Закон об электронном обороте

Закон об электронном обороте

Федеральный закон «Об электронном документе»

(Проект)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ

1. Обоснование необходимости принятия Федерального закона

Использование электронной формы документов в различных сферах гражданского общества в последние годы вошло в повседневную практику, однако процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях и нуждается в решении правовых проблем.

В развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, в банковских. коммерческих, научных сферах, в сфере государственного управления широко используется электронный документооборот.

В различных странах, в том числе и странах Европейского Союза, приняты законы «Об электронном документе», принят такой закон и в Республике Беларусь в 2000 году. В Российской Федерации правовые вопросы требуют решения на федеральном уровне.

2. Общая характеристика и основные положения законопроекта

Проект федерального закона «Об электронном документе» призван заложить основы правового обеспечения использования электронных документов в гражданском обороте и сфере государственного управления. Документ в электронной форме отображения, т.е. электронный документ существенным образом отличается от привычной формы представления документа на бумажных носителях и не во всех случаях обладает юридической силой.

Законопроект закрепляет правовой статус электронного документа, определяет основные требования к электронным документам в электронном документообороте. устанавливает норму о признании электронных документов равносильными письменным документам в бумажной форме, определяет порядок хранения электронных документов.

Законопроектом устанавливаются требования к порядку обмена электронными документами, закреплена процедура подтверждения подлинности электронного документа, установлена ответственность при использовании электронных документов.

Представленный законопроект содержит 4 главы и 12 статей.

В первой главе определяются сфера действия и терминология закона.

Во второй главе определены требования к электронным документам, юридическое значение электронных документов и порядок хранения.

В третьей главе установлены требования к порядку обмена электронными документами и ответственность участников обмена.

В четвертой главе содержатся заключительные положения.

3. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению, или принятию в связи с принятием данного закона

Принятие Федерального закона «Об электронном документе» не потребует изменений в действующем законодательстве Российской Федерации.

4. Финансово-экономическое обоснование

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации

www.dzyalosh.ru

Проект ФЗ N 39828-8 «Об электронном документе»

Внесен депутатом ГД В.Я.Коммисаровым 20 декабря 2000г. и рассмотрен Советом ГД 19 марта 2002г.

Ответственный по работе над законопроектом — Комитет по информационной политике, в который направляются замечания и предложения до 20 апреля 2002г.

Проект включен в программу весенней сессии 2002г. (на май)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Д У М А
КОМИТЕТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Совет Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы В.Я.Комиссаровым внесен проект федерального закона N39828-3 «Об электронном документе».

Законопроект регулирует особенности использования электронных документов, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также устанавливает правовое положение электронных документов в системе документооборота.

Прошу назначить ответственным за работу над законопроектом N39828-3 «Об электронном документе» Комитет Государственной Думы по информационной политике.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Д У М А
Комитет по информационной политике

«О проекте федерального закона N39828-3
«Об электронном документе», внесенном депутатом Государственной
Думы В.Я.Комиссаровым

Рассмотрев проект федерального закона N39828-3 «Об электронном документе», Комитет Государственной Думы по информационной политике решил:

1. Направить проект федерального закона на рассмотрение Совета Государственной Думы.

2. Предложить направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, замечаний и предложений.

3. Предложить направить указанный законопроект в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения по законопроекту.

4. Предложить назначить ответственным по работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по информационной политике.

5. Отзывы, замечания и предложения направлять в ответственный Комитет до 20 апреля 2002 года.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПУТАТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
2000-2003

Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезневу

Уважаемый Геннадий Николаевич!

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы вносится проект Федерального закона «Об электронном документе».

Прошу Вас назначить ответственным Комитетом — Комитет по информационной политике.

  • текст законопроекта на 7 листах;
  • пояснительная записка;
  • финансово-экономическое обоснование;
  • проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении.
  • Вносится депутатом
    Государственной Думы
    В.Я.Комиссаровым.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    Об электронном документе

    Глава 1.
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    С т а т ь я 1. Сфера применения

    Настоящий Федеральный закон регулирует особенности использования электронных документов гражданами Российской Федерации или зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также устанавливает правовое положение электронных документов в системе документооборота.

