Защита права ребенка на алименты

Защита прав ребенка в суде

Проблема защиты прав несовершеннолетних всегда была актуальной для нашего государства, но проблема эта значительно обострились в последние годы. Отсутствие надежных механизмов защиты прав несовершеннолетних, особенно права на жизнь и воспитание в семье, ведет к постоянному росту количества детей, помещаемых для воспитания в детские учреждения.

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке — судебном и административном. Применение указанных видов защиты зависит от конкретного нарушения прав несовершеннолетнего.

Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и законных интересов детей осуществляется их родителями (либо лицами, их заменяющими), а также (в случаях, указанных в Семейном кодексе Российской Федерации) органами опеки и попечительства, прокурором и органами правосудия.

Процесс защиты прав и законных интересов ребенка, например, восстановление нарушенных прав, создание условий, компенсирующих утраченные права, устранение препятствий на пути осуществления законных прав, непредсказуем и невероятно сложен.

Чаще всего – и это происходит у всех на виду — защищаются имущественные права ребенка, которые регламентируются ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации. В частности, реализуется право на получение алиментов от своих родителей и иных членов семьи в том порядке и размере, который установлен разделом 5 Семейного кодекса «Алиментные обязательства членов семьи».

Если вас заинтересовал вопрос защиты прав ребенка в суде, не сомневайтесь – специалисты нашей компании предоставят дополнительную информацию на бесплатной консультации. Обращайтесь к нам и при возникновении всевозможных семейных споров – таких, как расторжение брака, определение порядка общения с ребенком и место его проживания, взыскание алиментов на ребенка (детей), оспаривание отцовства, лишение родительских прав, раздел имущества и многих других.

Получите помощь специалистов по семейному праву прямо сейчас!

Дополнительные материалы по теме «Защита прав ребенка в суде»:

family-advocate.ru

Юридический
бутик
StatusPro

Защита прав ребенка в России, как и во всем мире, довольно актуальный и болезненный вопрос. К сожалению, статистические данные говорят о неудовлетворительном состоянии такого социального института как семья, о большом количестве матерей-одиночек, которые должны самостоятельно воспитывать своих детей. К тому же юридическая некомпетентность играет злую шутку и заставляет тащить это тяжелое бремя нехватки денежных средств для реализации потребностей своих чад без участия второго родителя.

Однако государство как гарант прав человека и гражданина обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Данные гарантии выражены в Конституции РФ, ратифицированных международных актах, Семейном кодексе Российской Федерации (далее СК РФ) и иных нормативных актах РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) до достижения ими возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

СК РФ гласит: ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены настоящим кодексом. В силу ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Они вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), которое заключается в письменной форме и заверяется нотариально.

Однако не все родители проявляют добросовестность в осуществлении своих родительских обязанностей. К сожалению, довольно часто встречается пренебрежительность к нормам нравственности, и в этом случае именно государство может обязать недобросовестного родителя к исполнению своего долга перед ребенком.

В силу ч. 2 ст. 80 СК РФ, в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

На основании ст. 81, 106 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Хотелось бы отметить, что удержание из доходов плательщика при взыскании алиментов может достигать 70 % согласно трудовому законодательству Российской Федерации.

Что же касается видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, то они определены в Постановлении Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». Согласно ст. 112 СК РФ, при недостаточности денежных средств от дохода плательщика взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Помимо этого, законодатель дал право получения алиментов в фиксированной форме. Так, согласно ст. 83 СК РФ, при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 настоящего кодекса) и в твердой денежной сумме.

Размер твердой денежной суммы определяется судом, исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения, с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом в соответствии с п. 2 ст. 81 СК РФ.

Что же касается сроков обращения за алиментами, то они определены ст. 107 СК РФ, которая гласит, что лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.

К сожалению уклонение от уплаты алиментов довольно нередкое явление, которое не только компрометирует плательщика в глазах общественности, но и существенно нарушает права ребенка. Но и этот вопрос не остался без внимания законодателя. Так, в силу ст. 115 СК РФ, при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением.

