Законопроект ст 72 ук рф

200 000 человек — на пороге свободы

Фото: «Новая газета»

Шесть лет лежит без движения фактически одобренный законопроект, позволяющий сократить сроки наказания российским заключенным

На сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ) началось голосование по предложению о внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса РФ, которое позволит приравнять один день нахождения в СИЗО к двум дням отбывания наказания в колониях.

Идея не новая. В Госдуме уже шестой год лежит подобный законопроект. Отличие от инициативы, вынесенной на голосование на сайте РОИ, лишь в том, что в думском проекте предлагается приравнять один день нахождения в СИЗО к полутора дням колонии, двум дням в колонии-поселении и трем дням исправительных работ.

Законопроект, зарегистрированный на официальном сайте Госдумы под номером № 73983-5 еще 20 июля 2008 года, инициировал Павел Крашенинников. Крашенинников — не рядовой депутат, с 1999 года, уже четвертый срок, возглавляет думский Комитет по законодательству. И вносить в Думу заведомо бесперспективные проекты не будет. И все равно документ как лежал без движения, так и лежит.

Не менее удивительно, что у законопроекта нет противников. Публично все выступают за принятие поправок в ст. 72 УК РФ. Потому что невозможно найти серьезных возражений против доводов, которые Крашенинников привел в сопроводительном письме к законопроекту. Кроме очевидной для всех несопоставимости условий содержания в СИЗО и в колонии, автор сослался и на рекомендацию Комитета министров Совета Европы, который предложил: «…в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в местах содержания под стражей, в срок отбывания наказания с коэффициентом большим единицы».

Профильный комитет Думы поддержал проект.

Верховный суд России прислал лаконичный отзыв: «Замечаний и предложений не имеется».

Официальный отзыв Правительства России, подписанный еще Сергеем Собяниным (в то время вице-премьером и руководителем аппарата правительства), был более развернутым и даже содержал несколько поправок. Но в целом правительство не возражало против принятия законопроекта.

24 июля 2008 года Совет Думы также рекомендовал принять закон. Но рекомендацию проигнорировали.

В феврале 2010-го думский Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству снова вернулся к законопроекту и снова рекомендовал принять в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 72 УК РФ». Комментируя решение комитета, Крашенинников говорил, что «поправки послужат гуманизации уголовно-исполнительной системы страны. В случае принятия законопроекта он будет иметь обратную силу, в результате чего сроки заключения сократятся почти у 200 тысяч осужденных».

Тут надо заметить, что закон не распространится на заключенных, условия отбывания наказания которых по своей строгости сравнимы с условиями СИЗО. Речь о тех, кто содержится в колониях строгого и особого режима, а также пожизненно осужденных. То есть массового освобождения особо опасных преступников можно не опасаться.

Тем не менее до голосования дело так и не дошло.

Чтобы у инициативы появился шанс стать законопроектом, который рассмотрит Госдума, за нее должны отдать голоса не менее 100 тысяч россиян. Поддержать проект можно на сайте «Российской общественной инициативы».

www.novayagazeta.ru

Законопроект 73983-5 день за полтора в СИЗО

Если человек на данный момент пребывает под стражей, он должен быть осведомлен, что в соответствии со ст. 72 УК РФ и 60.3 УИК РФ 1 день пребывания в изоляторе засчитывается как день лишения свободы, 2 дня ограничения и 3 дня полезных работ. В соответствии с новым законопроектом, которые будет утвержден осенью, планируется учитывать день за полтора в СИЗО. Эти нормы действуют до разбирательства дела в суде, который самостоятельно ведет расчеты пребывания подозреваемого в СИЗО.

Особенности и правки в новом проекте закона

В настоящем году депутаты примут решение о вступлении в силу проекта закона или отклонении его. Данный законопроект № 73983-5 касательно содержания подозреваемых под стражей еще пребывает на рассмотрении Государственной Думы. Корректировки рассматриваются в течение 8 лет, в документ множество раз были внесены поправки, однако окончательный вариант еще не принят.

