Закону 3085-1-фз

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г., 23 апреля 2012 г., 2 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

19 июня 1992 года

Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Потребительская кооперация в РФ определяется как совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками потребительских обществ могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ и республик в составе РФ, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Определены основные права и обязанности пайщиков.

Потребительское общество является юридическим лицом, высшим органом которого является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Законом и уставом общества. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности.

Закреплены основы взаимоотношений потребительских обществ и их союзов с государственными органами.

Рассмотрены вопросы доходов и налогообложения обществ, трудовых отношений и оплаты труда в них.

Потребительские общества и их союзы могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков РФ и зарубежных банков в иностранной валюте.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1788

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ

Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ

Юрист Умеренков Олег Николаевич

Изменения в законе о потребительской кооперации (потребительских обществах)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.04.2012 N 37-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Общее собрание пайщиков потребительских обществ >>>

2. Общее собрание уполномоченных потребительского общества и общее собрание пайщиков кооперативного участка >>>

3. Председатель и члены совета потребительского общества >>>

4. Наблюдатели в потребительских обществах >>>

А. Назначение наблюдателя >>>

Б. Полномочия наблюдателя >>>

В. Гарантии при назначении наблюдателя >>>

5. Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих потребительскому обществу >>>

6. Прекращение членства в союзе потребительских обществ >>>

7. Изменение порядка ведения документов потребительских обществ >>>

Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 37-ФЗ) вносит значительные изменения в Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон о потребкооперации).

Большая часть изменений законодательства о потребительской кооперации касается порядка управления в потребительских обществах. Законом N 37-ФЗ уточнены некоторые детали созыва и проведения общих собраний органов управления этих юридических лиц.

Наиболее важные изменения касаются статуса и полномочий нового субъекта организационных отношений в потребительских обществах и союзах потребительских обществ — наблюдателя, который наделяется обширными контрольными полномочиями в сфере финансовой и хозяйственной деятельности указанных подконтрольных организаций.

Еще одним следствием установления такой системы контроля над всеми потребительскими обществами и союзами потребительских обществ является усиление роли центрального союза потребительских обществ, способного осуществлять контроль и координацию деятельности всех организаций — участников потребительской кооперации. По рекомендации наблюдателей, назначаемых вышестоящими союзами потребительских обществ, могут назначаться и увольняться члены органов управления в потребительских обществах и нижестоящих союзах потребительских обществ.

В ст. 2 Закона N 37-ФЗ установлено, что потребительские общества и союзы потребительских обществ, созданные до дня вступления в силу указанного Закона, должны привести свои уставы в соответствие с его положениями в течение 12 месяцев со дня его официального опубликования, то есть до 25 апреля 2013 г. Представления учредительных договоров в регистрирующий орган при этом не требуется.

Закон N 37-ФЗ вступил в силу 5 мая 2012 г.

1. Общее собрание пайщиков потребительских обществ

Высшим органом потребительского общества согласно п. 2 ст. 15 Закона о потребкооперации является общее собрание потребительского общества.

Законом N 37-ФЗ нормы, регулирующие полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества, были дополнены указанием на то, что порядок созыва общего собрания пайщиков потребительского общества может устанавливаться как Законом о потребкооперации, так и уставом потребительского общества (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Также указанная статья Закона о потребкооперации была дополнена общими правилами созыва общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 6 ст. 16 Закона о потребкооперации).

Законом N 37-ФЗ установлено, что не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания пайщиков потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех пайщиков потребительского общества, а также союзы, членом которых является потребительское общество, о проведении общего собрания пайщиков. В уведомлении должны быть указаны:

— время проведения общего собрания пайщиков,

— место проведения общего собрания пайщиков,

— повестка дня общего собрания пайщиков потребительского общества.

Также вместе с данным уведомлением должны быть представлены материалы по рассматриваемым вопросам.

Представитель союза, членом которого является потребительское общество (наблюдатель), имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции). Подробнее статус и полномочия этого лица будут рассмотрены ниже.

По общему правилу решения на общем собрании пайщиков потребительского общества принимаются простым большинством голосов пайщиков, присутствовавших на собрании (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации). Однако в некоторых случаях требовалось квалифицированное большинство голосов (три четверти) пайщиков — для принятия решений:

— о выходе потребительского общества из союза,

— об исключении пайщика из потребительского общества.