При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

Помимо этого, злостному неплательщику нужно также помнить об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 Уголовного кодекса РФ — злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы до одного года.

Федосеев Любомир,
Юридическая компания «СтатусПро»

statuspro-st.ru

Защита права ребенка на алименты

Права, свободы и интересы детей являются главной ценностью любого правового государства и гражданского общества. Их нарушение приводит не только к тому, что страдают дети здесь и сейчас, но и оказывается негативное влияние на будущие поколения, а также это отражает правовую культуру и моральный уровень всего современного общества.

Российским законодательством именно на родителей возложена приоритетная обязанность по воспитанию и содержанию своего ребенка, его защите. Так, согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ), родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также защищать права и законные интересы во всех, без исключения, случаях их нарушения. При этом родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий, разрешения и доверенности (ст. 64 СК РФ).

Статья 8 СК РФ предусматривает следующие способы защиты прав детей:

Судебный порядок. Защита прав детей, либо восстановление нарушенных прав осуществляется судами по правилам гражданского, уголовного либо административного судопроизводства.

Родители, будучи законными представителями своих детей, от своего имени, но в интересах детей, вправе обратиться в суд. В зависимости от характера противоправных действий, а также нарушенных прав несовершеннолетнего, порядок, сроки и форма обращения могут различаться.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда один родитель обращается в суд для того, чтобы взыскать со второго родителя алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Данная ситуация безусловно относится к категории семейных правоотношений, т.к. регулируется нормами СК РФ (ст. ст. 80-88, 99-120), но в тоже время порядок обращения в суд регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ), и относится к исковому производству. Это значит, что родитель должен обратиться в суд с исковым заявлением. Обращаться можно в суд по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства — на свое усмотрение (ч. 3 ст. 29 ГПК РФ). При этом обращаться для взыскания алиментов необходимо в районный суд.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины по делам о взыскании алиментов на содержание ребенка составляет 150 рублей.

Ключевые документы, которые истец должен приложить к исковому заявлению: копии искового заявления для суда и ответчика; копия квитанции об оплате государственной пошлины; копии паспорта истца, а также свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие, что второй родитель не исполняет своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.

Итогом обращения в суд с подобным исковым заявлением станет решение суда о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка. В случае неисполнения решения суда взыскание алиментов будет производиться судебными приставами в порядке исполнительного производства.

Обращение в компетентные органы, к которым можно отнести: органы министерства внутренних дел (полицию), прокуратуру, органы опеки и попечительства. Необходимо отметить, что вышеуказанные органы действуют только в пределах их компетенций.

К примеру, органы прокуратуры действуют на основании ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (далее – Закон о прокуратуре РФ), и могут предъявить иск о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); предъявить в суд, органы опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона о прокуратуре РФ); непосредственно участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ; ст. ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); вносить предостережение о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона о прокуратуре РФ); опротестовывать при наличии оснований акты других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (ст. 23 Закона о прокуратуре РФ).

Органы внутренних дел (далее — ОВД) руководствуются в своей деятельности ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях в РФ, СК РФ и иным законодательством. Сотрудники ОВД вправе участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Вместе с тем, для защиты прав и законных интересов детей родители и их законные представители вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местной администрации города. Среди полномочий данных комиссий можно отметить: профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность органов опеки и попечительства регулируется Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве». В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого органы опеки и попечительства: предъявляют иски о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК РФ участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В последнее время в области защиты и охраны прав, свобод и законных интересов детей набирает значение Институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и в отдельных субъектах России. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», основными задачами уполномоченного по правам ребенка являются: осуществление независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов детей; обеспечение гарантий государственной защиты детей; содействие беспрепятственной реализации и восстановлению их нарушенных прав, свобод и законных интересов; совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей; разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей; содействие в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Следует упомянуть, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации предоставляет необходимые способы и возможности для защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Основной проблемой остается низкий уровень осведомленности граждан о способах и возможностях защиты своих детей. Родителям важно понимать, что защита прав и свобод своих детей является не просто их правом, а обязанностью. В противном случае, компетентные органы могут обратить внимание и на родителей, чье бездействие наносит ребенку вред.