Рассмотрим причины, которые могут препятствовать принятию законопроекта:

  • Несоблюдение принципа равенства. Если по разным гражданам разбирательство длилось на протяжении разного срока за аналогичные преступления, тогда из-за разницы расчетов осужденные будут лишены свободы на разные сроки.
  • Коррупция в СИЗО и в судебных органах. В случае принятия законопроекта о льготных сроках лишения свободы, тогда у осужденных будет желание дольше оставаться в СИЗО, чтобы сократить реальный срок в тюремном учреждении. Вследствие этого факта может быть распространена коррупция на местах.
  • Сопротивление работников правоохранительных органов. В результате принятых поправок может возникнуть лишнее время ограничения свободы.
  • Основные правки, которые предполагаются новым законом предполагают принятие 1 дня в СИЗО как:

    • 1 день нахождения под арестом (аналогично нынешнему законодательству);
    • 1 день пребывания в дисциплинарном воинском подразделении (аналогично текущим нормам);
    • 1,5 дня в колонии общего режима;
    • 1,5 дня в колонии воспитательного типа;
    • 2 дня ограничения свободы (аналогично нынешним нормам);
    • 2 дня в колонии-поселении;
    • 3 дня общественно полезных работ;
    • 3 дня ограничений по воинской службе;
    • 8 часов принудительных работ.
    • Текущими законодательными нормами предусмотрено, что день нахождения в изоляторе приравнивается к 1,5 дням только в ситуациях, когда в качестве меры наказания виновному присуждается условный срок или ограничение свободы.

      Разберемся, почему важно принятие данного законопроекта:

    • закон не относится к осужденным, которым присуждена мера наказания в форме пребывания в колонии строгого или особого режима;
    • процедура УДО перестала функционировать в полном объеме, вследствие чего это вызывает недовольство правозащитников, вместо механизма защиты прав подозреваемого условно-досрочное освобождение стало недоступной привилегией, которой на практике невозможно добиться даже опытным адвокатам;
    • отбывание наказания женщинами (для них предусмотрены исключительно колонии общего режима) должно быть более гуманным и человечным, в СИЗО условия пребывания значительно более жесткие, чем в колонии; в изоляторе подозреваемый круглые сутки пребывает в камере под замком, и максимальное время вне камеры – 1 час на воздухе, в колонии же осужденным дозволено заниматься трудом или обучением, видеться периодически с близкими и чаще бывать на прогулках.
    • По уровню жесткости и тяжести наказания изолятор приравнивается к тюрьме, то есть наиболее строгой категории наказания.

      Какие периоды следует учитывать при расчете

      Периодом содержания гражданина под стражей до рассмотрения дела в суде считается:

    • Период административного задержания и пребывания под арестом. Данный вопрос устанавливается административными законодательными нормами и появляется в случае сложностей уголовно-юридической квалификации категории дела. Так, если гражданин задержан за хулиганство, то такая статья может трактоваться как с точки зрения административных, так и уголовных норм. В ходе задержания квалификация дела может быть изменена в зависимости от выяснения обстоятельств.
    • Период задержания гражданина, который подозревается в совершении проступка. Данный вопрос регулируется уголовными законодательными нормами.
    • Период пребывания лица под стражей в качестве меры пресечения. Этот период регулируется также нормами уголовного законодательства.
    • Период применения к гражданину принудительных медицинских мероприятий. Так, сроком нахождения человека под стражей считается время его лечения в психиатрическом стационарном учреждении.
    • Период дисциплинарного ареста. Данная мера пресечения применяется касательно военнослужащих и устанавливается положениями военного дисциплинарного законодательства. Такие ситуации могут возникать, к примеру, если лицо нарушило процедуру выполнения пограничной службы. Изначально такое нарушение трактуется в качестве дисциплинарного проступка, однако впоследствии может быть переквалифицировано в преступление против воинской службы.

    Во время нахождения в изоляторе засчитываются все дни, когда гражданин пребывал под следствием до дня вступления в законную силу решения суда. Срок насчитывается также после суда на протяжении времени, когда у гражданина есть право на обжалование решения.

    На видео о законопроекте

    Итак, новый законопроект касательно изменений в сроках расчета пребывания человека в следственном изоляторе, будет окончательно рассмотрен осенью текущего года. Мы рассмотрели его последствия и основные положения, которые вступят в силу в случае принятия закона.

    ru-act.com

    Одобрен закон о новом порядке зачета дней в СИЗО в срок лишения свободы

    «Предлагаемый новый порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом. Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости», — пояснил один из авторов законопроекта председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

    Время содержания лица под стражей до вступления в силу судебного приговора предлагается засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом. «При вынесении приговора в виде лишения свободы предлагается засчитывать один день содержания лица в СИЗО — при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима — за один день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за полтора дня. При отбывании наказания в колонии-поселении — за два дня», — пояснил Павел Крашенинников.