Дополнительно к этому устанавливалось, что решение о преобразовании потребительского общества должно быть принято только единогласно.

Перечень вопросов, которые могут быть приняты лишь квалифицированным большинством голосов пайщиков, был дополнен Законом N 37-ФЗ. В нем указывается, что решение о реорганизации потребительского общества (за исключением решения о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму), если это решение может повлечь за собой прекращение членства в союзе потребительских обществ, считается принятым при условии, что за него проголосовало не мен! ее трех четвертей пайщиков потребительского общества (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Также квалифицированным большинством голосов в три четверти должно быть принято решение об отчуждении объекта недвижимости, принадлежащего потребительскому обществу (п. 1.1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции). Потребуется включить этот вопрос в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения собрания.

Помимо прочего, следует отметить, что Закон о потребкооперации был дополнен нормой о том, что пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика (п. 5 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

2. Общее собрание уполномоченных потребительского общества

и общее собрание пайщиков кооперативного участка

В значительных по числу пайщиков, разбросанных по различным населенным пунктам потребительских обществах могут создаваться собрания пайщиков кооперативных участков и общие собрания уполномоченных потребительского общества (п. 1 ст. 17 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ установил также порядок созыва и проведения общего собрания уполномоченных потребительского общества, по большей части совпадающий с порядком созыва и проведения общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 2 ст. 18 Зако! на о потребкооперации в новой редакции).

Кворум для общего собрания уполномоченных потребительского общества сохранен Законом N 37-ФЗ в количестве трех четвертей уполномоченных потребительского общества. Изменено общее правило о количестве голосов, необходимых для принятия решения на общем собрании уполномоченных. Закон N 37-ФЗ установил, что решения на таком общем собрании принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании уполномоченных (ранее необходимо было получить три четверти голосов), однако по вопросу отчуждения объектов недвижимости необходимо получить квалифицированное большинство голосов уполномоченных, а также соблюсти специальные правила о включении в повестку дня и об уведомлении участников общего собрания уполномоченных, на котором будет приниматься это решение (п. 2 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Закон о потребкооперации устанавливал, что кворум для собрания пайщиков кооперативного участка составляет половину пайщиков данного участка (п. 3 ст. 18 данного Закона). Это правило Законом N 37-ФЗ было дополнено указанием на то, что при отсутствии кворума для проведения собрания пайщиков кооперативного участка должно быть проведено повторное собрание пайщиков кооперативного участка с той же повесткой дня, которое правомочно, если в нем приняло участие более четверти пайщиков кооперативного участка.

3. Председатель и члены совета потребительского общества

В период между общими собраниями пайщиков потребительского общества действует совет потребительского общества (п. 3 ст. 15 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ также внес некоторые коррективы в правовое положение этого органа.

Ранее в п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации указывалось, что председатель и члены совета потребительского общества избираются из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации.

Закон N 37-ФЗ установил, что председатель и члены совета потребительского общества должны избираться из числа пайщиков и (или) представителей пайщиков — юридических лиц, не допускавших нарушений прав пайщиков и положений Закона о потребкооперации. Наличие опыта работы в потребительской кооперации более не является критерием для выбора кандидатов в этот орган.

Также Законом N 37-ФЗ было исключено строгое определение количественного состава членов совета потребительского общества, не являющихся его работниками. Ранее устанавливалось, что такие лица должны составлять более половины от общего количества членов совета. В действующей редакции п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации просто указывается, что в состав совета потребительского общества должны входить пайщики, как являющиеся работниками потребительского общества, так и не являющиеся работниками потребительского общества.

4. Наблюдатели в потребительских обществах

Закон N 37-ФЗ ввел институт наблюдателя, которым согласно определению, приведенному в ст. 1 Закона о потребкооперации в новой редакции, является уполномоченное лицо, ответственное за осуществление советом союза потребительских обществ определенных Законом о потребкооперации функций защиты прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ.

В пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 37-ФЗ, указывается, что введение фигуры наблюдателя, осуществляющего ревизионный контроль финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных организаций, должно способствовать уменьшению числа злоупотреблений в сфере потребительской кооперации.

