Закон об исполнении песен

7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Автор Маргарита Набокова, продюсер компании «РИО Продакшн»(BMRU)
Продюсер российской музыкальной Продакшн библиотеки BMRU (Broadcastmusic.Ru), копирайтер, консультант по музыкальному программированию.
Опыт работы более 15 лет.
Прошла путь от диджея «Европы+» до генерального продюсера холдинга радиостанций «Arnold Prize»
Постоянный консультант ряда крупнейших радиостанций России, в их числе: «Максимум», «Добрые песни», «Милицейская Волна», «Джаз», «Премьер» (г. Вологда), «РосРадио» (г. Вологда)
ТВ-каналов: Music Box, 1й Музыкальный.
Продюсер более 20 пакетов оформления эфира радиостанций России и СНГ
2007 — Продюсер крупнейшей музыкальной библиотеки для радио, ТВ рекламы
2007 — «Сибирский Децибел»; 1-е место, оформление эфира
2006 Московский Международный Фестиваль Рекламы. Шот-лист: Радио. Музыкальный логотип;
2005 Лауреат профессиональной премии Попова в номинации: Оформление Эфира;
Соавтор книг «Мы говорим, нас слушают» (ФНР Россия)
Соавтор книги А. Бубукина «Эфирные тайны» (глава о ведущих на радио)

Жила-была песня. И был у нее хозяин. Однажды на песню напал злой пират и отнял ее у хозяина. Знакомая история? А может быть пират был не злой? Может быть он и не отнимал ее вовсе, а просто взял на время, чтобы поиграть, друзьям показать, деньжат подзаработать.

Знакомая история?
Как это возможно, спросите вы, ведь каждый знает, что просто «взять» песню нельзя, есть ЗАКОН! Но удивительное дело, на просторах интернета можно найти множество толкований этого закона в пользу «пирата». Я бы назвала их мифами об авторском праве. Так давайте постараемся их развеять.

Миф 1.
Разрешено использовать небольшой отрывок любого произведения (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя.
Увы, и это миф.
Не имеет значения, как вы используете объект авторского права — частично, в полном объеме, законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.
Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования чужого музыкального(и иного видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права.
Даже если в вашем видеоролике из радиоточки звучит песня это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.
Да, закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование.

Цитирование — это не копирование! Нельзя, например, набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2.
Существует множество «бесплатных» и «свободных» музыкальных произведений, библиотек сэмплов и продакшн библиотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях.
Увы! Практически не существует , т.е. в любом случае не допускается их коммерческое использование, к тому же вам необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.
Если вы осуществляете запись исполнения песни, ее сведение или творческую переработку (например, добавляет к записи сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, т.к. сэмплы и иные звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав. Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза , на которую у вас нет прав, ее автор может запретить использование записанной песни.
Все договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Миф 3.
Разрешено использовать чужие произведения в не коммерческих, а чисто ознакомительных целях.
Вы уже догадались — это тоже миф.
Понятия «ознакомительных целей» в законе не существует. Не имеет значения, в каких целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права. Не имеет значения получали ли вы при этом деньги или иную выгоду. Правообладатели в любом случае могут вас привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации за незаконное использование чужих объектов авторского права (до 5000000 рублей).

Миф 4.
Можно использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое произведение и не нарушить авторские права.
Увы и ах! Снова неверно.
Наложение текста и/или графики на чужие произведения — отдельное нарушение авторских прав. Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК).

Миф 5.
При покупке лицензионного носителя (например, CD), можно использовать его по своему усмотрению — перерабатывать, воспроизводить публично и т.д., ведь лицензия-то получена!
Опять мимо!
Покупка лицензионных дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.
Миф 6.
Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.
Огорчу вас, и это не совсем так!
Автором ремикса является его создатель. Это верно. Но использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может, не получив согласия на создание этого самого ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде.
Если права на создание ремикса у вас есть, то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.

Миф 7.
Разрешено использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем.
Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.
Сделаем выводы.
Всемирная паутина позволяет скачать любой музыкальный материал, но если вы собираетесь его использовать каким-либо оразом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина , получите разрешение хозяина! Создатели рекламных роликов, в которых используется музыка, обычно нанимают компорзитора и исполнителей, либо покупают права на использование готовых произведений в различных продакшн библиотеках. Например, в Росии крупнейшая библиотека BMRU располагает базой из 70 часов музыки для рекламы.

radiozvuk.com

Когда можно петь чужую песню (кавер) без разрешения автора?