    Кроме того, при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за 2 дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за 3 дня. В случае обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за 8 часов обязательных работ

    При этом не предусматривается распространение предлагаемого порядка на осужденных за совершение особо тяжких преступлений; преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве; а также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. «Предложено также не применять повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным», — отметил депутат Крашенинников.

    В то же время период нахождения лица под домашним арестом, включаемый в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, предлагается засчитывать из расчета 2 дня за один день лишения свободы в следственном изоляторе.

    «Что касается домашнего ареста, то очевидно, что приравнивать его ни к какой-то колонии, ни к следственному изолятору нельзя. На слуху было несколько громких историй, когда фигурантам резонансных дел время пребывания под домашним арестом шло в зачет впоследствии вынесенного приговора. И они либо избегали колонии, либо проводили там считанные дни. Это, конечно, сыграло свою роль. Резонанс был мощный. Законодатели, как выразители общественного мнения, на все эти истории отреагировали», — пояснил «Российской газете» Павел Крашенинников.

    Напротив, в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. «В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе. Хотя большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее», — указал Павел Крашенинников.

    «Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», — заключил Павел Крашенинников.

    Немаловажно, что в случае принятия закон будет иметь обратную силу. То есть срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа уже осужденных лиц.

    rg.ru

    Принят закон о зачете времени пребывания в СИЗО

    Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Уголовный кодекс РФ (ст. 72) об изменении порядка зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Законопроект был внесен в 2008 году.

    Закон вводит порядок применения коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом.

    Председатель ГД Вячеслав Володин выразил благодарность Павлу Крашенинникову, который «все эти десять лет вел работу и настойчиво ставил проблемы, связанные с прохождением [этого] закона».

    В случае лишения свободы предлагается засчитывать один день содержания лица под стражей в следственном изоляторе (СИЗО) следующим образом: при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особого режима — за 1 день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за 1,5 дня. При отбывании наказания в колонии-поселении — за 2 дня.

    Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом: при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части — один день за 1,5 дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за 2 дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за 3 дня. В случае обязательных работ — из расчета 1 день содержания под стражей за 8 часов обязательных работ.

    Наконец, время нахождения лица под домашним арестом будет засчитываться в срок содержания под стражей до суда и в срок лишения свободы — из расчета 2 дня домашнего ареста за 1 день нахождения в СИЗО и лишения свободы.

    Закон, после его вступления в силу, будет иметь обратную силу и распространится на тех, кто находится в местах лишения свободы в данный момент, отметил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

    «Этим будет заниматься суд. И соответственно, при подаче заявления будет происходить перерасчет сроков содержания», — пояснил парламентарий. Срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных, уверен он.

    В течение трех месяцев со дня вступления в силу закона он начнет действовать в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении, а в течение полугода — в отношении отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ; ограничения свободы; а также в отношении военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части и в виде ограничения по военной службе.

    «[Закон] направлен на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы. Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», — сказал Павел Крашенинников.

    При этом закон не коснется тех, кто отбывает наказание за терроризм, за особо тяжкие преступления, связанные с оборотом наркотиков, с посягательством на конституционный строй, для опасных рецидивистов, а также для осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.

    Напомним, инициатива была внесена группой депутатов во главе с Председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым еще в 2008 году. Соавтором законопроекта также выступила действующий Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, тогда исполнявшая полномочия депутата ГД. Второе чтение законопроект прошел 20 июня 2018 года.

    «Законопроект находился у нас на рассмотрении в течение 10 лет», – говорил ранее Председатель ГД Вячеслав Володин. По его словам, подобные инициативы ожидаются обществом. Он также отметил, что принятие поправок во втором чтении стало результатом анализа законопроектов, находящихся на рассмотрении в ГД с прошлых созывов. Вячеслав Володин напомнил, что большой объем работы по «разбору законодательных завалов» ведут Первый заместитель Председателя ГД Иван Мельников в рамках специально созданной рабочей группы, которую он возглавляет, и Павел Крашенинников, являющийся главой профильного Комитета по государственному строительству и законодательству.

    duma.gov.ru

    Депутаты переписали законопроект о декриминализации УК

    Депутаты урезали список статей, наказание по которым изначально предлагалось смягчить, но при этом ввели административную преюдицию и новое основание для освобождения от уголовной ответственности.

