Земельный налог в 2005 году

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 июня 2010 г. N А49-1269/2010 Суд признал недействительным решение налогового органа о начислении земельного налога, пени и штрафа в части применения налоговых санкций, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя

Решение Арбитражного суда Пензенской области
от 15 июня 2010 г. N А49-1269/2010

Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению гаражно-строительного кооператива «Окружной» (440031, г. Пенза, ул. Окружная, 80а; 440031, г. Пенза, ул. Кижеватова, 22-82) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13); третье лицо — Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (440008, г. Пенза, ул. Коммунистическая, 32) о признании недействительным решения установил:

Гаражно-строительный кооператив «Окружной» (далее — ГСК «Окружной») обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (далее — налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 09.01.2008 г. N 1.

Определением арбитражного суда от 26.04.2010 г. суд, посчитав причины пропуска срока на обжалование уважительными, восстановил срок на обжалование решения налогового органа.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. По мнению заявителя, обжалуемым решением налоговый орган неправомерно начислил земельный налог, так как земельный участок ГСК «Окружной» в 2004-2006 годах не был сформирован, поскольку межевание участка проведено в 2008 году, Кроме того, заявитель считает, что не владел в полном объеме земельным участком, так как его часть была изъята и передана ООО «Теплый дом» под строительство коттеджей.

Налоговый орган заявленные требования не признал и просил суд в их удовлетворении отказать на том основании, что расчет земельного налога произведен на основании постановления главы администрации г. Пензы от 17.10.1994 г. N 1149, свидетельства бессрочного постоянного пользования от 26.12.1994 г. N ПЕО-29-002596, сведений территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области.

Представитель третьего лица поддержал доводы налогового органа.

В судебном заседании объявлен перерыв до 15.06.2010 г., после чего судебное заседание продолжено.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы в период с 22.10.2007 г. по 26.11.2007 г. проведена выездная налоговая проверка ГСК «Окружной» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.

Как установлено в акте проверки от 05.12.2007 г. N 67 и обжалуемом решении от 09.01.2008 г. N 1, заявитель не уплатил в бюджет земельный налог в общей сумме 56439 руб. 64 коп., в том числе: за 2004 год в сумме 2843 руб. 20 коп., за 2005 год — 3273 руб. 42 коп., за 2006 год — 50323 руб. 02 коп., в связи с чем ГСК «Окружной» начислены соответствующие пени и применены налоговые санкции за неуплату налога и за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2005-2006 годы, а также авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 года.

Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 21.02.2008 г. N 23-14/32 жалоба ГСК «Окружной» на решение Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы от 09.01.2008 г. N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Правовые основания для исчисления земельного налога в 2004-2005 годах были определены Законом Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон).

Статьей 1 Закона предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель ( статья 7 Закона).

Порядок и ставки исчисления земельного налога на территории города Пензы были предусмотрены Решением Пензенской городской Думы от 26.02.1999 г. N 310/28 «О плате за землю в г. Пензе».

Ставки земельного налога на 2004 год были установлены Решением Пензенской городской Думы от 25.03.2004 г. N 645/47, согласно которому ставка налога за земельный участок, расположенный в 80 зоне (границы зоны: северо-запад — ул. Чебышева, северо-восток — ул. Окружная, юго-восток — ул. Бурмистрова, юго-запад — р. Мойка) определена в размере 14,60 руб. за кв.м., а на 2005 год ставки земельного налога установлены Решением Пензенской городской Думы от 17.12.2004 г. N 844/62 — в размере 16,06 руб. за кв.м. Причем в Примечании к Решению от 25.03.2004 г. N 645/47 указано, что налог за земли, занятые жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставки земельного налога соответствующей градостроительной зоны, но не менее 0,57 руб./кв.м. Данная норма Примечания на 2005 год изменена Решением Пензенской городской Думы от 17.12.2004 г. N 844/62 — вместо 0,57 руб./кв.м указано 0,63 руб./кв.м.

Решением Пензенской городской Думы от 26.02.1999 г. N 310/28 «О плате за землю» определено, что льготы по земельному налогу определяются в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», к категории которых, в том числе отнесены участники Великой

Отечественной войны, граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, а также инвалиды 1 и 2 групп.

В соответствии со статьей 15 Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Статьей 16 Закона определено, что земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» глава вторая Налогового кодекса РФ дополнена разделом X «Местные налоги», в которую вошел и раздел 31 «Земельный налог».

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований ( пункт 1 ).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога ( пункт 2 статьи 387 Кодекса).

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения ( пункт 1 ).

