Закон рекламе 2014

Путин подписал закон о запрете рекламы на платных телеканалах

Президент России Владимир Путин 21июля подписал закон о запрете рекламы на платных телеканалах. Об этом сообщается на официальном портале правовой информации.

Закон вступит в силу 1 января 2015 года.

Поправки к закону «О рекламе» о недопустимости распространения рекламы в телепрограммах, передачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации в начале июля.

Материалы по теме

Эфир на выживание

Согласно закону, это требование не касается общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, распространяемых посредством наземного эфирного вещания. Таким образом, реклама запрещается на платных кабельных и спутниковых телеканалах, а также на каналах, транслирующихся в интернете.

Роскомнадзор составил список из 1,4 тысячи платных телеканалов, на которых, по новым законодательным требованиям, будет запрещено распространение рекламы.

Список составлен ведомством по итогам анализа вещательных лицензий. Он включает в себя «уникальные платные телеканалы», не распространяющиеся в эфире и подпадающие под действие принятого закона. Из оказавшихся в «безрекламном» реестре около 300 каналов являются федеральными, то есть распространяются в большинстве регионов России.

В то же время Президентский совет по правам человека (СПЧ) выступил против этого закона. По мнению СПЧ, поправки монополизируют рынок телевизионной рекламы и неизбежно повлекут за собой не только повышение абонентской платы, но и закрытие многих телеканалов.

lenta.ru

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; 2007, N 30, ст. 3807; 2009, N 39, ст. 4542; N 52, ст. 6430; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4566, 4590; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 19, ст. 2325; 2014, N 23, ст. 2928) следующие изменения:

1) части 3 1 — 3 3 статьи 14 признать утратившими силу;

а) части 5 2 — 5 5 признать утратившими силу;

б) часть 5 7 изложить в следующей редакции:

«5 7 . В случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается не состоявшимся и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса.»;

в) часть 5 8 дополнить предложением следующего содержания: «Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.»;

г) в части 6 слова «частями 5 1 — 5 5 » заменить словами «частью 5 1 «;

д) в части 9 слова «частях 5 — 7» заменить словами «частях 5, 6, 7»;

е) часть 9 1 признать утратившей силу;

ж) в части 9 2 слова «частей 5 1 , 5 2 , 5 5 — 5 7 и 9 1 » заменить словами «частей 5 1 , 5 6 , 5 7 «;

з) в пункте 2 части 11 слова «частях 5 — 7» заменить словами «частях 5, 6, 7»;

и) в пункте 6 части 15 слова «частями 5 1 — 5 7 и 9 1 » заменить словами «частями 5 1 , 5 6 , 5 7 «;

к) часть 17 дополнить предложением следующего содержания: «Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.»;

в пункте 5 слова «частями 5 1 — 5 7 » заменить словами «частями 5 1 , 5 6 , 5 7 «;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) в случае нарушения требований, установленных частью 9 3 настоящей статьи.»;

м) пункт 6 части 20 признать утратившим силу;

3) пункт 10 части 2 статьи 33 признать утратившим силу;

4) часть 10 статьи 36 признать утратившей силу.

Признать утратившими силу:

1) подпункт «г» (в части дополнения частями 5 2 — 5 5 ), абзац второй подпункта «е» и подпункта «к» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3807);

2) Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 354-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14, 33, 36 Федерального закона «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6430);

3) подпункт «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2325).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

rg.ru

Закон рекламе 2014

На рынок рекламы вернулись практически все крупные игроки платного ТВ. По оценке сотрудников двух медиахолдингов, рекламу вновь размещают платные каналы, которые до 2015 г. контролировали более 70% этого рынка. Эти каналы работают под брендами Discovery (в России это совместное предприятие одноименного американского холдинга и «Национальной медиа группы»), «Цифровое телевидение» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелекома»), «НТВ плюс» (входит в «Газпром-медиа»), РБК ТВ, «Цифровое телесемейство» (принадлежит «Первому каналу») и Viasat. Каналы последней группы с февраля вновь начал продавать крупнейший в России телевизионный селлер Vi.