Некоторые из Вас задумываются над тем, на каких условиях можно петь чужие песни на концерте в школе, на городском празднике, на конкурсе или фестивале? Насколько законно исполнение каверов без разрешения автора? Когда и как нужно получать разрешение от правообладателя — автора песни или артиста, исполняющего песню на радио? Что будет, если петь чужую песню без получения разрешения? Можно ли выкладывать чужие песни в своём исполнении в Ютубе (Youtube)?

А если Вы поёте чужие песни, но ни разу не задавались вопросом, насколько это законно, то совершенно зря! Сразу скажу, ответственность за исполнение песен без разрешения правообладателя (автора) очень суровая.

В этом вопросе очень много противоречивых мифов. Даже руководители музыкальных коллективов часто не знают реальные правила. Интернет полон голословных ответов «знатоков» и «экспертов».

Кто-то пишет, что можно свободно петь любые песни, которые уже пелись на радио (были обнародованы). Кто-то считает, что можно свободно петь чужие песни на городских праздниках, конкурсах и даже в ресторанах, в случаях, если артист сам не получает за это вознаграждение. Откуда берутся такие мифы, а вернее, непрофессиональные ответы – совершенно не понятно.

Всё это не имеет никакого отношения к реальности! Например, для некоммерческого исполнения действуют ровно те же правила, что и для коммерческого. И Вы можете получить ровно те же проблемы за нарушение законодательства, даже если не пытались заработать на своём пении.

Россия совсем недавно (по мировым стандартам) вступила на путь охраны авторских прав. Поэтому в большинстве случаев, действительно, никто не предъявляет претензий. Но это – только до случая. Претензии могут возникнуть неожиданно и в том числе за прошлые «грешки».

Если Вы не хотите, чтобы через пару-тройку лет Вам выкатили огромную сумму штрафа за незаконное исполнением чужих песен, то лучше знать правила. Как минимум понимать:

  • Какие разрешения нужно получить, чтобы исполнять песню, написанную не Вами?
  • Когда можно не получать разрешение на исполнение чужой песни?
  • В каких случаях можно законно не платить авторский гонорар при исполнении чужой песни?
  • Когда можно не указывать автора песни?
  • Давайте попробуем разобраться. Ответы на все эти вопросы можно найти в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Статей, которые придётся прочитать, достаточно много. Поэтому я выписал основные положения. Но если Вы хотите сами убедиться в достоверности изложенного, то прочитайте главы «70» и «71» ГК РФ.

    Указание автора произведения

    Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.

    При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.

    Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.

    Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.

    Внесение в песню изменений без разрешения автора

    Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).

    Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!

    Законное исполнение песни без разрешения автора

    На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:

    • Вы поёте в обычном кругу семьи, не выкладывая потом Ваше исполнение в Интернет (в Ютуб, Инстаграмм, ВК и т.п.).
    • Со смерти автора и с момента первого публичного исполнения песни прошло более 71 года (точнее — 70 лет, считая от 1 января года, следующего за годом смерти автора). Существуют также случаи, когда данный срок продлевается (для авторов участников ВОВ, и репрессированных авторов). Это правило действует, только если автор не запретил исполнение его песни в письменной форме, например, в завещании, что бывает крайне редко.
    • Вы «в живую» поёте песню в детском саду, школе, больнице, дет-доме, доме престарелых, или в иной образовательной, медицинской организации, организации социального обслуживания, или учреждении уголовно-исполнительной системы.
      Но! Во-первых, при этом Вы должны иметь непосредственное отношение к деятельности данной организации. То есть, быть учителем или учеником этой школы, врачом или пациентом этой больницы, и т.п. Во-вторых, исполнение песни не должно предусматривать коммерческих целей.
      Также это исключение не относится к премьерам песни – в данном случае речь идёт только о песнях, которые уже исполнялись (были обнародованы) ранее.
    • Вы исполняете песню во время официальной или религиозной церемонии, либо похорон. Здесь также действует правило, что песня не должна быть новой. Кроме того, песня может исполняться только в объёме, оправданном характером такой церемонии.
    • Вы поёте отрывок песни в качестве примера к какому-то рассказу в рамках образовательной теле- или радио-передачи. Например, в передаче о том, как нужно развивать голос. Этим исключением не стоит злоупотреблять. Закон позволяет исполнить песню только в необходимом объёме, оправданном учебной целью передачи. Здесь также речь идёт об уже исполненных ранее песнях.
    • Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!

      Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо обратитесь к юристу.

      Когда исполнение песни без разрешения автора или публикация песни в Интернет, например в Ютубе (Youtube) нарушают закон?

      Внимание! Во всех остальных случаях исполнения чужой песни (кавера) закон требует получение разрешения автора! Причём за нарушение этого правила предусмотрена суровая ответственность!

    • Без получения разрешения автора незаконно петь песню на публичных мероприятиях, в том числе городских праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Даже если Вы не получаете ни копейки за исполнение! И даже если Вы являетесь детским коллективом! Причём к публичным в данном случае относятся любые мероприятия, на которых присутствует кто-то кроме членов Вашей семьи.
      Соглашусь, что очень странная обязанность, получать разрешение автора для того, чтобы попеть известные песни с друзьями на кухне или в подъезде или у костра. Но закон есть закон. Лучше его не нарушать, даже когда он несовершенен.
    • Без получения разрешения автора незаконно петь песню даже на школьном конкурсе, если Вы не являетесь учеником или учителем этой школы.
    • Без получения разрешения автора нельзя выложить Ваше исполнении чужой песни в Интернет для публичного доступа. В том числе в Ютубе (Youtube), в социальных сетях. Тем более, если к аккаунту имеют доступ не только члены Вашей семьи. Даже если к Вашему аккаунту имеют доступ только друзья. Даже если само исполнение было законным (например, Вы пели песню дома или в своей школе), размещение этого исполнения в сети интернет всё-равно будет считаться нарушением.
    • И т.п.

    Что касается исполнения песен в караоке-клубах. Караоке-клубы вместе с приобретением музыкального контента получают соответствующие лицензии от правообладателей, которые регулируют возможность исполнения песен. Соответственно, продюсеры караоке-дисков уже урегулировали за Вас с авторами возможность исполнения песен. А караоке-клубы за Вас заплатили авторские гонорары. Так-что исполнение Вами песен в караоке без разрешения авторов – вполне законно. По крайней мере, отвечать перед автором будет владелец клуба. Но вот если Вы выложите Ваше исполнение в Интернет, например, в Ютуб, то это уже нарушение, за которое наступает Ваша ответственность!

    Если Вы участвуете в телевизионном конкурсе на федеральном канале, где предполагается исполнение чужих песен (каверов), то часто сами организаторы получают разрешение авторов на использование песни в конкурсе. Именно поэтому на таких конкурсах участнику часто предоставляется выбор песни из числа предложенных организаторами.

    Также важно понимать, что ограничения применяются, даже если Вы исполняете только отрывок из песни.

    Более того, во всех случаях, Вы не только обязаны получать разрешение автора на исполнение песни, но и выплачивать гонорар за это исполнение. Опять-таки, вне зависимости от того, получали ли Вы сами какие-то деньги за исполнение или пели на благотворительном концерте!

    Причём с претензиями к Вам может обратиться не только сам автор. Но ещё и Российское Авторское Общество (РАО).

    Можно ли не получать разрешение автора на исполнении песни, если я плачу авторский гонорар с исполнения?

    Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО. ?

    Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.

    Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.

    РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда сам исполнителем сам является автор песни. Вот так!

    А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.

    Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!

    Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.

    И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.

    Что будет, если не получать разрешение автора, исполняя чужие песни (или каверы)?

    Наверное, логичный вопрос, а что же бывает за исполнение чужой песни без разрешения автора или другого правообладателя? Может быть, нет смысла напрягаться? Ну, сделают замечание, тогда и исправимся?

    Нет. Всё намного серьёзнее. Замечанием могут не ограничиться. Статья 1301 ГК РФ предусматривает ответственность вплоть до 5 миллионов рублей за нарушение авторских прав. У Вас есть лишние 5 миллионов? За каждую песню?

    Я конечно, ни разу не видел, чтобы ребят из подземного перехода оштрафовали наследники Виктора Цоя. Да и на бардовских фестивалях все как-то спокойно поют чужие песни. Пока.