Член Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Артем ВОРОБЬЕВ

xn—-7sbabh0bqfdqodn3j8b9b.xn--p1ai

Как соблюсти права детей на алименты?

Добрый день! Спасибо за вопросы. Предлагаю, сразу приступить в ответам.

Тема конференции – соблюдение прав детей на алиментные выплаты со стороны родителей. Этой проблеме посвящен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области. Александр Евгеньевич, это уже не первый Ваш специальный доклад о правах несовершеннолетних. В 2008 году был подготовлен доклад «О соблюдении прав детей в Московской области», в этом году Вы выбрали специальную тему. Чем вызван интерес к ней?

Взыскание алиментов один из самых актуальных вопросов семейного права в Подмосковье и в целом по России. Об этом свидетельствуют возрастающее количество обращений в мой адрес и информация, поступающая из органов власти и местного самоуправления, различных средств массовой информации. Думаю, мои коллеги – Уполномоченные по правам человека в других субъектах Российской Федерации подтвердят, что это один из наиболее острых и требующих скорейшего решения вопросов в сфере защиты прав детей в нашей стране. В упомянутом Вами специальном докладе 2008 года уже говорилось о необходимости принятия срочных мер по соблюдению прав детей на алименты. Предлагался комплекс мер, направленных на повышение внимания общества к главному своему институту – семье и необходимых для охраны и защиты детства, материнства и отцовства. Среди них — создание единой Концепции семейной политики в Московской области и принятие Федерального закона «Об основах государственной поддержки семей в Российской Федерации». К сожалению, реальных шагов в этом направлении государство до сих пор не сделало, поэтому необходимо еще раз обратить внимание власти и общества на проблемы реализации ребенком права на достаточное для удовлетворения всех его потребностей содержание. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры за прошлый год, подтверждающие актуальность вопроса. В 2009 году судами Московской области вынесено около 40 тысяч решений о расторжении брака и основная часть из них — с назначением детям алиментных выплат. Судами области рассмотрено более 15 тысяч исковых заявлений о взыскании алиментов на детей. То есть, как минимум 15 тысяч детей в нашем регионе не получали алиментные выплаты. Причем динамика неутешительна — за последние пять лет число рассмотренных судом дел возросло на 70%. Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Московской области в 2009 году велось около 67 тысяч исполнительных производств по взысканию алиментов. За 2007-2009 годы отмечен их рост в 1,5 раза. Согласитесь, статистика тревожная. В моих силах помочь конкретным детям, чьи родители или законные представители обратились ко мне с жалобой, но вопрос стоит шире. Выявленные системные недостатки надо устранить, чтобы все дети, а не только обратившиеся за помощью ко мне или в другие государственные органы, могли нормально расти и развиваться. В специальном докладе не только приводятся факты нарушений, но дается анализ законодательства и правоприменения, предложения по решению проблемы.

Где можно ознакомиться с текстом доклада?

Текст специального доклада опубликован на сайте Уполномоченного по правам человека в Московской области www.upchmosobl.ru и в «Вестнике Уполномоченного по правам человека в Московской области».

Александр Евгеньевич! Вы анализировали ситуацию с выплатой алиментов на содержание детей в Подмосковье. Какие выявлены нарушения в этой сфере?