А. Назначение наблюдателя

Наблюдателя в потребительское общество (или в союз потребительских обществ) назначает совет союза, в который входит это потребительское общество. Для назначения наблюдателя необходимо наличие специальных оснований. Так, в п. 2 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что наблюдатель назначается в потребительское общество (в союз потребительских обществ) в случаях:

— образования у потребительского общества (союза) по итогам двух финансовых лет подряд убытков, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов);

— образования у потребительского общества (союза) по итогам финансового года убытков, составляющих 20 процентов стоимости активов;

— поступления жалоб пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации;

— непредставления союзу документации, необходимой для сбора аналитической информации.

В п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества (союзы потребительских обществ) предоставляют вышестоящим союзам, членами которых являются эти потребительские общества и союзы, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.

О состоявшемся назначении наблюдателя совет союза, принявший данное решение, обязан уведомить совет соответствующего потребительского общества (союза потребительских обществ) в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Решение совета союза потребительских обществ о назначении наблюдателя и принимаемые наблюдателем решения могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 12 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Б. Полномочия наблюдателя

В ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлены закрытые (исчерпывающие) перечни прав и обязанностей наблюдателя.

Наблюдатель имеет право:

— получать любую касающуюся деятельности потребительского общества или союза потребительских обществ информацию и документы;

— запрашивать в государственных органах, у физических и юридических лиц сведения о принадлежащем потребительскому обществу или союзу потребительских обществ имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах потребительского общества или союза потребительских обществ.

— провести анализ финансового состояния потребительского общества (союза потребительских обществ), в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора);

— уведомить пайщиков потребительского общества о выявленных нарушениях финансовой дисциплины;

— подготовить отчет о финансовом состоянии потребительского общества (союза потребительских обществ);

— созвать и провести общее собрание потребительского общества (общее собрание представителей потребительских обществ союза) на основании отчета в случае необходимости;

— подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков потребительского общества (общим собранием представителей потребительских обществ союза) решений об избрании, о назначении, о прекращении полномочий, об увольнении соответственно выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества или союза.

В период деятельности наблюдателя полномочия органов управления потребительского общества (союза потребительских обществ) ограничиваются в части совершения сделок:

— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем 5 процентов балансовой стоимости активов на день назначения наблюдателя;

— связанных с получением займов, кредитов, поручительств и гарантий, выдачей займов и поручительств, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.

Такие сделки могут совершаться органами управления потребительских обществ (союзов потребительских обществ) только с письменного согласия наблюдателя (п. 7 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

При отсутствии в течение пяти рабочих дней согласия наблюдателя, уведомленного в письменной форме о принятом органами управления потребительского общества (союза потребительских обществ) решении о совершении сделок, требующих согласования с наблюдателем, вопрос об их совершении выносится на рассмотрение общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей потребительских обществ союза), которое вправе принять решение об одобрении данных сделок.

В Законе N 37-ФЗ устанавливается определенная форма отчетности подконтрольного потребительского общества (союза потребительских обществ) перед назначенным наблюдателем. Согласно п. 8 ст. 38.1 Закона о потребкооперации последний направляет руководителю исполнительного органа подконтрольной организации запрос с требованием предоставить информацию об имуществе, в том числе имущественных правах потребительского общества (союза потребительских обществ), а также:

— документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения различных органов управления, распоряжения, приказы, договоры);

— документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Указанная информация и документы предоставляются в течение трех дней со дня назначения наблюдателя.

В. Гарантии при назначении наблюдателя

Отметим, что деятельность наблюдателя и оказание по его инициативе услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляются за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации). Следует отметить, что такие расходы не возлагаются на потребительские общества (союзы потребительских обществ), что является некоторой гарантией законных интересов данных подконтрольных организаций.

Существуют и исключения из этого правила.

В п. 9 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено, что, если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом (союзом потребительских обществ).

При этом наблюдатель может быть отозван назначившим его союзом при принятии соответствующего решения (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Закон N 37-ФЗ предусматривает еще некоторые гарантии для потребительского общества, возможно, для ограничения чрезмерного внимания (контроля) вышестоящего союза потребительских обществ. По общему правилу наблюдатель назначается не более чем на три месяца (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

При этом в п. 3 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено правило, согласно которому не допускается повторное назначение наблюдателя в потребительское общество (союз потребительских обществ) в течение одного финансового года. Однако такое назначение все же может состояться, если поступит жалоба пайщика по вопросу, который не рассматривался ранее наблюдателем.