При этом в России с начала 2015 г. действует прямой запрет на рекламу на платных каналах. Необходимость введения такого запрета автор соответствующих поправок в закон о рекламе депутат Госдумы Илья Зотов в 2014 г. объяснял нарушением прав потребителей: «Сначала зрители платят за сам канал. А потом еще вынуждены смотреть на нем рекламу. Так быть не должно». В пояснительной записке к проекту также указывалось, что федеральные эфирные каналы, которые зарабатывают только на рекламе, находятся в неравной конкуренции с платным ТВ, у которого два источника доходов. Сотрудники крупных медиакомпаний тогда говорили «Ведомостям», что запрет пролоббировали крупные вещатели, которым не нравилось, что платные каналы отнимают у них все больше и больше зрителей. Инициатором этих поправок они называли покойного Михаила Лесина, бывшего гендиректора «Газпром-медиа». Сам он лишь говорил, что считает запрет правильным решением. Позднее президент России Владимир Путин подтвердил, что запрет введен по просьбе федеральных каналов. Зотов всегда отрицал, что действовал иначе как по собственной инициативе.

До введения запрета в 2014 г. все платные каналы заработали на рекламе 4,1 млрд руб., что составило меньше 3% всего рынка телевизионной рекламы (оценка Ассоциации коммуникационных агентств России).

Всего в России работает около 300 платных каналов. Распространяются они через сети кабельных и спутниковых операторов. По расчетам TNS, в 2015 г. в среднем в день тематические неэфирные каналы смотрели 15,8% российских зрителей старше четырех лет (данные по жителям городов с населением более 100 000 человек). К платным каналам депутаты и разъяснившие поправки чиновники отнесли именно каналы без эфирной лицензии. На момент введения запрета у подавляющего числа платных каналов эфирной частоты действительно не было. При этом для многих платных каналов с учетом размера их бизнеса реклама была существенным источником доходов (приносила от 5 до 40% выручки в зависимости от канала).

Проще всего обойти запрет оказалось для ВГТРК, «Газпром-медиа», «Первого канала», а также LifeNews. Ровно за день до вступления запрета в силу, 31 декабря 2014 г., Роскомнадзор выделил сразу 40 неэфирным каналам этих компаний одну-единственную частоту в Москве. Чиновники никак не комментировали такое решение. А в 2015 г. депутаты Госдумы проголосовали за новое исключение в запрете: рекламу смогли показывать те платные каналы, эфир которых не менее чем на 75% состоит из отечественного контента. В результате без рекламы остались лишь иностранные каналы.

Одновременно иностранные каналы столкнулись с другим ограничением: Госдума проголосовала за то, что иностранцы с 2016 г. не могут владеть или контролировать более 20% компании – учредителя СМИ в России. В итоге часть крупных иностранных телекомпаний, работающих на российском рынке, решали обе проблемы вместе. Так, Discovery создала совместное предприятие с «Национальной медиа группой» (НМГ), в результате получив от последней несколько эфирных частот для своих платных каналов. НМГ также стала совладельцем российских каналов Viasat. Скорее всего, эфирные частоты для своих каналов Viasat также получил от НМГ. Представитель Viasat вчера подтвердил, что на каналах группы вновь продается реклама, но не смог прокомментировать вопрос о частотах, с представителем НМГ связаться не удалось.

Опрошенные «Ведомостями» руководители рекламных агентств и телекомпаний говорят, что только рады, что платные каналы вновь продают рекламу. «Изначально было понятно, что это позорный запрет, который не работает на пользу ни телевизионному рынку, ни рекламодателям, ни зрителям. Хорошо, что главные игроки вернулись на рынок, пусть и таким извращенным способом и с частичной сменой владельцев», – категоричен руководитель крупного телехолдинга. «Конечно, вместе с аудиторией тематические каналы забирают у больших эфирных и часть денег, но это не драматическая потеря, – говорит представитель Vi. – Для всего же ТВ возвращение тематических каналов на рекламный рынок, безусловно, приятная новость, поскольку в целом у телеканалов денег становится больше». Елена Новосад, руководитель подразделения «Vi таргет» (занимается продажей рекламы на тематических каналах), добавила, что видит большой интерес рекламодателей к вновь доступным для них каналам Discovery и Viasat. Гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев от комментариев отказался.

Зотов заявил «Ведомостям», что проверит информацию о том, что платные каналы вновь размещают рекламу, и решит, нужно ли вносить поправки об ужесточении запрета. Он продолжает настаивать, что реклама на платных каналах нарушает права зрителей. В ответ на вопрос о возможности отмены фактически не работающего закона Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, заявил, что закон все же соблюдается, поскольку рекламу размещают только каналы с эфирными лицензиями. Депутат также добавил, что никаких жалоб и обращений по этому поводу в его комитет не поступало.

www.vedomosti.ru

Реклама медицинских услуг: комментарии и разъяснения ФАС к поправкам к «Закону о рекламе», вступившим в 2014 году

28 февраля 2014 года практическая конференция «Поправки в закон «О рекламе» медицинских услуг: как рекламировать услуги. Разъяснения ФАС» стала центральным деловым событием выставки «Дни красоты и здоровья, спорта и отдыха», организованной Новгородской торгово-промышленной палатой. Модератором встречи выступила Виктория Спиридонова, председатель Клуба маркетологов.