В 2010 году аппаратом Уполномоченного при участии государственных органов и учреждений проведен мониторинг соблюдения имущественных прав детей на алиментные выплаты со стороны законных представителей несовершеннолетних, судебных и правоохранительных органов, а также органов исполнения судебных постановлений, исполнения наказаний. Анализ показал, что нарушения алиментных прав касаются всех категорий детей и возникают на всех этапах реализации. Основные нарушения, допускаемые законными представителями детей (родителями, усыновителями, опекунами, руководителями образовательных учреждений) это несвоевременность обращения за назначением алиментов. Правовая безграмотность приводит к тому, что существующие нормы используются мало или не используются совсем – законные представители редко обращаются за увеличением размера детского пособия на период розыска уклоняющегося от уплаты алиментов должника либо не просят об установлении фиксированного размера алиментов должникам, не имеющим постоянного заработка или безработным. Недостатки выявлены и в работе службы судебных приставов. Среди них: необоснованное окончание исполнительных производств, нарушение сроков совершения исполнительных действий, утеря исполнительных документов, неиспользование всех имеющихся в соответствии с законом полномочий для принудительного исполнения решения суда, непринятие мер для выявления всего имущества и доходов должника. Должен также отметить недостаточное взаимодействие службы судебных приставов с налоговыми органами, органами внутренних дел, органами Федеральной службы исполнения наказаний, подразделениями службы судебных приставов в других регионах, что не может не отражаться на результатах работы.

Как Вы думаете, каковы причины сложившейся ситуации с выплатой алиментов на несовершеннолетних?

Представляется, что основные причины это погрешности законодательства и несовершенство практики его применения. Не последнее место занимает и «человеческий» фактор – непрофессиональное, безответственное, формальное отношение к делу чиновников, обязанных по закону оказать ребенку и его законным представителям содействие в той или иной форме, что в конечном итоге приводит к нарушению прав ребенка.

Справедливо ли будет сказать, что основные виновники нарушения прав несовершеннолетних – их родители или законные представители?

Не совсем так. Среди виновников нарушения прав детей не только родители или иные законные представители, но порой бывают и государственные органы, а также иные организации, в том числе работодатели родителей-должников. Как я уже сказал, нарушаются права детей всех категорий и на всех этапах. Родители — это лица, на которых законодательством в первую очередь возложена реализация прав детей и именно они, казалось бы, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы их ребенок мог нормально расти, не зная нужды. Тем не менее, должен с сожалением констатировать тенденцию роста нарушений прав детей родителями, не выплачивающими алименты. В обществе отсутствует атмосфера нетерпимого отношения к тем, кто уклоняется от уплаты алиментов на содержание детей. Такие родители, как правило, не встречают осуждения окружающих за мизерные выплаты своим детям, сокрытие доходов и имущества от учета по выплате алиментов и задолженности. У этой медали есть и другая сторона – не так уж редки случаи несвоевременного обращения за содействием в реализации права ребенка на алименты. Например, ко мне с просьбой о помощи обратилась жительница Рузского района У. Отец ребенка долгое время после развода не исполнял обязанности по его воспитанию и содержанию. С иском о взыскании алиментов заявительница обратилась в суд только спустя 12 лет после развода. Тем самым она лишила сына возможности своевременно получать материальную помощь. А свои действия объяснила тем, что не хотела быть зависимой от отца ребенка. Известны случаи, когда родитель вместо взыскания алиментов в пользу ребенка заключает с должником своеобразную сделку на компенсацию алиментных выплат в форме отказа от свиданий с ребенком или соблюдения иных условий. Безусловно, это нарушает права несовершеннолетнего.

В непростых финансово-экономических условиях, при наличии инфляции особое значение приобретает индексация денежных средств, выплачиваемых на содержание детей. Соблюдается ли данная норма?

К сожалению, имеются нарушения. В условиях высокой инфляции первостепенное значение приобретает индексация алиментных платежей, в том числе и при определении задолженности. Однако эти действия производятся судебными приставами несвоевременно, а бухгалтерии организаций, где работают должники, выплаты часто вообще не осуществляют. В соответствии со статьей 117 Семейного кодекса РФ, а также статьей 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» индексация алиментов производится администрацией организации по месту их удержания пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Как известно, федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрены две величины минимального размера оплаты труда. Одна величина, размер которой с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц, применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Другая предназначена для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Алиментные платежи относятся к категории иных платежей. Величина МРОТ, установленная для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, остается неизменной с 1 января 2001 года до настоящего времени – 100 рублей. Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики за третий квартал 2006 года дал разъяснение, что в целях равной защиты от инфляции лиц, получающих алименты в долях от заработка, и лиц, получающих алименты в твердой денежной сумме, при индексации необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда в 4330 рублей. Для обеспечения возможности производить индексацию размер алиментов, взыскиваемый судом в твердой денежной сумме, должен быть установлен в соответствии с определенным числом минимальных размеров оплаты труда, например, 1,5 или 2 МРОТ. Однако суды при вынесении решений данное разъяснение используют не всегда.