Также Законом N 37-ФЗ гарантировано сохранение при назначении наблюдателя полномочий выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества (союза потребительских обществ), которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями (п. 6 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Однако по итогам проводимой наблюдателем проверки выборные должностные лица потребительских обществ (союзов потребительских обществ) могут быть уволены по инициативе наблюдателя. Следует отметить, что наблюдатель в этом случае не обладает властными полномочиями, он лишь дает определенные рекомендации органам управления потребительского общества (союза потребительских обществ), осуществляющим такое увольнение (п. 11 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

5. Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих

Ранее в абз. 14 п. 2 ст. 16 Закона о потребкооперации предусматривалось, что только общее собрание пайщиков потребительского общества может принимать решение об отчуждении недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества.

Эта норма была изменена Законом N 37-ФЗ, который установил, что к исключительной компетенции общего собрания пайщиков относится в силу закона отчуждение любого объекта недвижимости независимо от его стоимости.

Такое решение общего собрания пайщиков потребительского общества будет считаться принятым, если вопрос об отчуждении объекта недвижимости включен в повестку дня общего собрания пайщиков не позднее чем за семь дней до дня его проведения и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.

Решение общего собрания потребительского общества об отчуждении недвижимого имущества должно содержать все существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующих сделок.

6. Прекращение членства в союзе потребительских обществ

Закон о потребкооперации был дополнен новой статьей, рассматривающей прекращение членства в союзе потребительских обществ.

В п. 1 ст. 32.1 Закона о потребкооперации установлено, что членство в союзе прекращается в случае:

— выхода из союза;

— ликвидации члена союза;

— исключения из союза;

— прекращения деятельности потребительского общества или союза в результате реорганизации;

— исключения члена союза, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению органа, осуществившего государственную регистрацию.

При выходе потребительского общества или союза из союза потребительских обществ их членство в соответствующем союзе прекращается с момента принятия общим собранием представителей потребительских обществ союза, из которого выходит потребительское общество или союз, решения о прекращении членства в союзе.

Член союза может быть исключен из него вследствие нарушения или неисполнения обязанностей, предусмотренных учредительными документами союза, либо решений его органов управления.

7. Изменение порядка ведения документов

В ранее действующей редакции Закона о потребкооперации устанавливалось, что порядок ведения документации потребительского общества должен быть определен в уставе этого общества (ст. 27 данного Закона в прежней редакции). Более подробной регламентации ведения документов потребительского общества в Законе не было.

Закон N 37-ФЗ изъял указание на необходимость включения порядка ведения документов в устав потребительского общества и установил следующий перечень документов, которые оно обязано вести:

— протоколы и решения общих собраний потребительского общества;

— протоколы заседаний совета потребительского общества и правления потребительского общества;

— документы о приеме в члены потребительского общества и о прекращении членства в потребительском обществе;

— документы об уплате вступительных взносов, о приеме и возврате паевых взносов;

— реестр членов потребительского общества (в п. 2 ст. 27 Закона о потребкооперации в новой редакции указано, какая информация должна включаться в такой реестр);

— иные предусмотренные российским законодательством документы.

Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

olegumerenkov.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    • «Российская газета», N 139, 19.06.92;
    • «Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.92, N 30, ст. 1788

    ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    19 июня 1992 года N 3085-1

    Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

    Потребительская кооперация в Российской Федерации — это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.

    Пайщиками потребительских обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

    Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

    Законодательство о потребительской кооперации состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    1. Пайщики имеют право:

    объединяться на добровольной основе в потребительские общества и добровольно выходить из них с возвращением первого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества;

    получать долю дохода, подлежащего распределению между пайщиками;

    участвовать в управлении потребительским обществом, избирать и быть избранным в распорядительные и контрольные органы;

    пользоваться преимуществом при сбыте и переработке продукции личного хозяйства и промысла через предприятия потребительской кооперации;

    быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

    пользоваться другими правами и преимуществами, определенными уставом потребительского общества.

    2. Защита прав пайщиков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставами потребительских обществ.

    3. Пайщики обязаны:

    соблюдать устав потребительского общества;

    выполнять обязательства перед потребительским обществом с участием в его деятельности.

    1. Потребительское общество является юридическим лицом. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими.

    2. Высшим органом потребительского общества является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает вопросы о создании союзов ассоциаций и других объединений (союзы, ассоциации и другие объединений потребительских обществ — в дальнейшем «союзы») о вступлении в них и выходе их них, о делегируемых союзам правах, а также иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Законом и уставом общества.