    С т а т ь я 2. Определения

    Для целей настоящего Закона применяются следующие юрмины и определения:

    а) электронный документооборот — система составления, использования, хранения и обмена электронными документами с использованием электронных средств массовых коммуникаций;

    б) электронный документ — форма подготовки, отправления, получения или хранения информации с помощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе;

    в) составитель (электронного документа) — физическое или юридическое лицо, составившее или от имени которого составлен электронный документ с использованием электронных технических средств (за исключением лица, действующего в качестве посредника в отношении передачи этого электронного документа);

    г) посредник (в отношении передачи конкретного электронного документа) — лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронный документ или оказывает другие услуги в отношении передачи электронного документа с использованием электронных технических средств.

    С т а т ь я 3. Законодательство в сфере использования электронных документов

    Законодательство об использовании электронных документов является частью правовой системы Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    Глава II.
    ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

    С т а т ь я 4. Электронный документ

    1. Информация, зафиксированная на электронном материальном носителе, признается электронным документом, если она:

  • создается, обрабатывается, хранится и передается с помощью электронных технических средств;
  • подписана с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством;
  • может быть представлена в форме, пригодной ддя восприятия человеком, не обладающим специальными техническими навыками;
  • если при его составлении, хранении, передаче использован предусмотренный государственными или меяздународными стандартами либо соглашением сторон способ, позволяющий достоверно идентифицировать составителя электронного документа.
  • 2. Электронный документ должен быть доступным для его последующего использования.

    3. При необходимости предъявления электронного документа, этот документ должен быть продемонстрирован лицу, имеющему полномочия требовать его предъявления.

    С т а т ь я 5. Действительность электронного документа

    Электронный документ, составленный, передаваемый либо хранимый с соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом требовании, обладает юридической силой, одинаковой с письменным документом.

    С т а т ь я 6. Доказательственная сила договоров

    При оценке электронных документов в качестве доказательств возникновения правоотношения учитывается надежность способа, с помощью которого подготавливался, хранился или передавался этот электронный документ, надежность способа, с помощью которого обеспечивалась целостность информации, способа, при помощи которого идентифицировался его составитель, и любой другой соответствующий фактор.

    С т а т ь я 7. Подпись

    Электронный документ признается подписанным, если при его подписании использован какой-либо аналог собствен норучной подписи. предусмотренный федеральным законом (электронная цифровая подпись), и если использован предусмотренный государственными или международными стандартами либо соглашением сторон способ для идентификации подписавшего лица и указание на то, что это лицо согласно с информацией, содержащейся в электронном документе, и добровольно подписывает электронный документ.

    С т а т ь я 8. Защита электронных документов

    Электронный документ должен создаваться, обрабатываться, храниться и передаваться с помощью электронных технических средств с соблюдением необходимой степени защиты, позволяющей гарантировать предотвращение несанкционированных воздействия, разглашения и доступа к защищаемой информации с целью ее уничтожения, модификации, искажения, копирования, блокирования, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, государственными или международными стандартами либо соглашением сторон.

    Все персональные данные, к которым стороны имеют доступ в рамках осуществления электронного документооборота, должны быть защищены необходимыми гарантиями сохранения конфиденциальности персональных данных согласно действующему законодательству Российской Федерации.

    Каждая сторона обязана соблюдать процедуры и предпринимать меры по защите от несанкционированного доступа к электронным документам.

    При хранении электронного документа должна сохраняться информация, которая позволяет установить происхождение и назначение электронного документа, а также дату и время его отправления или получения.

    С т а т ь я 9. Подлинность электронного документа

    Электронный документ признается подлинным, если:

  • документ в действительности создан тем лицом, которое считается его автором;
  • в документ не вносились изменения с момента подготовки документа в окончательной форме в виде электронного документа, за исключением обычных изменений, происходящих в процессе демонстрации, хранения и использования документа.
  • С т а т ь я 10. Оригиналы электронного документа

    В подлинном виде электронный документ существует только в виде записи информации, составляющей электронный документ, на машинном носителе. Все экземпляры электронного документа, зафиксированные на машинном носителе и идентичные друг другу, являются оригиналами.

