Закон понятие и признаки виды законов

Закон, признаки и виды.

Закон — в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения.

В человеческом обществе закон устанавливает формальный режим, который упорядочивает виды человеческой деятельности и человеческие отношения путём систематического применения силы со стороны политически организованного общества.

Закон — это общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения.

1. Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2. Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3. Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4. Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы.

6. Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Выделяют три категории законов: конституционные, органические и ординарные.

Конституционные законы — это законы о пересмотре конституции.

Органические законы — это законы, принимаемые парламентом в областях, установленных конституцией, а также в областях, для которых конституция предусматривает принятие органических законов. Области, для которых не предусматривается принятие конституционных или органических законов, регламентируются ординарными законами.

Конституционные, органические и ординарные законы характеризуются специальными процедурами принятия.

Органические законы являются нижестоящей категорией по отношению к конституционным законам и вышестоящей категорией по отношению к ординарным законам. Они отличаются по содержанию и количеству голосов, необходимых для их принятия. Органические законы, являясь продолжением конституционных норм, разрабатываются только для специально предусмотренных законодателем областей.

Ординарные законы являются правовыми источниками и регламентируют общественные отношения, которые относятся к различным институтам и отраслям права. Они подвержены меньшему количеству конституционных ограничений и действуют в любой области общественных отношений, за исключением областей, регулируемых конституционными и органическими законами. Поэтому необходимо, чтобы ординарные законы были совместимы с органическими законами.

Ординарные законы не могут вносить изменения, признавать утратившими силу или приостанавливать действие органических законов, в то время как органическими законами можно вносить изменения, признавать утратившими силу и приостанавливать действие ординарных законов.

lawbook.online

Понятие, признаки и виды законов

Законэто нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

— предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— сроку действия (постоянные законы и временные);

— характеру (текущие и чрезвычайные);

— сферам действия (общефедеральные и региональные);

— содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

— степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные актыэто изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов.

1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.)

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

studme.org

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право
  • Закон: понятие, признаки, виды

    Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

    • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
    • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
    • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
    • Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

      Виды законов

      В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

      Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

      К ним, в частности, относятся законы:

    • о военном положении;
    • о чрезвычайном положении;
    • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
    • об изменении статуса субъекта РФ;
    • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
    • о референдуме;
    • о судебной системе;
    • о судах основного звена;
    • о Конституционном Суде РФ;
    • о Верховном Суде РФ;
    • о Высшем арбитражном суде РФ;
    • о Конституционном собрании РФ.
    • Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

      Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

      Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

      Виды законов по сроку действия:

    • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
    • Виды законов по содержанию:

    • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
    • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
    • Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

      По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

      www.grandars.ru

      Рубрикатор

      Закон: понятие, признаки, виды.

      Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      Признаки закона: принимается только органом законодательной власти или референдумом; принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса; регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения (например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.); обладает высшей юридической силой, т.е. все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.

      Именно эти признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем также в строго установленном порядке.

      1.По юридической силе:

      конституция – это основной закон государства (республики в составе федерации). Это основополагающий, учредительный политико-правовой акт. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства;

      конституционные законы – конкретизируют и дополняют конституцию (ФКЗ «О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Судебной системе РФ» и др.)

      обычные законы (федеральные) – регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов, текущих законов. Обычные законы в свою очередь подразделяются на кодифицированные и текущие:

      Кодекс–это нормативно-правовой акт, который содержит общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

      Текущий закон – это нормативно-правовой акт, который регулирует отдельные стороны политики, экономики, культуры.

      законы субъектов федерации (республиканские) – издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются только на территорию субъекта.

      2.По сроку действия: постоянные законы; временные законы.

      3.По объему и объекту регулирования: общие законы (кодексы); специальные – регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О милиции», «О залоге» и др.).

      Все законы независимо от их вида подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило: неопубликованные законы не могут применяться.

      4. по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.

      ifreestore.net

      Закон понятие и признаки виды законов

      Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      Признаки закона (из определения):
        1. принимается только органом законодательной власти или референдумом;
        2. порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
        3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
        4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
        5. регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

        Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

        Виды законов:

        1) по их юридической силе:

        • Конституция РФ,
        • федеральный конституционный закон,
        • федеральный закон,
        • закон субъектов Федерации;

        2) по субъектам законотворчества:

        • принятые в результате референдума;
        • принятые законодательным органом;
          • конституционные,
          • административные,
          • гражданские,
          • уголовные и т.п.;
          • 4) по сроку действия:

            • постоянные;
            • временные;
            • 5) по характеру:

              • текущие;
              • чрезвычайные;
              • 6) по сферам действия:

                • общефедеральные;
                • региональные;
                • 7) по содержанию:

                  • экономические,
                  • бюджетные,
                  • социальные,
                  • политические и т.п.;
                  • 8) по степени систематизации:

                    • обычные,
                    • кодификационные — ГК РФ, УК РФ и т.д.;
                    • 9) по объему регулирования:

                      • общие,
                      • специальные и т.д.
                      • jurkom74.ru

                        Смотрите еще:

                        • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
                        • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
                        • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.