Насколько, на Ваш взгляд, эффективно работает служба судебных приставов по исполнительным производствам, связанным с алиментными обязательствами?

Изучение соблюдения прав детей позволило выявить следующие недостатки: несоблюдение установленных законодательством сроков совершения исполнительных действий по взысканию алиментов; формализм при ведении исполнительных производств; утеря исполнительных документов; окончание исполнительных производств при наличии задолженности по выплате алиментов; неиспользование в полном объеме всех предоставленных законом полномочий по обеспечению принудительного исполнения должниками актов о взыскании алиментов; непринятие мер по установлению размера доходов для исчисления алиментов, имущества должника для взыскания задолженности, ее индексации; отсутствие проверок правильности начисления бухгалтерией организации работодателя должника удержаний в счет алиментов и задолженности, должного контроля за своевременностью и полнотой перечислений; неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела в отношении должника за злостное уклонение от уплаты алиментов; отсутствие ответов на устные и письменные обращения взыскателей, включая повторные, или их формальный характер. Эти недостатки имеют как объективные, так и субъективные причины. Нельзя не отметить внутренние проблемы службы судебных приставов-исполнителей. Объем исполнительных производств по алиментам значительно возрос. Остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов в Московской области на конец 2009 года, в том числе из-за наличия задолженности, составил около 40 тысяч дел. Нагрузка на одного судебного пристава составляет от 500 до 2 тысяч исполнительных производств. Высокая нагрузка, низкая заработная плата (в среднем около 12 тысяч рублей), отсутствие необходимой профессиональной подготовки влекут текучесть кадров. Взаимодействие Управления ФССП России по Московской области и налоговых служб находится на низком уровне. Налоговые органы в некоторых муниципальных образованиях Московской области не предоставляют в срок сведений по запросу службы судебных приставов о денежных средствах плательщика алиментов или отказывают в их предоставлении. Порой при наличии достоверной информации об индивидуальной предпринимательской деятельности плательщика поступает ответ из налоговой службы об отсутствии сведений о доходах. По этой причине расчет задолженности по алиментным выплатам производится по средней заработной плате по стране. Неэффективно решается судебными приставами-исполнителями проблема выяснения дополнительных доходов должника и взыскания с них алиментов. Из-за недостаточного законодательного регулирования, в том числе межведомственного взаимодействия, большой проблемой является поиск места работы плательщика алиментов.

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ до сих пор находится проект закона, предусматривающий выплату алиментов в твердой денежной сумме, а не в долях от заработка. И ранее аналогичные предложения уже вносились в парламент. Как Вы относитесь к принятию такого закона?

Исходя из интересов несовершеннолетних, безусловно, поддержу принятие такого закона. Нормы законодательства об установлении доли выплат устарели. Они были применимы в условиях государства, в котором граждане имели, как правило, один источник дохода. Совместительство жестко регулировалось законом. В настоящее время ситуация изменилась. Любое лицо может иметь неограниченное число источников дохода. И на практике ни налоговая инспекция, ни судебный пристав-исполнитель, ни взыскатель алиментов не в состоянии все их выявить. В этих условиях единственным выходом из положения законодательство предусматривает определение алиментов в твердой денежной сумме. С другой стороны, решение о назначении алиментов в твердой денежной сумме должно быть взвешенным, продуманным и не нарушать права как одной, так и другой стороны. Ни для кого не секрет, что не все регионы России могут обеспечить своих жителей работой и достойной зарплатой, люди вынуждены уезжать на заработки. Кроме того, у них могут быть нетрудоспособные члены семьи на иждивении или трудная жизненная ситуация.