Налоговая база и порядок ее определения предусмотрены статьями 390 и 391 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( пункт 1 статьи 391 Кодекса).

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования ( пункт 3 статьи 391 Кодекса).

На территории города Пензы земельный налог введен с 1 января 2006 года Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 г. N 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» (далее — Решение от 25.11.2005 г. N 238-16/4).

Пунктом 2.2 указанного Решения от 25.11.2005 г. N 238-16/4 установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка: 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых гаражами и автостоянками; 1,5 процента — в отношении прочих земельных участков.

Как установлено материалами дела, Постановлением главы Администрации г. Пензы от 17.10.1994 г. N 1149 ГСК «Окружной» передан в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 0,53 га для завершения строительства кооперативных боксовых гаражей стр. N 71 в 3 микрорайоне Южная Поляна (т. 1 л.д. 64).

Актом об отводе границ участка в натуре от 25.11.1994 г. N 17 закреплены границы предоставленного ГСК «Окружной» земельного участка на местности (т. 1 л.д. 66).

26.12.1994 года Администрацией г. Пензы выдано ГСК «Окружной» свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования N ПЕО-29-002596 на земельный участок площадью 0,53 га (т. 1 л.д. 128).

Актом выездной налоговой проверки и обжалуемым решением установлено, что в 2004-2006 годах ГСК «Окружной» не исчислял и не уплачивал в бюджет земельный налог, а также не представлял в налоговый орган декларации и расчеты авансовых платежей по земельному налогу.

Таким образом, обжалуемым решением ГСК «Окружной» правомерно начислен к уплате в бюджет земельный налог в общей сумме 56439 руб. 62 коп., в том числе: за 2004 год — 2843 руб. 20 коп.; за 2005 год — 3273 руб. 42 коп.; за 2006 год — 50323 руб., а также начислены пени и применены санкции за неуплату налога и непредставление деклараций и расчетов по земельному налогу.

Суммы исчисленного налоговым органом земельного налога заявителем не оспариваются.

Довод заявителя о том, что часть его земельного участка была представлена иным лицам (ООО «Теплый дом», Перетятько С.П., ООО «Лукойл-Средневолжскнефтепродукт», ЗАО «ПензаавтоГАЗсервис»), судом отклоняется по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, Постановлением главы города Пензы от 20.07.1999 г. N 1263 ООО ПКФ «Теплый дом» предоставлен в аренду земельный участок площадью 38456 кв.м по ул. Окружной, сроком на два года, для проектирования и строительства комплекса индивидуальной жилой застройки за счет незастроенных муниципальных земель города (т. 2 л.д. 74).

Постановлениями Главы города Пензы от 30.09.1999 г. N 1769 (т. 2 л.д. 75), Главы администрации г. Пензы от 31.05.2002 г. N 897 (т. 1 л.д. 67-68), от 04.11.2002 г. N 2070 (т.1 л.д. 70-71), от 21.06.2003 г. N 1169/3 (т.1 л.д.72-74), от 12.02.2004 г. N 294 (т. 2 л.д. 17-18), от 16.06.2004 г. N 1171/2 (т. 1 л.д. 85-87) изменялась площадь земельного участка, предоставленного ООО ПКФ «Теплый дом», за счет изъятия части земельного участка и предоставления изъятых частей ООО «Лукойл-Средневолжскнефтепродукт», Перетятько С.П., ЗАО «ПензаавтоГАЗсервис».

Доказательств того, что земельный участок, предоставленный ГСК «Окружной», был впоследствии предоставлен ООО ПКФ «Теплый дом», материалы дела не содержат.

Ссылку заявителя на постановление Главы администрации г. Пензы от 17.04.2008 г. N 510 (т. 1 л.д. 32) суд не может принять в качестве доказательства наложения земельных участков, предоставленных заявителю и указанным лицам, поскольку в его тексте и проекте границ земельного участка от 22.01.2008 г. N 27 также не указано, наложение каких земельных участков произошло.

Суд также отклоняет довод заявителя о неправомерности начисления земельного налога на том основании, что земельный участок не был сформирован.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.07.2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиками земельного налога являются лица, которые в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны как обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок ( пункт 1 ).

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта ( пункт 4 ).

Как указано в пункте 2 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54, в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

В момент предоставления ГСК «Окружной» земельного участка (1994 год) действовал Земельный кодекс РСФСР, который предусматривал процедуру землеустройства, включающую в себя, в том числе, отвод земельных участков в натуре (на местности) с обозначением границ земельных участков межевыми знаками установленного образца ( статьи 113 , 114 Кодекса).