На вопросы медицинских и косметологических центров, рекламораспространителей и СМИ, а их собралось более 50, ответил Илья Куриков, заместитель руководителя — начальник отдела контроля размещения заказов и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

Закон о рекламе медицинских услуг с 1 января 2014 комментарии и разъяснения ФАС

В связи с изменившимся законодательством в рекламных материалах не допускается:

  • перечисление медицинских услуг,
  • указание конкретных врачей-специалистов,
  • изображение технических устройств и процедур.

Возможно лишь указание названия учреждения, деятельность и его контактные данные. В ответ на это участники встречи недоумевали: получается, новое в законе будет вводить в заблуждение потребителя. Уже сегодня, по словам предпринимателей, ограничения в подаче информации создают трудности в работе. Например, 9 из 10 поступающих в клинику звонков оказываются ошибочными, т.к. рекламодатель не может подробно перечислить услуги или разъяснить специфику своей работы в рекламе.

Неоднозначна и ситуация с наименованием видов предоставляемых услуг. Даже если формулировка, представленная рекламодателем, не входит в список запрещенных, это не значит, что удастся избежать штрафных санкций. Необходимо разбираться с каждым случаем отдельно, учитывать нюансы, — сообщил Куриков.

Также Илья Куриков предупредил, что ответственность за нарушения несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. Всё зависит от ситуации. И посоветовал тщательнее прописывать договора с контрагентами.

Предприниматели очень просили, чтобы можно было согласовывать с ФАС рекламные материалы до выхода в свет, однако такой порядок в полномочия ФАС не входит. Оно и понятно, кроме рекламных вопросов отдел, возглавляемый Куриковым, также занимается контролем госзаказов. Наилучший вариант – нанять опытного юриста и перестраховываться, если не уверены.

Поправки в Закон о рекламе медицинских услуг: вопросы-ответы

«Относится ли оказание ветеринарных услуг к услугам медицинского характера»?

— Нет, не относится. В России утверждена номенклатура медицинских услуг, есть соответствующий перечень, в законе прямо определено понятие. Никаких услуг ветеринарии в этот перечень не входит; есть специальный закон «О ветеринарии».

«Можно ли рекламировать сами клиники и медицинские центры»?

— Да, можно. Понятие медицинской деятельности шире, чем понятие медицинской услуги. В соответствии с ч.8 ст. 24 ФЗ «О рекламе», в России реклама последних фактически под запретом. С разъяснениями ФАС на этот счет можно ознакомиться на официальном сайте ведомства (http://www.fas.gov.ru/, вкладка: «контроль рекламной деятельности»), и, основываясь на законодательстве и соответствующих разъяснениях, следует сделать вывод, что клиники рекламировать можно. А вот, например, рекламный текст: «Стоматологическая клиника осуществляет протезирование, лечение кариеса и так далее» — не допускается.

«Можно ли написать в рекламном объявлении: «Врач-терапевт осуществляет прием пациентов по конкретному адресу»?

— Мнение центрального аппарата ФАС РФ — нельзя, поскольку таким объявлением создается образ медицинского работника, а образ врача может создаваться только в рекламе медицинской деятельности. Это очень странное мнение, а официальных разъяснений еще нет.

«Кто несет ответственность за нарушения: рекламодатель или рекламораспространитель»?

— И рекламодатель, и рекламораспространитель несут ответственность, что связано не с содержанием рекламы, а с местом ее размещения. Предположительно, определяющими будут договорные отношения между рекламодателем и рекламораспространителем, но, поскольку контролирующий орган обычно не в курсе отношений между тем и другим, то ответственность будет нести именно рекламораспространитель. Так, в Новгородской области уже зафиксировано два случая нарушения ч.8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», и в одном из договоров прямо указана ответственность рекламораспространителя.

«Следует ли к рекламе разного рода гадалок, народных целителей и прочих «предсказателей в седьмом поколении» применять те же правила»?