    Решение общего собрания пайщиков (их уполномоченных) считается действительным, если за него проголосовало более 50 процентов всех пайщиков. Уполномоченные могут быть допущены к голосованию при наличии доверенности пайщиков. Выборы распорядительных и контрольных органов потребительских обществ осуществляются тайным голосованием.

    3. Деятельность потребительского общества прекращается по решению общего собрания пайщиков (или уполномоченных).

    При прекращении деятельности (ликвидации) потребительского общества порядок использования его имущества, оставшегося после уплаты налогов, выполнения обязательств перед банками и другими кредиторами выплаты пайщикам паевых взносов, дивидендов на них, определяется общим собранием пайщиков (или уполномоченных).

    4. Потребительские общества по решению пайщиков могут объединяться в союзы, ассоциации и другие объединения, имеют право свободного выхода из них с получением своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части имущества, приращенного за время совместной деятельности.

    Решение вопроса о вступлении в союз или выходе из него принимается на общем собрании пайщиков (или уполномоченных) тайным голосованием, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков (их уполномоченных).

    Союз потребительских обществ является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не наделен по отношению к ним организационно-распорядительными и контрольными функциями.

    Высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ, вошедших в союз.

    Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между союзами строятся на договорной основе.

    1. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей, долевой, общей совместной) собственности. По решению пайщиков (или уполномоченных) работники потребительской кооперации могут иметь право на выдел части имущества. Условия и порядок выделения имущества определяются уставами.

    2. Собственность потребительских обществ образуется за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    3. Собственность потребительских обществ охраняется государством. Она может быть отчуждена только по решению пайщиков, а также изъята в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    1. Органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую деятельность потребительских обществ, их союзов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Потребительские общества, союзы, их предприятия и организации самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. Акты органов государственной власти или управления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, обжалуются в установленном порядке в арбитражный суд.

    Ущерб, причиненный потребительским обществам, их союзам в результате незаконного вмешательства в их хозяйственную и иную деятельность, возмещается в установленном порядке.

    2. Потребительские общества, их союзы, а также созданные ими предприятия и организации считаются учрежденными и приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту их учреждения.

    Для регистрации потребительского общества представляются следующие документы: заявление, устав, протокол общего собрания пайщиков (или уполномоченных) и свидетельство об уплате государственной пошлины.

    Решение о регистрации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи документов. Потребительское общество, союз потребительских обществ должны быть уведомлены о регистрации или отказе в ней в недельный срок. Отказ в регистрации или уклонение от регистрации могут быть обжалованы в арбитражный суд.

    3. Потребительские общества, их союзы ведут бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    1. Доходы потребительских обществ, их союзов и созданных ими предприятий и организаций формируются за счет средств, получаемых от результатов их деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    Порядок распределения и использования части доходов, оставшихся после обязательных платежей, определяется в потребительских обществах общим собранием пайщиков (их уполномоченных), а в союзах — собраниями представителей потребительских обществ.

    Потребительские общества и их союзы для выполнения своих уставных обязанностей могут создавать заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учебные заведения, научные организации, а также учреждать банки, страховые общества. Имущество закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

    2. Налогообложение предприятий и организаций потребительских обществ, их союзов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    1. Трудовые отношения в потребительских обществах и их союзах регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде, настоящим Законом, а также в потребительских обществах — их уставами, в союзах — уставами союзов.

    2. Потребительские общества, их союзы для выполнения своих задач самостоятельно осуществляют наем работников и определяют размеры оплаты труда.

    3. Трудовые отношения с работниками, занимающими выборные должности в потребительских обществах и союзах, регулируются их уставами.

    Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на работников выборных органов потребительских обществ и союзов налагаются только органом, избравшим их.

    1. Потребительские общества и их союзы в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков Российской Федерации и зарубежных банков в иностранной валюте.

    2. Средства в иностранной валюте, полученные потребительскими обществами, их союзами от экспорта товаров (оказания услуг), после отчисления государству налога поступают в их распоряжение и изъятию не подлежат.

    Президент Российской
    Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

    zakonbase.ru

    Смотрите еще:

    • Закон по противодействию экстремизму Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ"О противодействии экстремистской […]
    • Закон запрете клонирования Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 30-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 30-ФЗ"О внесении […]
    • Приказы ростехнадзора 25 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 января 2014 г. N 25 "Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.