Следовательно, в рамках действующего в 1994 году земельного законодательства, отвод земельного участка представлял собой землеустроительное действие, направленное на реализацию распорядительных актов компетентных государственных органов (решений, постановлений, распоряжений) об установлении (отвод) или прекращении (изъятие) права собственности, землевладения, землепользования путем перенесения и закрепления границ земельного участка в натуре. Отвод земель представлял собой обособление участка от всех других, в результате чего определялись конкретные, границы объектов права собственности, землевладения, землепользования или аренды.

В материалах дела имеется акт об отводе границ участка в натуре от 25.11.1994 г., которым определены границы предоставленного ГСК «Окружной» земельного участка, его координаты, описание смежеств, а также указано, что границы закреплены на местности металлическими знаками (т. 1 л.д. 66).

Таким образом, довод заявителя о том, что земельный участок не сформирован, поскольку его границы не были закреплены на местности, опровергается материалами дела.

Иные законодательные и нормативно-правовые акты, на которые ссылается заявитель, в том числе Федеральные законы от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве», Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом в 1996 году, Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 514, не могли регулировать земельные правоотношения, складывающиеся в 1994 году, в силу их отсутствия в указанный период.

Кроме того, как следует из Постановления Главы администрации г. Пензы от 17.04.2008 г. N 510, на которое ссылается заявитель, оно утверждает проект границ земельного участка площадью 5300 кв.м для корректировки (то есть изменения) границ, а не установления границ, земельного участка ранее предоставленного для строительства кооперативных боксовых гаражей.

Более того, расчет земельного налога за 2004-2005 годы производился, исходя из величины площади земельного участка, а в 2006 году — кадастровой стоимости, которые не изменялись.

В силу пункта 1 статьи 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

В силу статьи 112 Налогового кодекса РФ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, в том числе, относятся иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть отнесены к таковым.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются при применении налоговых санкций.

Материалами дела установлено, что ГСК «Окружной» является потребительским кооперативом, то есть некоммерческой организацией, и осуществляет свою деятельность за счет членских взносов, основная сумма санкций применена за непредставление налоговых деклараций, что характеризует совершенное заявителем правонарушение» «как не представляющее большую общественную опасность, а также не причиняющее ущерба фискальным интересам государства.

Указанные обстоятельства были известны налоговому органу при вынесении решения, однако оценка им в обжалуемых решениях не была дана. Непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафных санкций противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 года N 11-П о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения. Следовательно, суд считает возможным уменьшить сумму штрафных санкций в пять раз, которая, с учетом указанного уменьшения, составляет 6336 руб. 98 коп. (31684,88:5).

При таких обстоятельствах арбитражный суд находит заявленные требования о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы от 09.01.2008 года N 1 в части применения налоговых санкций в сумме 25347 руб. 90 коп. (31684,88 — 6336,98) обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 137 , 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. В связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с налогового органа, поскольку с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 г. N 7959/08, в случае признания обоснованными полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать недействительным как противоречащее нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы от 09.01.2008 г. N 1 в части привлечения ГСК «Окружной» к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 25347 руб. 90 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (г. Пенза, ул. Куйбышева, 13) в пользу гаражно-строительного кооператива «Окружной» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный (г. Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия.

www.garant.ru

Земельный налог в 2005 году

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ (далее — Закон №141-ФЗ) НК РФ дополнен новой главой — «Земельный налог». Закон № 141-ФЗ был официально опубликован в «Российской газете» 30.11.2004 и с учетом положений пункта 1 статьи 8 вступает в силу с 1 января 2005 года.

Хотелось бы напомнить читателям, что в силу положений Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ с 1 января 2005 года вступают в силу статьи 12-15 НК РФ и одновременно утрачивает силу Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах). Земельный налог всегда относился к местным налогам, таким он и останется. Однако при этом существенно меняется подход к его установлению. До нового года пунктом 2 статьи 21 Закона об основах было предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами РФ, в частности, Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон о плате за землю) и взимается на всей ее территории. Региональным властям предоставлялось право установления ставок налога. С нового года статья 387 НК РФ все ставит на свои места: поскольку земельный налог является местным, то юрисдикционные полномочия по его введению или отмене теперь сосредоточены в руках органов местного самоуправления (органов государственной власти Москвы и Санкт- Петербурга). Регулируя вопросы, связанные с исчислением земельного налога, федеральный законодатель лишь определил отдельные элементы данного налога, предоставив возможность их установления указанным выше уполномоченным органам.