    С т а т ь я 11. Копии электронного документа и их удостоверение

    1. Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном носителе либо отделимом от машинного носителя объекте в понятной для визуального обозрения и пригодной для восприятия человеком форме.

    2. Бумажной копией электронного документа является надлежащим образом, удостоверенная внешняя форма представление электронного документа на бумажном носителе.

    Бумажные копии должны содержать указание на то, что они являются копиями электронного документа.

    3. Удостоверение внешней формы электронного документа, зафиксированной на бумажном носителе, может осуществляться нотариусом или иным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия.

    Глава III.
    ОБМЕН ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

    С т а т ь и 12. Отравление электронных документов

    1. Электронный документ может быть отправлен:

  • составителем электронного документа;
  • лицом, уполномоченным действовать от имени составителя электронного документа в отношении данного электронного документа;
  • информационной системой, запрограммированной функционировать и автоматическом режиме от имени составителя.
  • 2. Электронный документ должен быть представлен в форме, позволяющей получателю электронного докуменга хранить и воспроизводить документ.

    3. Электронный документ считается неотправленным, если получатель знал о том, что:

  • лицо, представленное в документе его составителем, в действительности не является инициатором составления или отправления электронного докуменга;
  • документ получен с искажениями.
  • 4. Электронный документ считается неполученным, если лицо, получившее документ, в действительности не является тем получателем, которому данный документ был адресован или для которого данный документ предназначался по замыслу отправителя.

    С т а т ь я 13. Время и место отправления и получения электронного документа

    1. Если соглашением сторон не предусмотрено иное, моментом отправления электронного документа считается момент, когда электронный документ поступает в информационную систему, находящуюся вне контроля отправителя или лица. которое отправило электронный документ от имени отправителя.

    2. Если соглашением сторон не предусмотрено иное, моментом получения электронного документа/является момент, когда электронный документ поступает в информационную систему получателя, если получатель указал информационную систему для цели получения таких электронных документов, либо, если подобная информационная система не указана, момент извлечения электронного документа получателем из информационной системы.

    Глава IV.
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    С т а т ь я 14. Вступление в силу и реализация настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    3. Поручить Правительству Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти принять нормативные правовые акты» обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    К проекту Федерального закона «Об электронном документе»

    Современное развитие телекоммуникационных технологий и средств вычислительной техники позволили осуществлять документооборот в более ускоренном и широкомасштабном режиме, однако, правовой базы по данному вопросу в России не существует. Обмен документами с использованием электронных средств массовых коммуникаций имеет свои особенности, требующие отдельного регулирования.

    Так, в законодательстве необходимо специально оговорить требования, предъявляемые к обеспечению сохранности электронных документов, которыми стороны обмениваются при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, требования, предъявляемые к электронным документам, в целях придания им юридической силы, требования, предъявляемые к защите электронных документов от несанкционированного доступа.

    Вышеперечисленные вопросы нашли свое отражение в законопроекте. Кроме того, при разработке законопроекта учитывался опыт зарубежных стран в создании аналогичных законодательных актов.

    Законопроект также решает вопрос о правовом положении электронных документов, обмен которыми осуществляется с использованием новейших технических средств, придавая подобным документам силу документов, составленных в письменной форме и разрешая ссылаться на такие сделки в качестве доказательства установления правоотношений.

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    К проекту Федерального закона «Об электронном документе»

    Проект Федерального закона «Об электронном документе» вводит правовые основы регулирования особенностей использования электронных документов в Российской Федерации, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также устанавливает правовое положение электронных документов в системе документооборота.

    Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

    Вносится депутатом
    Государственной Думы
    В.Я.Комиссаровым.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

    Об электронном документе

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

    1. Принять в первом чтении проект федерального закона «Об электронном документе», внесенный депутатом Государственной Думы В.Я.Комиссаровым.

    2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

    Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет по информационной политике в течение 30 дней со дня принятия настоящего постановления.

    3. Комитету по информационной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думой во втором чтении.