    Следует понимать, что отсутствие претензий сегодня, не гарантирует спокойную жизнь завтра. Сегодня, может быть, Вам ничего не сказали, а через пару лет, автор, его наследники, или артист, имеющий исключительную лицензию, решат поправить своё материальное положение, найдут запись в интернете или свидетелей и…. за всё, что было Вами спето без разрешения… 5 миллионов рублей. Оно Вам нужно?

    Поэтому рекомендую с авторскими правами не шутить!

    Как получить разрешение автора?

    Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.

    Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.

    Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.

    Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.

    Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.

    Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.

    Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.

    Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы. Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.

    Исполнение моих песен

    Что касается моих песен. Информацию о правах я размещаю на персональных страничках песен на своём сайте olhanskiy.ru .

    На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.

    На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.

    Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.

    Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.

    olhanskiy.ru

    Можно ли мне исполнять чужие песни?

    Здравствуйте! Я певица и хочу исполнять песни популярных исполнителей и групп. Скажите, не будет ли у меня проблем с законодательством?

    03 Апреля 2016, 20:09 Ева, г. Москва

    Ответы юристов (3)

    Я певица и хочу исполнять песни популярных исполнителей и групп. Скажите, не будет ли у меня проблем с законодательством?

    Стоит петь все, что угодно, если вы не зарабатываете деньги на чужих музыкальных композициях, исполняя произведения публично для неопределенного круга лиц. А если же вы поете в караоке клубе для друзей и личного пользования, для ограниченного круга лиц — то бишь для некоммерческого использования в личных целях — в кругу друзей,

    Есть вопрос к юристу?

    Главный момент -платность. Если вы за это ничего не получаете то можно петь, если планируете зарабатывать то нужно разрешение от РАО либо от самих исполнителей

    Можно исполнять чужие песни, если у Вас есть на это разрешение от правообладателей. Иными словами, при исполнении чужих песен у Вас не должно быть проблем с законом. но только если Вы будете при этом действуете в соответствии с этим самым законом и получили все необходимые разрешения.

    Ответы Лады и Азизбека, что главным моментом является платность, не имеют никакого отношения к законодательству. Этот вопрос регулируется Главой 70 Гражданского кодекса РФ. Почитайте — там ровным счётом ничего про платность не сказано.

    Не важно, извлекаете ли Вы выгоду из своего выступления или нет, поёте только для друзей или на огромном стадионе, Вы всегда должны иметь разрешение автора (или артиста, которому автор передал исключительные права). При этом, даже если Вы получили разрешение на исполнение от автора, это не освобождает от обязанности оплатить гонорар в Российское Авторской Общество (РАО).

    Исключений из этих правил очень мало. Не нужно спрашивать разрешение у наследников автора, если он умер более 70 лет назад (и не написал в завещании, что запрещает петь его песни). Можно исполнять чужие песни в школе, если Вы ученица или учитель этой школы, в больнице, если Вы пациент или доктор, (про тюрьму пропущу, надеясь, что Вы не отбываете. ). Есть ещё несколько случаев, но Вас они, скорее всего, не касаются (Вы не поёте на похоронах?).

    То, что коллеги тут написали, что можно «для некоммерческого использования в личных целях — в кругу друзей» тоже не соответствует действительности. ГК РФ даёт определение существенно более узкого круга, при котором можно не получать разрешение автора — это только обычный круг Вашей семьи. То есть, можно не получать разрешение автора и не выплачивать гонорар, если Вы поёте чужие песни в кругу людей, с которыми Вы «обычно» (постоянно) проживаете и ведёте совместное хозяйство. Друзья под такое исключение не подходят.

    Но лучше хотя бы один раз прочитать 70-ю Главу ГК РФ. Там всё по-русски написано. Быть юристом, для того, чтобы понять основные правила, совсем не обязательно. Потому что, если Вы будете на веру пользоваться «бесплатными советами юристов», аналогичными тем, которые Вам были даны Азизбеком и Ладой, то можете сильно пострадать. Штраф за нарушение авторских прав может доходить до 5 млн.рублей.

    Что касается ответа про «караоке». В караоке за Вас разрешение должны были получить владельцы караоке. А за них производители караоке-сборников. Насколько я понимаю, Ваш вопрос не про караоке.