Вводя новую главу НК РФ, законодатель поступил в некоторой степени некорректно по отношению к этим уполномоченным органам, по существу лишив их возможности введения с 1 января 2005 года нового правового регулирования в отношении земельного налога. Причина кроется в положениях статьи 5 НК РФ, которая к законам субъектов РФ и иным актам законодательства о налогах и сборах предъявляет однозначное требование — они должных быть официально опубликованы не ранее чем за месяц до даты вступления в силу и не ранее первого числа следующего налогового периода. Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 393 НК РФ, устанавливающим по земельному налогу налоговый период, равный календарному году, земельный налог по главе 31 НК РФ мог быть введен только в случае, если соответствующий нормативный правовой акт был опубликован не позднее 30 ноября 2004 года (напомним, что Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ был опубликован в «Российской газете» только 30 ноября 2004 года).

Таким образом, законодатели на местах должны были в один день (получив с утра «РГ») принять соответствующий нормативный правовой акт, подписать его и официально опубликовать.

При таком подходе введение «нового» земельного налога с 1 января 2005 года представляется маловероятным.

Однако в нашей столице — Москве принимается Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге», который официально публикуется 30.11.2004 и вводится в действие с 1 января 2005 года. Оспаривать подобный порядок введения налога бесперспективно, поскольку даже если на момент принятия Закон г. Москвы не соответствовал федеральному законодательству (глава 31 НК РФ, предоставляющая соответствующие полномочия, вступает в силу только с 1 января 2005 года), то к моменту его вступления в силу — уже соответствует. Вследствие этого с 1 января 2005 года в Москве (а может, и в иных регионах и муниципальных образованиях) земельный налог подлежит уплате в соответствии с положениями главы 31 НК РФ.

В то же время в регионах, в которых не успели ввести «новый» земельный налог, последний все равно подлежит уплате, но с учетом положений Закона о плате за землю. Причем федеральный законодатель, очевидно предвидя, что не все уполномоченные органы успеют принять соответствующие нормативные правовые акты в соответствии с главой 31 НК РФ, в статье 3 Закона № 141-ФЗ делает оговорку о том, что в случае введения «нового» земельного налога на территории муниципального образования Закон о плате за землю на данной территории не применяется. Утрачивает же силу Закон о плате за землю только с 1 января 2006 года (п. 2 ст. 2 Закона № 141-ФЗ). Следовательно, если к этому моменту на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения) «новый» земельный налог в установленном порядке введен не будет, то с 1 января 2006 года правовых оснований для его взимания не будет.

Что же нового появляется во взимании земельного налога?

О самом главном изменении мы уже упомянули выше — земельный налог становится истинно местным налогом, введение и отмена которого находится теперь в исключительной компетенции уполномоченных органов. Глава 31 НК РФ на федеральном уровне закрепляет основные элементы налога — налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления налога. Уполномоченные органы при введении земельного налога определяют конкретные размеры налоговых ставок (не более установленных статьей 394 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога (этот срок не может быть более ранним по сравнению с установленным НК РФ), а также могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и порядок их применения.

Статья 388 НК РФ относит к налогоплательщикам земельного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.
  • Здесь же делается оговорка о том, что организация или физическое лицо не являются налогоплательщиками земельного налога, если обладают правом безвозмездного срочного пользования земельным участком или если участок передан им по договору аренды.

    Подобное определение круга налогоплательщиков земельного налога является безусловным достоинством главы 31 НК РФ (Закон о плате на землю вообще не содержит подобных положений), поскольку позволяет однозначно идентифицировать обязанное лицо, используя легальные понятия гражданского законодательства. Наличие у организации или физического лица соответствующих вещных прав устанавливается на основании правоустанавливающих документов, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», или иных правоустанавливающих документов (ст. 8 Закона № 141-ФЗ). При этом бы хотелось напомнить, что ВАС РФ неоднократно указывал, что при уклонении лица от надлежащего оформления возникших прав на земельный участок все равно имеет место публичная обязанность по уплате земельного налога (см., в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2004 № 7644/03).

    Новеллой главы 31 НК РФ является подход законодателя к определению налоговой базы по земельному налогу. По Закону о плате за землю налог уплачивается исходя из средних ставок налога в рублях за квадратный метр в зависимости от территориального расположения (дифференциация проведена как на федеральном, так и на местном уровне). В связи с этим в действующей системе исчисления земельного налога имеют место весьма многочисленные градации при установлении конкретного размера налога в отношении земельных участков различного целевого назначения, причем эти градации не всегда являются экономически обоснованными (см., например, Определение КС РФ от 11.05.2004 № 209-О). Глава 31 НК РФ предусматривает механизм уплаты налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка по данным кадастрового учета на 1 января соответствующего налогового периода (ст. 390, 391 НК РФ).