    4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

    Председатель Государственной Думы
    Федерального Собрания
    Российской Федерации

    ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N.
    заседания Совета Государственной Думы
    (19 марта 2002 года)

    О проекте федерального закона N39828-3 «Об электронном документе» (внесен депутатом Государственной Думы В.Я.Комиссаровым)

    Блок «Государственное строительство и конституционные права граждан»

    1. Направить проект федерального закона N39828-3 «Об электронном документе» в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

    2. Назначить ответственным по работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по информационной политике, в который направляются отзывы, предложения и замечания до 20 апреля 2002 года.

    3. Комитету Государственной Думы по информационной политике подготовить указанный законопроект к рассмотрению на заседании Государственной Думы.

    4. Включить проект федерального закона N39828-3 «Об электронном документе» в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2002 года (на май).

    www.libertarium.ru

    ФЗ об электронном документообороте

    Область электронного документооборота активно развивается, в связи с этим появляется необходимость в постоянном дополнении и усовершенствовании законодательства относительно данной деятельности. Нормативно-правовые акты определяют работу операторов электронного документооборота, а также устанавливают основания, согласно которым соответствующая документация, заверенная цифровой подписью, является равнозначной документам на бумаге.

    Сфера документооборота регламентируется следующими законодательными актами:

  • Налоговой Кодекс РФ;
  • Указ Минфина России от 10.11.2015 № 174H «Об утверждении Процедуры выставления и получения счетов-фактур в соответствующей форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи»;
  • Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
  • Использование такого рода ведения бизнеса позволяет решать не только текущие вопросы, но и быстро осуществлять безопасные сделки с учреждениями-партнерами. А также упрощается порядок предоставления отчетности в контролирующие службы, так как вся документация может передаваться в любой момент через сеть Интернета.

    Описание закона о переходе на электронный документооборот

    Электронный документооборот (ЭДО) — это механизм автоматических процессов обработки электронной документации, осуществляющий концепцию «безбумажного делопроизводства». Основным элементом данного процесса является электронный документ, который создается с помощью средств компьютерной обработки сведений и хранящийся в виде файла того или иного формата на машинном носителе.

    Вид ЭДО зависит от специфики учреждения:

    • промышленный ЭДО;
    • административный;
    • архивированное дело;
    • профессиональный;
    • счетоводный;
    • складской;
    • технологичный;
    • секретный и конфиденциальный ЭДО.
    • В связи с тем, что все больше учреждений стремятся внедрить у себя систему ЭДО, для повышения эффективности использования рабочего времени, Правительством России было принято решение разработать отдельный законодательный акт. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ был принят членами Госдумы 25 марта 2011 года и одобрен Советом Федерации 30 марта того же года.

      Настоящий Федеральный закон регламентирует взаимоотношения в сфере применения цифровых подписей и документооборота при совершении гражданско-правовых сделок, оказании общегосударственных и муниципальных услуг, а также при исполнении иных государственных функций.

      Текст Федерального настоящего законопроекта состоит из 20 статей:

      • статья 1. Область действия закона;
      • ст 2. Основные определения, используемые в данном законопроекте;
      • ст 3. Законодательное регулирование отношений в сфере применения документооборота в сети Интернет;
      • ст 4. Правила применения электронного документооборота;
      • ст 5. Виды ЭДО;
      • ст 6. Принципы признания электронного документооборота, подписанного цифровой подписью, равнозначным документам на бумажном носителе;
      • ст 7. Признание электронных подписей на межнациональном уровне;
      • ст 8. Полномочия федеральных служб исполнительного правления относительно соответствующего документооборота;
      • ст 9. Применение простого ЭДО;
      • ст 10. Права и обязанности соучастников электронного взаимодействия в сфере документооборота;
      • ст 11. Признание квалифицированной электронной подписи;
      • ст 12. Средства соответствующей подписи;
      • ст 13. Засвидетельствующий центр;
      • ст 14. Свидетельство относительно проверки;
      • ст 15. Аккредитованный засвидетельствующий центр;
      • ст 16. Полномочия центра;
      • ст 17. Квалифицированное свидетельство;
      • ст 18. Выдача соответствующего свидетельства;
      • ст 19. Итоговые положения закона;
      • статья 20. Вступление в законную силу Федерального закона № 63.
      • Важно! Сам по себе документ, созданный в электронном виде на компьютере, не является юридически значимым. Он обретает законодательную значимость только с помощью цифровой подписи, которая является аналогом собственноручной подписи.

