающая компания, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление заключает с собственниками теплосетевых активов, переданных под оперативно-диспетчерское управление договоры, определяющие порядок использования указанных активов. Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов теплосетевого хозяйства, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов теплосетевого хозяйства, доходов, получаемых в результате осуществления их прав и уменьшенных на сумму затрат на осуществление оперативно-диспетчерского управления

7. Стоимость услуг оперативно-диспетчерского управления в теплоснабжении определяется регулирующим органом.

8. Для ТЭЦ, работающих в режиме комбинированной выработки и имеющих системное значение при выработке электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Статья 14. Планирование в теплоснабжении

1. Региональные планы развития теплоснабжения не должны противоречить национальному плану развития теплоснабжения. Муниципальные планы развития теплоснабжения не должны противоречить региональным планам развития теплоснабжения.

2. Основной задачей Муниципальных планов развития теплоснабжения является обеспечение такого функционирования и такое развитие системы теплоснабжения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда обеспечение потребностей потребителей в тепловой энергии и теплоносителе будет осуществляться по минимальной цене без превышения ограничений негативного влияния на окружающую среду.

3. Муниципальные планы развития теплоснабжения должны разрабатываться в соответствии с методикой, утвержденной Министерством Энергетики Российской Федерации.

4. В подготовке Муниципального плана развития теплоснабжения должны принимать участие все теплоснабжающие организации, работающие на территории муниципального образования, другие юридические лица, связанные с теплоснабжением, организации, представляющие интересы потребителей.

5. Муниципальные планы развития теплоснабжения должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, с учетом развития технологий производства и передачи тепла, изменения загрязнения окружающей среды и других факторов, способных оказать существенное влияние на развитие теплоснабжения в муниципальном образовании.

6. Основными разделами Муниципального плана развития теплоснабжения являются:

анализ существующего положения в системе теплоснабжения муниципального образования

анализ основных проблем и направления их решений

прогноз изменения спроса на тепловую энергию

возможность использования избыточной тепловой энергии и энергии от альтернативных и возобновляемых тепловых источников

схема перспективного планирования развития теплоснабжения

7. Схема перспективного планирования развития теплоснабжения представляет собой технико-экономическую электронную модель системы теплоснабжения муниципального образования, позволяющая моделировать изменение параметров системы теплоснабжения при реализации инвестиционных проектов, решений в области энергосбережения и других мер повышения качества системы теплоснабжения. Схема перспективного планирования развития теплоснабжения должна обновляться каждый раз при изменении характеристик системы теплоснабжения.

8. Муниципальный план развития теплоснабжения, результаты моделирования инвестиционных проектов на схеме перспективного планировании являются публичными документами.

С т а т ь я 15. Техническое регулирование и контроль (надзор) в сфере теплоснабжения

Примечание: Данная статья находится в стадии разработки

1. Особенностями технического и энергетического надзора в теплоснабжении является безусловное выполнение всеми участниками отношений в теплоснабжении целей настоящего закона, и контроль полноты его исполнения.

2. Для определения возможности финансирования исполнения новых или расширении действующих обязательных государственных требований в области технического контроля (надзора) и регулирования, государственные органы, предписывающие эти нормы должны провести их согласование с федеральным органом, регулирующим тарифы.

Статья 16. Требования к учету тепловой энергии и порядок расчетов за тепловую энергию

1. Все расчеты между участниками теплоснабжения, при мощности теплопотребления выше 0,1 Гкал/час осуществляются на основании показаний приборов учета тепловой энергии.

2. Теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет у конечного потребителя. Обязательства по установке приборов учета и их поверке возлагаются на теплоснабжающие организации.

3. Потребитель обязан предоставить доступ представителей теплоснабжающей организации к приборам учета

4. Ответственность за сохранность приборов учета, расположенных у потребителя, несет потребитель.

5. При изменении потребителем мощности теплопотребления сетевая теплоснабжающая компания заменяет или перенастраивает приборы учета и оборудования, ограничивающего мощность потребления, а потребитель компенсирует эти затраты.

