Закон рф об образовании семья

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

www.zakonrf.info

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 65 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи уже известны образовательному законодательству, поскольку нормы о взимании платы за присмотр детей содержались в ст. 52.1. Закона N 3266-1.

Комментируемая статья регулирует вопросы, касающиеся установления родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 комментируемого закона наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации. При этом толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что только та организация, которая оказывает услуги по присмотру и уходу (одновременно с образовательной деятельностью), является дошкольной образовательной организацией. В случае если какая-либо иная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, то она вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (хотя может и не оказывать такого рода услуги).

Присмотр и уход за детьми согласно ст. 2 комментируемого закона «Об образовании в РФ» — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход за детьми — это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия «присмотр и уход» включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды*(90). Однако очевидно, что комментируемый Федеральный закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий.

Согласно части 2 комментируемой статьи за присмотр и уход за детьми учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ. В своем решении от 27.01.2003 г. N ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование. Кроме того, конституционная норма о гарантированности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не освобождает родителей от уплаты расходов, связанных с содержанием детей в таких организациях.

Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытовым обслуживанием, соблюдением гигиенических процедур и т.п., не составляет существо образования в его обученческом и воспитательном контекстах, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним. Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных организациях отграничивается от непосредственно образовательной деятельности, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.

Комментируемый закон оставляет на усмотрение учредителя как саму возможность взимания платы за присмотр и уход, так и определение ее размера. Учредитель также вправе снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольной образовательной организации. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 г. N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области»*(91) при определении размеров платы учитывают такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(92). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(93).

Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Комментируемый закон скорректировал данный перечень по сравнению с прежним законодательством. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией «дети-инвалиды».

В правоприменительной практике рассматривался вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных муниципальных организациях. Суд определил, что поскольку расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта Российской Федерации, то эти расходы должны финансироваться из местного бюджета. Как отметил суд, спорные расходы являются не льготами, а одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях*(94).

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрен запрет на включение в родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Исключение данных статей расходов из числа, включаемых в родительскую плату, обусловлено следующими причинами.

Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являясь основной целью деятельности таких организаций, осуществляется ими без взимания платы — бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирована Конституцией РФ. Поэтому все расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, исключаются из состава родительской платы. Не включаются в родительскую плату и затраты на содержание недвижимого имущества, что, по всей видимости, связано с тем, что бремя содержания имущества возложено на его собственника и не может быть переложено на лиц, получающих услуги в такой организации.

Иных параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми комментируемый Федеральный закон не предусматривает, оставляя, очевидно, это на усмотрение учредителя. Не исключается и возможность определения расходов, учитываемых при определении родительской платы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Отметим, что на подзаконном уровне установлен перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка, утвержденный в соответствии с прежним Законом Российской Федерации «Об образовании» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 849. В число таких затрат постановлением включены: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользование имуществом, увеличение стоимости материальных запасов в связи с содержанием ребенка в дошкольной образовательной организации и прочие услуги. Однако применение положений вышеназванного постановления должно быть скорректировано с учетом новой дефиниции присмотра и ухода и установленных комментируемым Федеральным законом требований к определению величины родительской платы.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает параметры определения размера компенсации родительской платы за присмотр и уход. Согласно комментируемому Федеральному закону основное предназначение родительской платы — материальная поддержка родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом нормы Федерального закона не связывают право родителя на получение компенсации родительской платы с отнесением дошкольной образовательной организации, которую посещает дошкольник, к государственным, муниципальным или частным организациям. Это означает, что данные нормы в равной мере распространяются и на родителей, дети которых получают дошкольное образование в частных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Непосредственно размеры компенсаций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, однако федеральный законодатель определил минимальные компенсационные пороги, которые составляют: не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов — на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопрос определения среднего размера родительской платы в субъектах Российской Федерации решается по-разному. В отдельных субъектах Российской Федерации он устанавливается в виде фиксированной суммы на соответствующий год (например, в Калужской области — 656 руб. в месяц в 2013 г.*(95); в Москве — 598 руб. на 1 января 2012 г.*(96); в Мурманской области — 1514 руб. в месяц в 2013 г.*(97)). В некоторых субъектах Российской Федерации средний размер родительской платы дифференцируется в зависимости от территориальной принадлежности той или иной дошкольной образовательной организации (например, от 751 руб. до 1730 руб. в месяц во Владимирской области в 2013 г.*(98)) либо от вида группы образовательного учреждения*(99) или от возраста ребенка*(100).

Неодинаково на регулятивном уровне решается в субъектах Российской Федерации вопрос о размере предоставления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют специальные законы, регламентирующие размер и порядок компенсации части родительской платы за содержание ребенка*(101). Однако в большинстве субъектов данные вопросы решаются на подзаконном уровне.

Как правило, субъекты Российской Федерации придерживаются установленных федеральным законодателем минимальных размеров компенсации: двадцать процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка — на первого ребенка; пятьдесят процентов — на второго ребенка; семьдесят процентов — на третьего и последующих детей. Таковы размеры компенсации части родительской платы, в частности, в Ивановской области*(102); Москве*(103); Московской области*(104); Республике Татарстан*(105) и других субъектах Российской Федерации.