Вопрос задает Татьяна из Сергиева Посада. Отец ребенка лишен родительских прав. Значит ли это, что он не обязан платить алименты?

Нет, не значит. В соответствии со статьей 71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав означает, что родитель полностью теряет все права, основанные на факте родства с ребенком. В то же время лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка, то есть отец или мать должны платить алименты, размер и порядок выплаты которых устанавливается либо в соглашении о выплате алиментов либо в судебном решении.

Еще один вопрос от нашего гостя из Егорьевского района. Бывший муж работает в нескольких местах. Увеличить выплачиваемую на ребенка сумму он отказывается, мотивируя тем, что не хочет содержать еще и меня. Но насколько я знаю, алименты уплачиваются со всех доходов. Права ли я?

Алименты удерживаются со всех видов заработной платы и некоторых иных доходов. В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841, определено, что удержание производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству. В постановлении приведены также иные доходы, из которых производятся выплаты по алиментным обязательствам. Установить наличие у должника другой работы и другого дохода должен судебный пристав-исполнитель, который направит копию исполнительного листа по месту работы. В то же время есть доходы, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью или в связи со смертью кормильца; ряд компенсационных выплат, установленных Трудовым кодексом РФ и некоторые другие доходы, полный перечень которых дан в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Вопрос задает Мочалова Лидия Васильевна из Электростали. Можно ли удерживать алименты на ребенка с человека, который нигде не работает?

Да, конечно. Только нужно различать две категории неработающих граждан – незанятых и безработных. Определение безработного дано в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Это трудоспособный гражданин не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней. Второй признак – регистрация в службе занятости, отличает безработного гражданина от незанятого – последний не имеет работы, но не обратился в государственный орган с тем, чтобы получить определенный статус. Регистрация в качестве безработного и отсутствие подходящей работы влекут за собой назначение и выплату соответствующего пособия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» с пособий по безработице алименты удерживаются по решению суда, судебному приказу или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Удержание производится по месту начисления пособия по безработице. Что же касается незанятого лица, необходимо определить, имеются ли у него иные доходы. К таковым можно отнести: все виды пенсий, за исключением пенсии по случаю потери кормильца за счет средств федерального бюджета; стипендии; пособие по временной нетрудоспособности; доходы, получаемые от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; доходы от сдачи в аренду имущества; доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям); суммы, получаемые в возмещение вреда здоровью; иные. Со всех перечисленных видов доходов удерживаются алименты. Если не удастся достигнуть добровольного согласия об уплате алиментов, вопрос придется решать в судебном порядке.

Александр Евгеньевич, давайте поговорим об уклонении от уплаты алиментов. Согласитесь, что эта проблема для нашего общества очень актуальна. Такие ситуации не редкость и, к сожалению, не являются общественно порицаемыми. Многие столкнувшиеся с невыплатой алиментов даже не пытаются добиться выполнения закона, обратиться в суд. Какова практика привлечения должников к административной или уголовной ответственности в Московской области?