    Проект поправок под авторством Верховного суда был разработан в соответствии с требованиями Послания Президента Федеральному собранию РФ от 3 декабря 2015 года. Изначально ВС предлагалдекриминализовать составы преступлений по четырем статьям Уголовного кодекса РФ (УК РФ): ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ч. 1 и 2 ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и ч. 3 ст. 327 (использование заведомо подложного документа).

    Кроме того, документ предлагает повысить с 2500 до 10 000 рублей нижнюю границу значительного ущерба, причиненного гражданину, по гл. 21 УК РФ.

    Ко второму чтению текст законопроекта претерпел существенные изменения: профильный комитет рекомендовал принять 20 масштабных поправок, рассказал в ходе сегодняшнего заседания профильного комитета ГД его председатель Павел Крашенинников.

    Так, в частности, ко второму чтению депутаты решили, что такое преступление, как угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью, должно быть уголовно наказуемо, поэтому исключили ее из законопроекта. Подобную идею раньше уже высказывало Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект: Кабмин сомневался в необходимости освобождать от привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершил преступление по 119 УК, отмечая, что за последние годы число таких уголовных дел только растет.

    Законотворцы решили сохранить в УК ст. 157, существенно переработав ее нормы, о чем ранее Павел Крашенинников уже сообщал.

    Теперь статью 157 УК («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей») предлагается озаглавить как «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспообных родителей».

    При этом члены комитета дали новое понятие термину «неуплата средств без уважительных причин» – это неоднократная невыплата несовершеннолетним детям или нетрудоспособным родителям средств со стороны гражданина, который ранее уже подвергался административному наказанию за аналогичное правонарушение.

    Одобрил комитет и другую поправку Крашенинникова, введя в уголовное законодательство кратность сроков.

    Депутат предложил исправить несправедливость, с которой засчитываются сроки домашнего ареста, на котором находилось лицо до вступления приговора суда в силу, при исчислении общего срока наказания.

    По действующим сегодня нормам срок домашнего ареста засчитывается точно так же, как и срок пребывания в СИЗО, то есть день в день. Депутат же предлагает засчитывать один день в СИЗО за два дня нахождения на домашнем аресте. Кроме того, депутаты также согласилисть приравнять один день нахождения в СИЗО к одному дню отбывания наказания в исправительных колониях особого и строгого режима, полутора дням отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, а также двум дням отбывания наказания в колонии-поселении. Соответствующие поправки будут внесены в ч. 3 ст. 72 «Исчисление сроков наказаний и зачет наказаний».

    Ввели судебный штраф

    В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении Правовое управление Госдумы, а также некоторые депутаты выступили с критикой документа, поскольку он вводит в УК РФ (ст. 76.2) новый вид освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы). Как говорилось в заключении думских юристов, такой вид освобождения от уголовной ответственности фактически предполагает внесудебное признание лица совершившим преступление, что противоречит Конституции РФ. Ко второму чтению, законотворцы доработали документ. Теперь единственной мерой уголовно-правового характера останется судебный штраф. Соответствующие поправки будут прописаны в ст. 76.2.

    Судебный штраф предлагается назначать в случае освобождения лица от уголовной ответственности, если преступление небольшой или средней тяжести было совершено впервые, а причиненный ущерб – возмещен. В связи с этим в УК появится новые статьи 104.4 Судебный штраф и 104.5Порядок определения размера судебного штрафа. Согласно предложению депутатов, размер выплаты не может превышать половину максимального размера штрафа, который предусмотрен соответствующей статьей УК. Если статья не предполагает выплату штрафа, то его сумма не может составлять более 250 000 руб. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, он отменяется, а лицо привлекается к уголовной ответственности.

    Между тем, как заявил Павел Крашенинников в ходе заседания комитета 16 мая, Правительство еще не высказало своей позиции по поводу законопроекта со всеми поправками, так как «придерживается диаметрально противоположного мнения», поэтому рассмотрение законопроекта во втором чтении будет отложено до июня.

    advokat28.info

    Смотрите еще:

    • Функции заказчика закон Функции заказчика—застройщика Когда вы хотите что то построить, но не знаете, кто сможет построить, — это проблема. Существует два совершенно различных способа осуществлять строительство, проводить […]
    • Исковое заявление по налоговому правонарушению Исковое заявление, рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговой санкции После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не […]
    • Служебная записка в рб образец You are here Служебная записка, как самостоятельный вид документа отсутствует в общероссийском классификаторе управленческих документов (ОКУД) . При этом данный документ широко используется в деловой […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.