    Еще одной победой налогоплательщиков необходимо признать введение законодателем принципа установления максимального размера ставок налога на федеральном уровне с возможностью их дифференциации местными уполномоченными органами. Подобный механизм в отношении имущественных налогов мы уже наблюдаем в главах 28 «Транспортный налог», 29 «Налог на игорный бизнес» и других главах НК РФ. Данный подход в свое время был озвучен Конституционным Судом РФ, который указал, что на федеральном уровне в любом случае должны предусматриваться максимально возможные ставки налога, что такой порядок является одной из гарантий определенности при установлении налога (см. Определение КС РФ от 10.04.2002 № 107-О). Статьей 393 НК РФ предусмотрены всего две ставки:

  • 0,3 % в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • 1,5 % в отношении всех прочих земельных участков.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в срок до 1 марта налогового периода в порядке, установленном уполномоченными органами. Пункты 15 и 16 статьи 396 НК РФ воспроизводят положения, аналогичные предусмотренным статьей 8 Закона о плате за землю (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ), которые увеличивают ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищное строительство. В то же время уполномоченным органам предоставлено право введения дифференцированных налоговых ставок (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты авансовых платежей и налога по итогам налогового периода устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченных органов. При этом в пункте 1 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что срок уплаты земельного налога по итогам налогового периода не может устанавливаться ранее 1 февраля (срока, установленного для представления налоговой декларации). По итогам отчетных периодов (3 месяца, полугодие, 9 месяцев) нормативными правовыми актами уполномоченных органов может быть предусмотрена обязанность по уплате авансовых платежей.

Авансовые расчеты представляются налогоплательщиками не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, по итогам налогового периода — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 398 НК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 398 НК РФ и авансовые расчеты, и налоговая декларация представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Еще одним важным новшеством главы 31 НК РФ является порядок утверждения формы авансового расчета и налоговой декларации по земельному налогу — их должен утвердить Минфин России (в отличие, например, от транспортного налога, где это право федеральный законодатель передал региональным властям).

Пункт 3 статьи 397 НК РФ предусматривает особый механизм уплаты налога. В соответствии с общими положениями НК РФ налогоплательщик уплачивает налоги, сборы и иные обязательные платежи по месту своего местонахождения. В случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, на налогоплательщика может быть возложена обязанность по уплате налога вне места своего нахождения — по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения объектов недвижимости, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Земельный налог в соответствии с названными положениями НК РФ подлежит уплате по месту нахождения земельных участков.

Помимо вышесказанного необходимо отметить отражение в главе 31 НК РФ общей тенденции в области налогообложения — отказ государства от предоставления налоговых льгот, за исключением льгот для социально-значимых категорий налогоплательщиков или в отношении стратегических объектов налогообложения. Федеральный законодатель предоставляет право уполномоченным органам вводить дифференцированные ставки налога (п. 2 ст. 394 НК РФ), а также налоговые льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ), однако для уполномоченных органов в свете проводимой реформы межбюджетных отношений и без того стоит проблема увеличения доходной составляющей бюджета. Поэтому не стоит надеяться на сохранение налоговых льгот на региональном уровне.

В заключение хочется обратить внимание налогоплательщиков, которым в течение 2005 года земельный налог придется уплачивать по «старым правилам»: в 2005 году ставки земельного налога устанавливаются в размере ставок 2004 года, увеличенных в 1,1 раза (статья 4 Закона № 141-ФЗ).

buh.ru

Смотрите еще:

  • 712 приказ фсин Приказ фсин россии от 11, 08, 2005 712 Дата публикации : 04 марта 2015, 06:08:12 Оценка : 0 Приказ фсин россии от 11, 08, 2005 712 Информация о файле: Добавлен: 04.03.2015 Скачали: 436 Рейтинг: 188 из […]
  • Доклад за ликвидация Доклад за ликвидация За последние два десятилетия число людей, живущих в условиях крайней нищеты, значительно уменьшилось. Задача ЦРТ по сокращению вдвое доли населения, живущего в условиях крайней нищеты, […]
  • Осаго астрахань согаз Список страховых компаний, с которыми ГБУЗ АО «СП №3» работает в системе ОМС Адрес: 414024, г. Астрахань, ул. Латышева, 3/Арша нский 1 пер.,2 Телефон: (8512) 61-62-46; 61-62-49 Время […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.