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит две статьи, по которым могут быть привлечены к ответственности уклоняющиеся от уплаты алиментов. Это статья 17.14. «нарушение законодательства об исполнительном производстве» и статья 5.35 «неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Ни та, ни другая не устанавливает ответственности именно за уклонение от уплаты алиментов, а статья 5.35, например, не может быть применена к лицам, лишенным родительских прав. Да и санкция статьи – от 100 до 500 рублей — никак не служит цели предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем. Применение статьи 157 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей наказание за злостное уклонение от уплаты алиментов, также вызывает ряд вопросов. Во-первых, нет определения злостности, что порождает неодинаковую практику в разных муниципальных образованиях Подмосковья. В некоторых районах необходимо вынести 2 предупреждения, между которыми должно пройти 2 месяца, в других — 3 предупреждения, в третьих — 4, причем между ними должно пройти от 1 до 6 месяцев. В итоге после первого предупреждения о привлечении должника к уголовной ответственности проходит от полугода до полутора лет, прежде чем возбуждается уголовное дело за злостное уклонение от уплаты алиментов. При этом задолженность растет, а длительность невыплат на злостность не влияет. Дети годами не получают алименты, а должник продолжает уклоняться от их уплаты. Во-вторых, по 157 статье можно привлечь к уголовной ответственности только человека, обязанного выплачивать алименты на основании судебного решения. Как же быть с невыплатой средств, определенных в соглашении об уплате алиментов? Семейный кодекс РФ называет такое основание для установления размера и порядка выплаты денежного содержания на ребенка, а Уголовный кодекс до сих пор эту норму не учитывает. Считаю, что поправки в КоАП и в УК РФ давно назрели. Изучение ситуации по применению мер уголовно-правового характера к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты алиментов, показывает, что их количество с 2005 года снизилось на 20%. По информации УФСИН России по Московской области в 2009 году по статье 157 УК РФ отбывали наказание, не связанное с лишением свободы, 871 человек. В том числе отбывали исправительные работы 515 человек, из них уклонялись от исполнения 187, в том числе находились в розыске 34. К обязательным работам были осуждены 200 человек. Уклонялись от обязательных работ – 39. К вышеперечисленным видам наказания судом были осуждены условно, с применением ст. 73 УК РФ 155 человек, с применением отсрочки -1.По данным Московского областного суда, в 2009 году за уклонение от исполнения наказания 316 осужденным наказание заменено на более строгое. Во многих обращениях граждан содержатся жалобы на неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК РФ по формальным основаниям. Хотя на практике даже применение мер уголовной ответственности не решает проблему восстановления имущественных прав детей в части выплаты алиментов. Приведу пример. На протяжении 7 лет А. злостно уклоняется от уплаты алиментов на содержание ребенка, находящегося в Софьинском детском доме Наро-Фоминского муниципального района. Администрация детского учреждения ежегодно безрезультатно обращалась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 157 Уголовного кодекса РФ. Только спустя 5 лет дело было возбуждено, и А. привлечена к уголовной ответственности. Наказание – 1 год обязательных работ. Решение суда не исполнено. Алименты не поступили. Задолженность тоже сохраняется. И снова, уже третий год, регулярно пишутся заявления о возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК РФ. А. не работает, продолжает злостно уклоняться от уплаты алиментов. За 7 лет нахождения ребенка в детском учреждении деньги на уплату алиментов на его счет не поступили ни разу.

Александр Евгеньевич, предлагаю отдельно остановиться на выплате алиментов детям, оставшимся без попечения родителей. Можно ли сказать, что здесь допускается больше нарушений, чем при выплате содержания детям, живущим в семьях?