В отдельных регионах устанавливаются дополнительные параметры определения размеров компенсации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2007 г. N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области»*(106) при определении размеров учитывают также такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(107). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(108).

Согласно комментируемому Федеральному закону право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Часть 6 комментируемой статьи определяет, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 комментируемой статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация данного полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством принятия ими соответствующих нормативных правовых актов. Как правило, порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты регламентируются в субъектах Российской Федерации на подзаконном уровне*(109), однако в Чеченской Республике правоотношения в данной сфере урегулированы законом *(110). Нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты, как правило, устанавливается последовательность действий родителей (законных представителей) и уполномоченных органов власти, а также организаций в целях осуществления соответствующих выплат; периодичность выплат и их формы; источники финансирования и т.д.

Отметим, что Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по созданию эффективных механизмов выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования*(111), в которых проанализированы используемые в субъектах Российской Федерации механизмы выплаты компенсации части родительской платы и выработаны некоторые рекомендации.

Часть 7 комментируемой статьи определяет источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы. Согласно комментируемой статье финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации части родительской платы, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в данном случае — субъекта Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 г. N 70-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривается выделение на компенсацию части родительской платы бюджетных ассигнований на сумму 91 171 тыс. руб., а Закон Удмуртской Республики от 24.12.2012 г. N 75-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает выделение субвенции на 2013 год бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в общей сумме 200 622,3 тыс. руб.

zakonobobrazovanii.ru

Глава 1. Общие положения

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Комментарии

Глава 1
ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Качество образования
Определение не отражает существующую ситуацию с качеством высшего образования и не соответствует социально-экономическим отношениям, сложившимся в настоящее время в системе высшего образования РФ и нашим обязательствам по Болонскому процессу. Современное определение включает баланс интересов заинтересованных сторон, предполагающий финансирование не только государством, но и софинансирование заинтересованными сторонами, а также переход от поточной к индивидуальной подготовке специалистов.

Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный госстандарт России не включает обязательную востребованность образовательной программы на местном уровне, не согласован со всеми заинтересованными сторонами и не ориентирован на результат.

Эти предложения были направлены 16 августа 2011 г. на сайт Общественных консультаций по закону об образовании в РФ, но не были учтены.

Волкова И.Е., заместитель руководителя Центра методологии независимой оценки качества образования Федерального института развития образования,

Иванов С.С., ст.науч.сотр. Центра методологии независимой оценки качества образования Федерального института развития образования,

Надо поправить очень серьезно! Чтобы больше не пришлось такие письма готовить: Открытое письмо министру образования и общественному совету о государственной измене в министерстве. http://skolkovo-protiv.livejournal.com/1784.html

Я не понял! А где слова: наука, научность, ответственность за ненаучность? Люди деньги платят за образование, чтобы поговорить ни о чём? Это не порядок!

Это всё никуда не годится! Всё переделать и принципиальные вопросы научности знаний должны быть прописаны в законе четко.

Сейчас нарастает скандал с министром образования. Сейчас мы ему статей насобираем!

Открытое письмо министру образования и общественному совету о государственной измене в министерстве.

Предлагаю дополнить пункт 3 статьи 6 дополнительным образованием детей:

«В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые, а также дополнительного образования детей в возрасте до восемнадцати лет».

www.oprf.ru

Закон РФ «Об образовании»

(извлечение из Статьи 16 Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. п.3)

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний 1 в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, котрые уволенны с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий

Преимущественным правом на поступление 2 в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умершие вследствие военной травмы либо заболеваений, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний 3 в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады. (в ред. Федерального закона об образовании от 09.02.2007 № 17-ФЗ)

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой

1.Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:

сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней;

подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца;

сдачи государственных экзаменов один месяц.

2.Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются:

лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, пятнадцать календарных дней;

слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней;

студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов пятнадцать календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов один месяц.

3.Студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

4.Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других гарантий, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которые имеют государственную аккредитацию, утверждается федеральным государственным органом управления образованием.

5.Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные меры поддержки.

6.(Утратил силу с 1 января 2005г — Федеральный закон об образовании от 22.08.2004 № 122-ФЗ) 4

7.При обучении студента, совмещающего учебу с работой 5 одновременно в двух высших учебных заведениях, указанные выше льготы могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента).

Закон РФ «Об образовании»
Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Закон РФ «Об образовании»
Статья 10. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Внимание!
На данной странице странице отсутствуют последние изменения в формулировках федерального Закона об образовании. Уточняйте новые формулировки в последних изданиях «ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ».

repetitory-org.ru

Смотрите еще:

  • Проекты областных законов архангельской области Официальный сайт Депутат Архангельского облаcтного Cобрания депутатов «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»Аристотель Проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О […]
  • Судебный иск на сми Как судиться с прессой Честь, достоинство и деловая репутация являются нематериальными благами, право на которые защищается законом. Средства массовой информации, подчас злоупотребляя предоставленной свободой […]
  • Судебная экспертиза что в себя включает Особенности судебной экспертизы Особенности назначения и проведения судебной экспертизы Судебная экспертиза – это специальное исследование, назначаемое определением суда, либо постановлением следственного […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.