6. Условия учета тепловой энергии и условия взаиморасчетов на основе учетных данных определяются сторонами Договора теплоснабжения. Учет тепловой энергии может осуществляться как одной из сторон договора, так и сторонней организацией.

7. Стороны, заключившие договор, могут потребовать внеплановую поверку приборов учета. В случае если претензии не подтвердились, расходы по проверке несет инициировавшая ее сторона. В случае подтверждения претензии, объем теплопотребления, предъявляемый на оплату, должен быть изменен в соответствии с данными предыдущей поверки и результатами осуществленной поверки.

8. Методология распределения оплаты за потребленную тепловую энергию многоквартирным жилым домом между владельцами, квартиросъемщиками отдельных квартир, а также конечными потребителями и субпотребителями устанавливается Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.

9. Закупка приборов учета должна осуществляться на основе тендеров, организуемых теплоснабжающей организацией совместно с местными органами власти.

Статья 17. Ответственность юридических и физических лиц

1. Границы и меры ответственности участников отношений в теплоснабжении регулируются Договором теплоснабжения.

2. Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования систем теплоснабжения, нарушении охранных зон объектов теплоснабжения, самовольном подключении к тепловым сетям и хищении тепловой энергии и теплоносителя, а также других действиях, которые могут привести к ущербу в теплоснабжении, к снижению безопасности объектов теплоснабжения и надежности теплоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в технологическую и экономическую деятельность теплоснабжающих организаций, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ.

Статья 18. Права юридических и физических лиц на децентрализованное теплоснабжение

1. Для любого юридического или физического лица, являющегося застройщиком или собственником, отсутствуют ограничения на право выбора децентрализованного теплоснабжения, при соблюдении условий, установленных в настоящей статье.

2. Физические лица, являющиеся собственниками жилого помещения в многоквартирном доме могут реализовать свое право на децентрализованное теплоснабжение, при условии, если такое решение примет большинство жителей дома.

3. Юридические или физические лица, подключенные к системе централизованного теплоснабжения без фиксации в договоре присоединения условий отключения по желанию потребителя, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения без компенсации теплоснабжающей организации какого-либо рода финансовых потерь.

4. Юридические или физические лица, подключенные к централизованному теплоснабжению за счет теплоснабжающей организации, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения при условии компенсации затрат теплоснабжающей организации на условиях оговоренных в договоре на присоединение.

5. Затраты на отключение от централизованного теплоснабжения несет юридическое или физическое лицо, изъявившее желание отключиться от централизованного теплоснабжения.

6. Отключение юридического или физического лица от системы централизованного теплоснабжения не освобождает от оплаты тарифа за мощность систем теплопотребления.

7. Последствия отключение потребителя от системы централизованного теплоснабжения должно быть проанализировано на схеме перспективного развития теплоснабжения. В случае, когда отключение потребителя приведет к повышению средних расходов на теплоснабжение для остальных потребителей, органы местной власти вправе отсрочить отключение, но не более чем на 2 года.

7. Требования к проектированию и сооружению инфраструктуры систем централизованного теплоснабжения регламентируются нормативно-технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой соответствующими организациями и ведомствами.

Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ.

Статья 19. Стимулирование инвестиций и предоставление государственных гарантий

1. Инвестиционные проекты в развитие тепловых сетей стимулируются включением инвестиционной составляющей в тариф для тепловых сетей.

2. Государственные гарантии инвестиционным проектам в развитие мощностей источников тепловой энергии предоставляются только при условии отсутствия альтернативных экономически обоснованных проектов достижения такого же эффекта за счет энергосбережения. Предоставление таких гарантий относится к компетенции местных и региональных органов власти. Инвестиционные проекты, связанные с альтернативными и возобновляемыми источниками тепловой энергии и теплофикацией имеют приоритет на предоставление гарантий.

3. Инвестиционная политика федеральных, региональных и муниципальных органов власти устанавливается и конкретизируются в Планах развития теплоснабжения.

Глава 6. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ.