        Скачать текст ФЗ

        Систем документооборота может быть столько же, сколько существует подвидов деятельности. При необходимости автоматизировать можно любую частную документацию.

        Преимущества использования цифрового документооборота:

      • однократное регистрирование акта, которое позволяет безошибочно идентифицировать его в соответствующей системе;
      • одновременное выполнение нескольких операций, с помощью которых можно сократить время движения документа и повысить оперативность исполнения;
      • непрерывное движение акта, что дает возможность быстро выявить ответственного за его исполнение в любой момент процесса;
      • общая база, которая не позволяет дублировать документы;
      • результативный и оперативный поиск документации, даже при наличии минимальных сведений;
      • эффективная система отчетности, которая позволяет контролировать движение документа на любом этапе документооборота.

      Скачать Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ в последней редакции по ссылке.

      Еще вы можете изучить текст закона о почтовой связи по ссылке:

      Изменения в законе о документообороте

      В конце 2015 года был принят Федеральный закон № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ««Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ», вступающих в законную силу с 31.12.2017 года.

      Изменениям и поправкам подверглись следующие статьи:

      Статья 6 часть 3.1

      Дополнить текст новой редакции: «Федеральными актами предусмотрено, что документ обязательно должен подписываться несколькими лицами тем видом подписи, который установлен законодательством РФ».

      Статья 8

      Согласно нововведениям пункт 1 части 5 ст 8 изложить в следующей редакции: «По согласованию с уполномоченной федеральной службой, устанавливаются нормы и требования к форме квалифицированного свидетельства и принципы владения ключом электронной подписи, а также документооборота».

      Ст 12 часть 1 пункт 3

      Данная статья была дополнена следующим текстом: «Разрешение на создание цифровой подписи в формате, регламентированным федеральной службой исполнительного правления. Функции, осуществляющие выработку и реализацию общегосударственной политики и законодательное регулирование в области информационных технологий».

      Статья 13 часть 1 п 1.1

      Согласно новой редакции закона, проверку данного документооборота осуществляют в соответствии с основными принципами подтверждения владения ключом электронной подписи.

      Статья 16

      Опубликовать пункт 3 части 3 в новой редакции: «Средства электронной подписи, а также средства засвидетельствующего центра должны устанавливать и подтверждать действительность квалифицированного свидетельства на момент подписания соответствующего документа».

      Статья 17

      Часть 2.1, Федерального закона о документообороте, дополнить следующим текстом: «Операторы общегосударственных и муниципальных информационных систем, предусмотренные нормативно-правовыми актами, не имеют право требовать наличие в квалифицированном свидетельстве сведений, которые могут огранить его применение в других информационных системах».

      Если ФЗ о документообороте через сеть Интернета не учитывает требования и правила для конкретной отрасли, или учреждение планирует внести отдельную деятельность, то в таком случае организация может создать собственную корпоративную информационную систему. Ведь данная система была создана для упрощения работы предприятий при заключении различных сделок. Поэтому в данной документации должны содержаться не только принципы, но и приложения, регламентирующие корпоративный электронный документооборот.

      210fz.ru

      Смотрите еще:

      • Договор займа и налог на прибыль Налоговые последствия беспроцентных займов На правах рекламы Информация о компании КСК ГРУПП КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число […]
      • Правила 90 дневная диета раздельного питания Диета 90 дней раздельного питания Рейтинг диеты на 90 дней Итого: 90 дневная диета раздельного питания дает хорошие, продолжительные результаты. Плюсы: эффективная, разнообразная по питанию, легко […]
      • Общество по защите прав потребителей в гомеле Защита прав потребителей Гомельская область Гомельская городская организация общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Бешенко Людмила Ивановна 246050, г. Гомель, ул. Жарковского, […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.