    Пугаться просить разрешения у авторов не стоит. Большинство из них готово предоставить разрешение бесплатно.

    Автора произведения можно узнать на сайте РАО (http://rao.ru). Там в разделе «Информация/Реестры» есть Реестр произведений российских правообладателей. Вот прямая ссылка, если не сменилась. rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/informatsiya/reestry/reestr-proizvedenij-rossijskikh-pravoobladatelej .

    Контакты автора можно поискать в интернет. Если не нашли, попробуйте найти через основного исполнителя. Если совсем не получается найти автора, то можно попробовать обратиться в РАО. Там обычно имеются контакты.

    Разумеется, кто-то Вам скажет, что в России никто особо не «парится» и поёт чужие песни без разрешения. И будет прав. Но ведь Ваш вопрос был про закон? При исполнении песен без разрешения автора (или правообладателя, которому автор передал свои права) у Вас могут возникнуть очень существенные проблемы с законом.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    pravoved.ru

    Права на исполнение чужих песен

    Вчера в FB у Бориса Барабанова возникла дискуссия в его посте о том, что Мортен Харкет не пел на своем последнем концерте ни единой песни из репертуара A-HA, где отслужил вокалистом и автором песен многие и многие годы. Кто-то предположил, что у него какие-то проблемы с остальными бывшими участниками знаменитой норвежской группы и он не имеет лицензии на исполнение хитов, которые пел более 20 лет в каждом туре A-HA и в своих сольных турах.

    Я был уверен, основываясь на изучении принципов авторского права, что исполнители имеют право петь какие угодно песни, однако организаторы концертов обязаны выплачивать авторские за все исполняемые произведения. То есть группа TRAVIS исполнявшая в туре 2000 года у меня на глазах песню AC/DC “Back in Black” не должна была никого предупреждать заранее о намерении играть именно эту вещь из супер-успешного альбома 80 года выхода продавшегося тиражом в 22 миллионов копий только в США. Но организатор по окончании концерта вместе с деньгами отправляет в авторское общество (в германии это GEMA) еще и список прозвучавших песен, согласно которому GEMA переводит деньги в общество защиты прав на публичное исполнение, а те уже перебрасывают авторам Малькольму и Ангусу Янгам и Брайану Джонсу.

    Оказывается, все не совсем так. Лицензии на исполнение произведений разных авторов обычно имеются у концертных площадок как стандарт для ведения бизнеса с использованием любой живой музыки. В Америке лицензии на использование произведений написанных ранее (то есть я так думаю, что импровизационные штуки не попадают под эти законы) площадки приобретают заранее и платят ежегодно – взносы у них там пропорциональны объему площадки и стоимости билетов.

    Артистам беспокоится не нужно, кроме вопроса на наличие лицензии от общества по защите прав авторов.

    Российское Авторское Общество тоже предоставляет разные формы работы:

    в случае, если у площадки и организатора нет договора с РАО (а других организаций в этой сфере в РФ нет), то договор по идее должен с РАО заключать сам исполнитель. Хотя РАО не указывает в списке возможных покупателей лицензий исполнителей.

    Буквально недавно я пел на концерте песню Брюса Спрингстина. Интересно, какие мне нужно было бы предпринять действия, чтобы петь его песню “DANCING IN THE DARK” без нарушения закона?

    Американская организация ASCAP защищающая права Брюса Спрингстина как автора тоже не предлагает исполнителям подписывать с ними договор. Только площадки и другие формы бизнеса.

    В каталоге ASCAP среди исполнителей упомянутой песни Спрингстина есть и RUTH MOODY – вот как она поет свою версию этой песни в 2012 году

    www.atmoravi.ru

    Смотрите еще:

    • Приказ министра обороны 39 Приказ Министра обороны РФ от 21 августа 2001 г. N 369 "О порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и […]
    • Тамбовское региональное отделение ассоциации юристов россии Тамбовское региональное отделение Общероссийскойобщественной организации“Ассоциация юристов России” В начале апреля 2005 года состоялась встреча президента Российского союза юристов, председателя Счетной […]
    • Барщевский если открылось наследство Барщевский если открылось наследство 3676. Акатов А.А. Понятие и значение юридических фактов (составов) в советском наследственном праве. - Саратов: Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского, 1987. - […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.