Статья 20 . Принципы регулирования тарифов в теплоснабжении

1. В целях создания эффективного рынка тепловой энергии, повышения качества и надежности теплоснабжения, стимулирования теплоснабжающих организаций и потребителей к повышению энергоэффективности, минимизации затрат потребителя государственное регулирование тарифов в теплоснабжении должно быть основано на следующих принципах:

обеспечение единства тарифного регулирования с передачей всех вопросов тарифообразования одному регулирующему органу на территории региона

разумная политика в области тарифообразования на природный газ, не дающая необоснованного преимущества системам централизованного или децентрализованного теплоснабжения

покрытие оправданных затрат теплоснабжающих организаций

защита потребителей от неоправданного завышения цен

свобода предпринимательской деятельности в производстве тепловой энергии в рамках предельного тарифа на производство тепловой энергии и теплоносителя

ограничение естественно-монопольной деятельности по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения

использование моделей расчета прибыли, стимулирующих снижение издержек, отказ от метода расчета прибыли как процента от суммы издержек

исключение из расчетной базы регулируемых тарифов необоснованных затрат на ремонтные работы, в том числе перекладку тепловых сетей, вызванных некачественной эксплуатацией или низким качеством работ

использование цен на топливо, определяемых по результатам открытых тендеров

раздельное регулирование тарифов на теплоноситель, производство, передачу, распределение и учет тепловой энергии

применение тарифов на передачу, распределение и учет тепловой энергии в виде одноставочных тарифов за мощность теплопотребления

определение экономически обоснованного уровня энергоэффективности систем теплоснабжения в каждом регионе

установление базовых цен и тарифов. Расчет базовых цен и тарифов по типовым методикам независимо от фактического состояния систем теплоснабжения. Определение повышающих коэффициентов к базовым ценам и тарифам, учитывающих фактическое состояние систем теплоснабжения

исключение применения в составе тарифов платы за неэффективно инвестированный капитал, когда плата за инвестиции превышает снижение издержек

исключение применения в составе тарифов расходов, связанных со сверхнормативными потерями тепловой энергии и теплоносителя и других необоснованных расходов

экономическое стимулирование потребителя к соблюдению стандартов качества теплопотребления в том числе снижения температуры обратной сетевой воды

экономическое стимулирование теплоснабжающих организаций к снижению срока отключения теплоснабжения в период летнего профилактического ремонта

экономическое стимулирование теплоснабжающих организаций к соблюдению стандартов надежности и качества теплоснабжения тепловой энергии и теплоносителя

2. Тарифный орган может по ходатайству теплоснабжающей организации устанавливать формулу определения предельного тарифа сроком до трех лет. Формулу определения предельного тарифа используют при увеличении затрат теплоснабжающей организации по не зависящим от нее причинам.

3. Государственному регулированию в теплоснабжении подлежат:

для источников тепловой энергии — одноставочные предельные тарифы за отпускаемую тепловую энергию и теплоноситель

для тепловых сетей — одноставочные тарифы за мощность систем теплопотребления, подключенных к тепловой сети

для организаций осуществляющих учет — тариф за организацию учета тепловой энергии и теплоносителя у конечного потребителя

4. Тариф для конечного потребителя складывается из усредненной цены покупки тепловой энергии и теплоносителя у источника и тарифа сетевой теплоснабжающей организации.

5. При введении новых, или расширении действующих обязательных к исполнению государственных требований в области технического контроля и регулирования, затраты на их осуществление должны учитываться в тарифе.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона и его отдельных статей

Статья 22. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

Смотрите еще:

  • Штраф за управление автомобиля в нетрезвом виде Штраф за вождение в пьяном виде предложили повысить до 100 тысяч рублей Поделиться "Единая Россия" предложила значительно ужесточить наказание за вождение в нетрезвом состоянии. Новым поводом к рассмотрению […]
  • Осаго в нижнем новгороде росгосстрах Центральный офис Росгосстрах в Нижнем Новгороде: новый адрес Единственный офис страхового гиганта федерального масштаба Росгосстрах находится в одном из самых доступных мест Нижнего Новгорода. Удобство также […]
  • Состава преступления ст 290 Статья 290 УК РФ. Получение взятки Текущая редакция ст. 290 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.