К сожалению, да. Наибольшее количество нарушений прав на алиментные выплаты отмечается среди детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских учреждениях различной ведомственной принадлежности. По информации Министерства образования Московской области, общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет более 16 тысяч. Ежегодно по решению суда около 3 тысяч несовершеннолетних остаются без попечения родителей с назначением алиментов. По сведениям органов опеки и попечительства, право на алименты имеют более 6 тысяч детей. И только каждому четвертому из них деньги перечисляются регулярно. Среди проживающих в детских учреждениях этот показатель еще ниже — от 1% до 20%. Большая часть воспитанников алименты не получает или получает нерегулярно. Их размер очень низок — от 300 рублей до 1 тысячи рублей в месяц. Это, главным образом, отчисления от пенсий, пособий по безработице или из заработка осужденных к лишению свободы в учреждениях исполнения наказания. В целях изучения ситуации и оказания содействия в защите прав этих детей Уполномоченным по правам ребенка в Московской области и Главным судебным приставом Московской области были проведены совместные выезды в детские учреждения с посещением детских домов, интернатов, домов ребенка в Раменском, Ногинском, Рузском, Щелковском, Истринском, Коломенском, Мытищинском, Можайском, Одинцовском, Ленинском, Ступинском, Серебряно-Прудском, Орехово-Зуевском муниципальных районах и городских округах: Железнодорожный, Подольск, Электросталь, Коломна, Орехово-Зуево. Практически во всех учреждениях выявлены системные нарушения прав детей на содержание со стороны родителей. Наиболее распространенной причиной несоблюдения законодательства является несвоевременное обращение детских учреждений в суд за сменой взыскателя. В Коробчеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида Коломенского муниципального района на время посещения имелось 11 решений судов о взыскании алиментов в пользу органов опеки и попечительства, при этом учреждением не предпринято никаких действий по смене взыскателя, и исполнительные производства не возбуждены. Невзыскание алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей, иногда происходит по вине детских учреждений из-за непрофессионализма сотрудников. Организация контроля за соблюдением прав детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы опеки и попечительства. Однако большинство органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях контроль осуществляют слабо. Они, как правило, в суд за сменой взыскателя не выходят, с опекунами этот вопрос своевременно не решают, судебных приставов об изменении формы устройства ребенка и смене законного представителя не информируют, сверки по месту нахождения детей, имеющих право на алименты, не проводят. В исполнительных производствах взыскателями продолжают значиться органы управления образованием, органы опеки и попечительства или детские учреждения, в которых несовершеннолетние длительное время не проживают или вообще никогда не проживали. Одним из препятствий в должном исполнении законодательства является недостаточный уровень взаимодействия органов опеки и попечительства, детских учреждений со службой судебных приставов. Необходимо отметить, что нарушения прав на алименты детей, оставшихся без попечения родителей, происходят неоднократно, носят злостный характер и тесно связаны с нарушением их жилищных прав. Поэтому следует изучить вопрос о возможности использования взаимозачета стоимости доли собственности на единственное жилое помещение должника в счет погашения задолженности по алиментам.

Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять в первую очередь, чтобы начать решение проблемы?

Я бы выделил несколько направлений, по которым нужно одновременно двигаться. Во-первых, совершенствование законодательства. Не меньшее значение имеет корректировка правоприменительной практики. Требуется отладить четкое взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с органами внутренних дел, налоговыми органами, Федеральной службой исполнения наказаний, областными министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Процесс реализации ребенком права на содержание и воспитание не должен буксовать ни на одном этапе. На мой взгляд, было бы целесообразно создать структурные подразделения, специализирующиеся на ведении исполнительных производств, касающихся имущественных, личных неимущественных и иных прав и законных интересов несовершеннолетних. Ну и наконец, для достижения единообразия судебной практики по алиментным обязательствам требуются ее обобщение и разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам, не нашедшим отражение в ранее вышедших Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Какие изменения в законодательстве Вы предлагаете?

Помимо дополнений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, о которых мы уже сегодня говорили, предлагаю разработку федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» и Концепции семейной политики в Московской области. На мой взгляд, необходимо законодательно продлить уплату алиментов до достижения ребенком 23 лет в том случае, если он обучается в образовательном учреждении по очной форме и не имеет самостоятельного заработка. В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» предлагаю расширить перечень ограничений в отношении должников, в том числе введя запрет на совершение сделок с имуществом, требующих государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов; при отсутствии задолженности по алиментным выплатам определить возможность окончания исполнительного производства на основании направления исполнительного листа по месту работы должника не ранее осуществления первой выплаты взыскателю; при окончании исполнительного производства в связи с направлением документов исполнительного производства по территориальности сохранять наложенные ранее ограничения в отношении должника. Стоит глубже рассмотреть вопрос о возможности взаимозачета задолженности по алиментам и оформления в собственность несовершеннолетнего части единственного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности должнику, если он не располагает иным имуществом, на которое могло бы быть обращено взыскание, не имеет источников дохода, не принимает мер к трудоустройству.

ria.ru

Смотрите еще:

  • Возраст пенсии шахтёрам Возраст выхода на пенсию в России, странах Европы, США. Справка Россия Возраст выхода на пенсию для мужчин составляет – 60 лет, для женщин – 55 лет. Трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее […]
  • Изменения в пенсионном законе в 2018 году Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем […]
  • Назначение пенсии госслужащим ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 января 2018 Сегодня общеустановленный возраст выхода на пенсию […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.