— Следует руководствоваться ст. 5 ФЗ «О рекламе»: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Специальных требований к рекламе оккультных услуг не применяется (в соответствии с разъяснением ФАС России №АД/51199/13 от 17.12.2013 года).

«В номенклатуре 2011 года к медицинским услугам отнесены также методы профилактики, диагностики и лечения. Допустим, в рекламном объявлении присутствует формулировка: «Лечение варикозного расширения вен без операции», которая в номенклатуре отсутствует. Как такая формулировка будет восприниматься Федеральной антимонопольной службой?

— Вовсе необязательно, чтобы наименование медицинской услуги совпадало с перечнем до запятой, и в приведенном вами примере реклама будет признана ненадлежащей.

«ЦГКБ (Центральная городская клиническая больница) периодически раздает населению листовки с призывом пройти диспансеризацию, а диспансеризация входит в перечень медицинских услуг. То есть, и больницу будете штрафовать»?

— Да, будем штрафовать.

Запрет на рекламу медицинских услуг коснется и государственных медицинских учреждений

В целом несовершенство закона выявило на конференции немало «белых пятен», так, до конца неясно, каким образом теперь будут осуществлять пропаганду диспансеризации населения государственные медицинские учреждения. С одной стороны, они выполняют важнейшую государственную программу, с другой же, 100% подпадают под запрет. На это Илья Куриков заявил, что рассмотрены будут все нарушения независимо от статуса рекламодателя.

Положительным моментом можно назвать то, что в связи с неоднозначностью новых положений, сегодня УФАС самостоятельно не инициирует возбуждение дел о нарушениях. Два нарушения, находящиеся в настоящий момент в проработке антимонопольной службы рассматриваются из-за поданных заявлений. Поэтому бизнесу следует помнить не только о самом ФАС, но и о возможных происках конкурентов.

В заключение своего выступления Илья Куриков сообщил, что в настоящий момент необходимо набраться терпения и получить некоторый опыт, связанный с нововведениями. Также он не исключил возможности изменения данного законодательства в ближайшем будущем.

Как обойти закон о рекламе медицинских услуг: советы юристов и практиков

Вторая часть конференции была посвящена практике: как предпринимателям «от медицины» выходить из положения и рекламировать себя.

Рекламироваться «по полной» (указывать предоставляемые медуслуги) пока разрешено в телефонных справочниках (речь идет именно о размещении информации, а не о рекламных модулях) и на собственном сайте. Но до конца непонятен вопрос размещения рекламы в интернет-блогах, социальных сетях, по сути своей, не являющихся СМИ.

Варианты решения проблемы присутствующим предложило рекламное агентство «Проспект». Существуют альтернативные способы рекламирования даже в сложившихся условиях: зонтичный бренд, информационные статьи, спонсорство, лотереи, использование популярных людей в рекламе, event-мероприятия и др. Все эти меры потребуют более тщательной проработки, креативного подхода, но в итоге могут дать не меньший результат.

В сложившейся ситуации одним из важнейших инструментов работы, продвижения и взаимодействия с клиентами становятся собственные сайты медицинских центров и клиник. Об этом присутствующим на конференции рассказала веб-студия «S&S». Среди заказчиков веб-студии много медицинских компаний, получающих почти 100% или наибольшую часть своих клиентов через собственный сайт и социальные сети. Хороший сайт, который действительно будет работать, нужно грамотно сделать раз и впоследствии самостоятельно дополнять, дорабатывать, вести прием заказов, консультировать, словом, зависеть скорее от себя самого – чем от эффективности тех или иных рекламных площадок.

Конференция проводилась в связи с изменениями Федерального закона «О рекламе». С 1 января 2014 года действуют изменения, в ФЗ «О рекламе» N 38-ФЗ (ст. 24 ч.8): «Реклама….медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации…не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Благодарим ИГ «Ваши новости» за фото и опубликованную стенографию вопросов-ответов представителя УФАС

novmarketing.ru

Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

www.eg-online.ru

Смотрите еще:

  • Новые госпошлины 2014 Изменение госпошлины в 2017 году: сколько придется платить Помимо налогов и страховых взносов каждому человеку и предприятию приходится платить госпошлину. В 2017 году законодатели не обошли ее стороной и […]
  • Суммы налогов ип 2014 Содержание Кто платит фиксированные взносы [ править ] От чего зависит размер взносов [ править ] При УСН с объектом налогообложения "доходы" - доходы, учитываемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. […]
  • Правила содержания и ремонта фасадов Правила содержания и ремонта фасадов от 14 сентября 2006 года N 1135 ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.